Он был воином Культуры!

Друзья!

Мой друг, уральский издатель Сергей Чумаков родился 22 ноября 1965 года в городе Верхний Тагил, Свердловской области. А скоропостижно умер от приступа астмы  почти год назад.Перед его уходом в мир иной мы дважды разговаривали через популярный мессенджер  ZOOM, обсуждая произведения авторов, присланные на конкурс.
Литературный конкурс произведений о природе «СОХРАНИМ КРАСОТУ»  был учреждён в 2019 году в память об уральском природозащитнике, сотруднике Висимского заповедника, писателе-натуралисте Александре Николаевиче Пискунове. Учредители конкурса - дочери А. Н. Пискунова, ФГБУ «Висимский государственный природный биосферный заповедник» и Уральское Провинциальное Издательство.
И вот беда!
Отступление.
"Мой брат Сергей Чумаков в ночь с 23 на 24 декабря покинул земной мир. О дате, месте и времени похорон сообщу позже.
Все незавершенные проекты издательства будут продолжены.
Телефон и координаты издательства остаются без изменения.
Илья Викторович Чумаков (8 950-190-43-46)
Отклик.
Надежда Смирнова
Илья, скорбим вместе с тобой! Невосполнимая утрата. С 2014 по 2018 г.г. мы работали с Сергеем Викторовичем в составе Общественного совета городского округа Верхнего Тагила. Он активно участвовал в продвижении значимых для муниципалитета проектов. Именно благодаря Сергею "Красная школа" была не разрушена, а внесена в реестр объектов культурного наследия Свердловской области (а ведь здесь впервые на Урале стали обучать совместно мальчиков и девочек - предмет гордости тагильчан!). Он представлял на Думе на звание "Почётный гражданин городского округа Верхний Тагил" Л.А.Шириновскую - первого Председателя Союза Павленковских библиотек (первый съезд прошёл у нас в Тагиле в 1996 году). Было много и других добрых дел.
Общественная палата городского округа 2-го созыва приносит соболезнование родным и близким Сергея Викторовича. Светлая память ему, земля пухом!
...Други!
Что еще важно для меня лично? Именно Сергей Викторович издал мою книгу "Песнь и плач Матери-Земли"!В электронном и бумажном вариантах.www.uralizdat.ru/ Сегодня она широко представлена в Сети.
Кроме книг о природе Сергей и Илья Чумаковы  увлеченно занимались популяризацией старообрядческой литературы(см. файл).
Более ста книг на разные темы вышло в Уральском провинциальном издательстве. И это  увековечило добрую память о моем  друге, воине Культуры Сергее Чумакове.
Вл.Назаров
***************
Старообрядцы

Часто ли вы встречаете старообрядческие книги? Скорее всего, кроме Дмитрия Урушева, Виктора Боченкова или Виктора Осипова в лавках наших храмов вы вряд ли видели что-то серьезное. Современное старообрядческое книгоиздательство переживает не лучшие времена и без спонсора — издательства или мецената — писатели обойтись не могут. А вот «Уральское провинциальное издательство» берется печатать книги о старой вере, причем такие, которые могут заинтересовать и староверов, и людей светских.
О том, зачем это руководству издательства, которое, пожалуй, единственным в стране системно и уже много лет берется выпускать книги о старой вере, на кого рассчитывает при реализации тиража, и как решает, что будет интересно публике, а что нет — в большом эксклюзивном интервью для интернет-портала «Старообрядцы».
«КОНЕЧНО, МЫ РИСКОВАЛИ»
— Сергей, когда и почему Вы решили заняться изданием старообрядческой литературы? Расскажите, почему именно старообрядческим изданиям Вы стали давать новую жизнь?
— Любой издатель исходит из наличия материала, интересного для потенциальных читателей. Первыми произведениями, в которых описывалась жизнь старообрядцев, стали очерки Николая Галактионовича Короткова, которые он решил издать у нас. В результате долгой и трудной совместной работы в 2014 году вышла великолепная книга о жизни деревни Верхние Таволги (Невьянский район Свердловской области) и судьбах её жителей, большинство из которых были старообрядцами часовенного согласия. Эта книга была удостоена специального диплома Премии им. П. Бажова по итогам 2014 года.
Пока работали над книгой Короткова, появился и другой материал о старообрядцах на несколько изданий. Это заставило задуматься об основании единой серии книг, посвящённых истории старообрядчества на Урале, отдельным личностям, населенным пунктам, которые являлись и являются сегодня центрами старообрядчества, культовым сооружениям и святым местам. В ее рамках мы сразу планировали как переиздание старых, ставших библиографической редкостью, а порой и неизвестных ранее, произведений, так и публикацию работ современных исследователей «древлего православия». Надеялись, что такого рода издания привлекут и краеведов, и читателей из старообрядческой среды. Конечно, рисковали, как рискуем с любой книгой, выпускаемой на рынок.
Илья Чумаков — один из руководителей издательства.
Запуск серии позволил не только издавать книги в одном формате и оформлении, но и целенаправленно вести работу по поиску как архивной старообрядческой литературы для её переиздания, так и произведений современных авторов, пишущих на эту тему.
На решение серьёзно заняться изданием литературы о старообрядчестве повлияло несколько факторов: свободный доступ к архивным материалам и старым публикациям; достаточно большое количество современных исследований и публикаций уральских учёных и краеведов; интерес к теме старообрядчества (в основном в историческом плане) у краеведов и незанятость ниши в этом направлении у местных издательств. Конечно, и другие издательства выпускают «подвернувшиеся» книги этой тематики, но целенаправленную системную работу в этом направлении, насколько мне известно, никто не ведет.
— Ваше имя и Ваше издательство прочно ассоциируется с такими уральскими городками, как Новоуральск и Верхний Тагил. Это места, окрестности которых ранее тесно были связаны со староверами. Насколько этот исторический контекст оказал влияние на Ваш выбор одного из направлений для издательской работы?
— Совсем рядом с нами такие населенные пункты, как Невьянск, Верх-Нейвинск, уже упоминавшиеся Таволги (Верхние и Нижние), Быньги, Нейво-Рудянка, Таватуй и другие поселки и деревни. Все эти места близки с детства, пропитаны духом старообрядчества, во многих проживают знакомые и коллеги, среди которых немало тех, кто со старообрядческими корнями. Все промышленное и культурное развитие горнозаводского Урала накрепко связано со старообрядчеством и старообрядцами. Мы позиционируем себя как краеведческое издательство, большинство выпущенных нами книг - об истории Урала, и невозможно обойти вниманием влияние старообрядчества на все стороны жизни уральцев. Так что выбор был вполне естественный и это направление просто выделилось из общей издательской деятельности, когда «созрело».
«ИЗ ЖИЗНИ УРАЛЬСКИХ СТАРООБРЯДЦЕВ»
У издательства уже около десятка книг о старой вере.
— Какие произведения старообрядцев и о старообрядцах Вы издали и когда по годам? Почему именно в таком порядке?
— Хронология и порядок издания зависит, в первую очередь, от наличия материала и его готовности. Редакторская работа и подготовка к изданию занимает, как правило, несколько месяцев, а порою год и более. Немаловажным фактором является и финансовая составляющая, кризис 2014 года, например, «затормозил» выпуск первых серийных изданий.
Как уже говорил, в 2014 году была издана книга Николая Короткова «С трудом о прошлом, о былом. Очерки о жителях д. Верхние Таволги», в которой коренной таволжанин рассказывает о зарождении и истории деревни, своего рода, о судьбах жителей. В его повествованиях прослеживаются нелегкие пути таволжан - хранителей «древлего благочестия», строивших свою жизнь «по совести».
В серии «Из жизни уральских старообрядцев» выпущено семь книг:
Макарий Огибенин. День в раскольническом скиту, 2017 г. Основу книги составляет рассказ православного священника Огибенина Макария Мартиновича о посещении им раскольнического скита в Пермской губернии. С особым колоритом автор описывает быт старообрядцев конца XIX века. Текст подготовлен на основе оригинального издания, вышедшего в Санкт-Петербурге в 1902 году.
Алексей Корюков. В огненной купели (очерки о старообрядцах), 2017 г. В своих очерках-размышлениях автор проводит параллель от раскольников XVII века к сегодняшним старообрядцам, описывает жизнь своих родственников и земляков - приверженцев старой веры.
Денис Щербина. Верхнейвинские староверы, 2017 г. Книга уральского краеведа и православного историка содержит очерки по истории и обычаям староверов посёлка Верх-Нейвинский Свердловской области, являющегося одним из оплотов старообрядчества горнозаводского Урала.
Весёлые горы - Урала краса: духовные стихи, 2019 г. В книгу включены стихи о Весёлых горах, созданные в начале 20-го века старообрядцами - участниками паломничеств в эти святые для них места.
Весёлые горы: свидетельства очевидцев, 2019 г. В книгу включены рассказы о Весёлых горах -наиболее чтимых уральскими старообрядцами мест -написанные очевидцами и участниками паломничеств и молебствий, проходивших в начале 20-го века. Большинство произведений издаются, спустя более ста лет с момента их первых публикаций.
Леонид Каптерев. Островок (из жизни уральских старообрядцев), 2019 г. Очерк о посещении автором скита уральских старообрядцев опубликован впервые через сто лет после первого издания. В книгу включена статья об авторе - известном историке и краеведе первой половины прошлого века, включающая малоизвестные факты его биографии.
Дмитрий Мамин-Сибиряк. Тайны зелёного леса (Рассказы о жизни уральских старообрядцев), 2019 г. Книга включает произведения, отражающие быт и обычаи уральских старообрядцев. Это электронное издание распространяется бесплатно в качестве приложения к книге «Весёлые горы: свидетельства очевидцев».
— Насколько я знаю, в Ваших планах есть и дальнейшие намерения издавать литературу о дораскольных православных. Поделитесь, пожалуйста, что еще интересного около-старообрядческого Вы намереваетесь сделать общедоступным? Какие произведения может ожидать от Вас читатель в ближайшее время?
— Сейчас в работе находится материал для пары-тройки книг в разной стадии подготовки. Это описание истории Весёлых гор за последние сто лет от прихода советской власти и до современности; исследование Натальи Копыловой о трагической судьбе своих предков, приверженцев одного из согласий старообрядцев-беспоповцев истинно-православных христиан (странников), кое-что из публикаций начала ХХ века.
Надеемся, что издадим и их, и будем двигаться дальше..
КОМУ ИНТЕРЕСНЫ КНИГИ О СТАРОЙ ВЕРЕ?
— Вы — человек, далекий по духу от староверия? Откуда Вы узнаете о той литературе для православных староверов, которую стоит издавать?
— Я не религиозный человек. Тем не менее, основополагающее влияние религии (в том числе и православной старого обряда) на всю историю и развитие культуры человечества (и русского народа) невозможно игнорировать. Поэтому конкретно к старообрядчеству отношусь как к культурологическому явлению, создавшего среду для жизни миллионов людей, влиявшего и влияющего на все сферы развития России.
Книги о старообрядцах неизменно интересуют краеведов
Информацию о литературе, которая может заинтересовать читателей, получаем из разных источников: библиографические указатели; научные статьи и публикации в СМИ и интернете (в том числе и старообрядческих ресурсах); общение с краеведами и историками; собственные исследования и поиск в архивах и библиотеках. Создаем банк информации, литературы, которую в дальнейшем можно будет использовать в той или иной мере для подготовки изданий. Иногда предложения об издании поступают от самих авторов или читателей. Так, например, очерк Л. Каптерева «Островок» был издан по предложению краеведа из Нижнего Тагила А. Хлопотова (из рода старообрядцев часовенных), который предоставил электронную копию первого издания произведения.
— Сергей, иногда Вы выступаете перед аудиторией в областной библиотеке имени Белинского и, вероятно, в других культурных учреждениях. И презентуете людям «свои» книги — имею ввиду те, которые вы издали. Вы видите интерес у этой, скажем так, внешней аудитории, к литературе, изданной в свое время сторонниками дораскольного православия и переизданной Вами?
— Традиционно, помимо собственно издания книг, мы участвуем и в общественных мероприятиях краеведов, организуем совместные выставки с музеями и библиотеками. Так, с библиотекой им. Белинского сотрудничаем более пяти лет. Совмещение разных форматов помогает привлечь внимание аудитории к книгам, продвигать их в читательской среде. Аналогично действуем и с литературой о старообрядчестве: проводим презентации, выступаем с докладами, организуем выставки в разных городах Свердловской области. На мероприятиях, помимо краеведов, часто присутствуют и представители старообрядческих общин. Интерес к нашим книгам, в основном, проявляют те, кто как-то связан со старообрядчеством: предки ли были из их среды, или занимается изучением истории и жизни старообрядцев, интересуется краеведческой и архивной литературой и т. п.
ИЗДАНИЯ ДОЛЖНЫ СЕБЯ ОКУПАТЬ

— Вы издали весьма неплохую печатную продукцию староверов и о староверах прошлого. А почему не беретесь издавать старообрядцев современности?
— Мы нисколько не чураемся и современной литературы. Жизнь старообрядцев-современников очень интересная тема. Частично ее затрагивают произведения Н. Короткова и А. Корюкова, людей старшего поколения, проживших значительную часть жизни в советский период. Если будет материал о сегодняшних сторонниках древних обрядов, который нас устроит, с удовольствием издадим. Единственное ограничение: не беремся за богословскую литературу, так как это не наш формат.
— Очевидно, что это должно быть коммерчески выгодно, чтобы Вам продолжать в это вкладываться. А Вы продолжаете. Значит, есть отдача. Насколько старообрядческие книги — наверное, все же правильнее сказать, брошюры — востребованы и приносят доход?
— Конечно, книги должны себя окупать, нас никто не финансирует, издаём за счёт собственных средств, часто от доходов по заказным изданиям. Так как изготавливаем тиражи небольшими партиями, то они достаточно быстро расходятся, что позволяет допечатывать их по мере необходимости. Спрос есть, в основном среди краеведов области, часть расходится по местным старообрядческим общинам. Конечно, на многотысячные тиражи мы не рассчитываем, для нишевых изданий тираж свыше 1000 экз. очень редок.
Будут ли востребованы наши книги в большой степени зависит и от нас, издателей, и от авторов. Поэтому для подготовки книг мы привлекаем экспертов и специалистов, с которыми консультируемся и в целом по изданию, и по отдельным вопросам, стараемся поддерживать высокое качество книг как в содержательном плане, так и по оформлению. И это находит отклик у покупателей.
Старообрядцы часто приходят посмотреть на книги изданные «провинциалами»
— На какую аудиторию Вы рассчитываете, кто заказывает и покупает книги Вашего издательства?
— Книги могут быть полезны любому, кто занимается изучением истории уральского края и интересуется старообрядчеством, независимо от религипринадлежности. Основными же читателями книг являются краеведы, члены старообрядческих общин.
— Как Вы распространяете изданную литературу, в каких книжных магазинах продаете, как рекламируете ее? Как простому обывателю найти Вас, заказать что-то из списка понравившейся продукции?
— В розничной сети, к сожалению, наших книг практически не найти. В Екатеринбурге - только в одной точке: в ларьке в библиотеке им. Белинского. Основной канал распространения - прямые продажи: через общества краеведов, на ярмарках, выставках, мероприятиях Уральского исторко-родоведческого общества и других. Наиболее удобный способ приобрести книги - заказать в интернет-магазине на сайте издательства, где представлена не только печатная продукция, но и электронные версии всех книг.
Информация о книгах, помимо сайта, распространяется в соцсетях на страницах издательства и в сообществах краеведов и старообрядцев. На YouTube издательство ведет свой канал (Uralizdat), на котором выкладываются буктрейлеры, презентации книг, новостные сюжеты о мероприятиях, программы с участием нашего редактора, историка Ильи Чумакова, в которых он рассказывает об истории горнозаводского Урала.
8  декабря 2021 года
https://staroobryadci.ru/
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 сентября 2023 года.


Рецензии