Путь от биографий социологов к истории социологии
Старшим представителям первого из них более 25 лет, они уже несколько лет работают, учатся в аспирантуре, возможно, некоторые уже защитили кандидатские диссертации. Пока рано прогнозировать характер развития их карьеры, но очевидно, что их исследовательский и преподавательский опыт накапливается иначе, чем у их несколько старших коллег.
Если принять во внимание тот факт, что вершина (два первых поколения) пирамиды российских социологических поколений уже «стерта», что старшие в естественно поредевшем и представленном далеко не во всех регионах страны третьем поколении (1935-1946 гг. рождения) уже весьма ограниченно участвуют в работе с самыми молодыми отрядами социологов, то значительную ответственность за обучение и воспитание входящих сейчас и в ближайшие годы когорт социологов должны были бы принять на себя ученые VI и VII поколений. Однако, выборочное наблюдение за судьбами этой самой большой прослойки нашего профессионального сообщества показывает, что их заметная часть с начала 2020-х эмигрировала или постаралась найти работу за границей на долгосрочной основе. И легко понять, это – хорошо подготовленные, вполне успешные специалисты, которые еще многие годы могли бы плодотворно участвовать в подготовке новых социологических кадров. Сказанное относится и к Виктору Вахштайну, беседа с которым стимулировала разработку ПФА, объявлен в апреле 2022 года «иностранным агентом».
Значит образуется «разрыв» в естественном процессе передачи знаний, опыта, традиций от старших к младшим. Масштабы и глубину этого разрыва сейчас сложно оценить, однако можно предположить все это надолго.
В целом, концепция перехода от имеющихся в распоряжении исследователей биографических материалов о социологах семи поколений во многом определится характером внутренней политики России после завершения военных действий в Украине и местом нашей страны в мировой политике.
Техт от 12 ноября 2020 года
Очень интересно уходить в прошлое на два десятилетия, а иногда и глубже, и наблюдать, как развивались некоторые линии собственных историко-социологических поисков. В нашей литературе можно найти описание достаточно коротких исследовательских проектов, от нескольких месяцев до двух-трех лет, и совсем немного – более продолжительных. Как правило, они осуществлялись коллективом аналитиков, в котором каждый участник отвечал за решение конкретных задач, и все было подчинено единому, в разной мере заранее проработанному, плану.
В моем случае все иначе: теоретико-эмпирическая работа ведется с начала века, сотрудничество осуществляется с очень большим числом людей, серьезная академическая, организационная и моральная поддержка оказывается друзьями-коллегами, но все же – это проект одиночки. Есть план работы, однако он очень мягкий, подвижный и более задается не исходным представлением о предмете и объекте анализа, а текущим состоянием проекта. При этом, реализация некоторых задумок осознанно передвигается на будущее, тогда как приоритет отдается рассмотрению чего-то нового. И дело не только в переоценке значимости конкретной проблемы, но в необходимости обеспечения развития всего проекта в целом. «Я» - менеджер давлю на себя – исполнителя. Именно такой ход событий наблюдается в развитии поколенческо-функционального анализа (ПФА), темы, много лет находящейся в поле моего зрения и интересов.
В моей книге, опубликованной в 2013 году, есть раздел «Функции поколений: общие положения», написанный еще в 2010 году. Здесь в самом общем виде была сформулирована новая аналитическая задача – выявление функций разных поколений в развитии социологии. Отмечалось: «Рассмотрение путей, которыми входили в социологию представители первого и второго поколений, позволяет наметить присущие каждой профессиональной когорте ведущие роли и функции в процессе становления в стране социологии. Эти роли не распределялись каким-либо режиссером, внешней силой, властными институтами, они были избраны участниками процесса самостоятельно и часто выстраданы. Путь каждого социолога во многом был случаен, а вот функции поколений — и в этом одно из достоинств поколенческого анализа — закономерны, объективны» [1, с. 55]. Однако, эта концепция не получила тогда развития, еще было проведено немного интервью, и собранные материалы охватывали лишь социологов первых четырех поколений.
Но в начале 2015 года я вернулся к рассмотрению этой темы. Деталей не помню, но возвращение не было случайным. Количество проведенных интервью приближалось к сотне, беседы проводились уже с представителями шести поколений, и ощущалась необходимость углубления всей совокупности правил исторического поиска. Следовало найти схему перехода от биографий социологов к истории социологии.
В середине декабря 2014 года я наделил короткие тексты, которыми я сопровождал при публикации интервью с социологами, статусом «зоной свободы» и разрешил себе писать здесь любые размышления, связанные с завершенным разговором. Через два месяца, в середине февраля 2015 года, было закончено интервью с Виктором Вахштайном, оно было 99-м, и в преамбуле к нему еще не было термина ПФА, но отмечалась необходимость изучения функций поколений: «Поколенческий подход к прошлому-настоящему-будущему отечественной социологии может рассматриваться как процесс становления и смены поколений социологов, это – общая, генеральная задача. Пока же можно сказать одно, все эти поколения формировались в различных социально-политических средах, на разных этапах развития самой социологии. Инструментом такого историко-науковедческого исследования может стать функциональный анализ, т.е определение и изучение функций каждого из поколений и того, как они осуществлялись» [2, c. 616]. Еще не было развернутого рассмотрения этой темы, но были названы главные функции семи поколений: Поколение I: «Конституирование социологии как самостоятельной науки», Поколение II: «Расширение предметного поля исследований», Поколение III: «Развитие эмпирических методов», Поколение IV: «Сохранение достигнутого, испытание нового», Поколение V: «Обогащение парадигматики и методологи», Поколение VI: «Определение характера постсоветской российской социологии», Поколение VII: «Вхождение в глобальное социологическое сообщество». Не была названа главная функция Поколения VIII, но мне и сейчас ее сложно назвать, первое интервью с представителем данной группы было закончено лишь в конце сентября этого года.
Подробнее разные аспекты ПФА были рассмотрены осенью 2017 года в статье, в которой подводились итоги 11 лет изучения истории отечественной социологии [3].
Тогда мне казался близким конец этапа сбора информации – в действительности интервьюирование продолжалось еще десять лет - и, таким образом, актуализировалась задача определения направлений дальнейших исследований. Одна из наиболее сложных проблем виделась в обосновании правил перехода от биографических интервью с социологами к истории социологии. Эта проблема коренится в различии природы базовой эмпирической информации и выводов финального характера. Биографические интервью относятся к индивиду и раскрывают процесс его личностной и профессиональной социализации, а вся информация в целом описывает жизнь и деятельность социологического сообщества. Тогда как финальные выводы исследования должны распространяться на науку, характеризовать ее становление и развитие.
По моему мнению, наука создается поколениями ученых, в которых каждый в зависимости от таланта, работоспособности, набора ценностей и прочих индивидуально- личностных атрибутов занимает собственное место, играет свою роль. Таким образом, вырисовывается следующая трехступенчатая аналитическая конструкция: 1. Проведение глубинных неформальных биографических интервью с социологами; 2. Объединение социологов в поколенческие группы; 3. Представление истории социологии как процесса формирования, развития и смены поколений.
Указанные три ступени, или шага, составляют каркас того, что я называю ПФА истории советской и постсоветской социологии. В течении многих лет я называл объектом исследования советскую / российскую социологию, но сейчас чаще говорю о российской советской и постсоветской социологии. Во-первых, в таком названии точнее отражена суть того, что произошло с нашей социологией, во-вторых, — в нем, что крайне важно при изучении истории, присутствует процессуальность. Теперь — кратко о том, что я называю ПФА, и раскрою его темпоральную сущность.
В конце 2010-х стала ощущаться недостаточность интерпретации профессионально-возрастных когорт российских социологов лишь в логике макрособытий, определяющих облик и дух поколения: война, оттепель, застой, перестройка. Дело в том, что такая интерпретация не отражает того факта, что в рамках проекта предложенная стратификация распространяется не на все население страны, а только на конкретное профессиональное сообщество — на социологов, потому возникла идея поиска доминантной функции поколения, т.е. главной роли, играемой конкретным поколением социологов на сцене действий всего социологического сообщества.
Так, время показало, что первое поколение социологов активно проводило теоретические и прикладные исследования по темам, представлявшимся им наиболее актуальными (труд, образование, молодежь, деятельность СМИ, общественное мнение, свободное время и т.д.). Большое внимание уделяло освоению эмпирических методов (прежде всего, анкетированию, измерению бюджетов времени, математическим приемам анализа информации). Многое делалось для перевода на русский язык западной литературы и делались попытки внести в марксистскую методологию новые достижения американских и западных социологов — через участие в Международных конгрессах социологов и форумах иного рода, путем организации сравнительных социологических исследований, что способствовало узнаванию достижений отечественной науки за рубежом. Но все же главная функция первопроходцев заключалась в отстаивании самостоятельности социологии как науки. Одновременно события 1980 — 1990-х возложили на них главную ответственность за становление характера постсоветской социологии.
Поиск названий и функций поколений будет продолжен, хотя здесь вообще проблематично говорить об одном универсальном «имени», мы имеем дело с очень сложными, многомерными и динамичными образованиями. Поколения имеют продолжительность в 12 лет, и — ясно — младшие отличны от старших; особенно это заметно в период, когда младшие входят в науку. В старших обнаруживается множество черт предыдущей генерации, в младших — следующей. Аналогичное относится и к функциям. Эти функции определяются всем развитием социологии, и в явном или стертом виде они наблюдаются в деятельности, если не всех поколений, то, по крайней мере, соседних, но доминантными они — скорее всего — являются для одного поколения.
Новые доминантные функции выкристаллизовываются, обозначаются, становятся весомыми лишь к середине периода активной деятельности нового поколения. Поэтому они скорее обнаруживаются в интервью с социологами, представляющими младшие страты каждого поколения, нежели в беседах со старшими.
Для раскрытия сути ПФА принципиально отметить, что два наших ключевых образования: поколение и функция поколения — это субстанции, развивающиеся в разных временных пространствах. Поколение — это профессионально-возрастной срез населения, оно несет в себе следы времени рождения, социализации и т.д. Оно существует во внешнем, общем для всех социальном времени. Функция поколения — это совокупность всего того, что историей общества и науки предписано сделать этой профессионально возрастной когорте в направлении решения проблем, обнаруженных предыдущими поколениями, а также круг ответственности новых профессиональных когорт перед наукой и обществом за поиск ответов на новые социальные и собственно научные вызовы времени.
Понятно, что и функция поколения во многом задается состоянием и динамикой социальной реальности и, таким образом, она меняется в пространстве макроистории, т.е. внешнего времени. Но одновременно функция поколения развивается во внутреннем, внутринаучном времени. И мне кажется, что именно в плоскости двух этих координат (возможно, в будущем — в более многомерном пространстве) можно будет как-то раскрыть тему, заявленную на заре исследования.
Тогда в самой гипотетической форме говорилось о двух исследовательских направлениях, или векторах: история в биографиях и биографии в истории. Думаю, что ПФА истории советской и постсоветской социологии — это и есть один из главных методологических результатов проведенной работы. Он — ключ к двухтемпоральному изучению прошлого, настоящего и будущего российской социологии.
Сноски:
1. Докторов Б. Современная российская социология. История в биографиях и биографии в истории. Санкт-Петербург: Европейский университет в Санкт-Петербурге. 2013.
2. Вахштайн В. С. : «Мы были “морем молодых”, которые “выползли из тьмы”» / Докторов Б. З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. В 9-ти т. [электронный ресурс]. Т. 8. https://www.isras.ru/files/el/hta_9/Publications/tom_8_2_6.pdf.
3. Докторов Б.З. История есть, если только она написана-2 После дороги продолжительностью в 11 лет // Телескоп / №5 (113) / 2015.
Свидетельство о публикации №223092901669