57. Интересные встречи 3. Ольга Бешенковская
Во время нашего нахождения в Германии мы с Беллой познакомились с известной петербургской поэтессой Ольгой Бешенковской(1947 - 2006) . Той самой, которая угощала нас у себя дома в Штутгарте пережаренной курицей, в процессе поедания которой я сломал себе передний зуб (шутка на основе факта ).
Она была одной из ведущих поэтов Андерграунда, наравне с Иосифом Бродским и Сергеем Довлатовым и печаталась в Самиздате, кое-что из которого проникало на Запад. С конца 70-х годов она, как и многие представители петербургской интеллигенции, имела возможность получить работу лишь в котельной.
В Германии она организовала и возглавила в 1988 году журнал «Родная речь», с подзаголовком «Журнал русских писателей в Германии».
Бешенковская тратила много времени на работу с начинающими авторами и, заболев раком, даже находясь при смерти, беспокоилась о том, чтобы успеть вернуть присланные ей на рецензию работы.
Так мимо нас прошел практически незамеченным еще один незаурядный человек, значимость которого дошла до сознания слишком поздно.
Моя жена Белла обладала редким свойством своими умом и добротой, уж не говоря о своей внешности, привлекать к себе людей уже при первом с ними знакомстве. И то же самое произошло при встрече с Ольгой Бешенковской, которая подарила Белле книжку своих стихов.
Здесь приводится ее автограф, написанный для Беллы на сборнике ее произведений «Петербургский альбом»:
А также приведено одно из стихотворений поэтессы, производящее сильное впечатление своим пронзительно правдоподобным описанием неправдоподобного события. Думаю, что этот стих по глубине понимания того, что не может произойти, в чм-то перекликается с Дантовым «Адом».Оно звучит так:
Кладбищенский ангел мне двери открыл,
Велел подождать за оградой.
Родители вышли, касаясь перил
невидимых, вея прохладой.
Дыханье - как взрыв у высоких ворот
В незримом присутствии Лика....
Ну что вам сказать? Продолжается род,
и нежно цветЁт земляника...
Исовестно вымолвить что-то ещё
Наэтом наречии бедном...
И сходит заря, как румнец со щёк
И небо становитс бледным
И сместа-несдвинутьс будто нога
Вросла...Онемевшие чресла....
И женщина в чрном торопит, строга
А женщина в белом-исчезла.
Стихотворение годится в роли эпиграфа, но не исключено и эпитафии.
Не могу не отметить, что идея Бога в её общеизвестной трактовке, как некоего вышестоящего авторитета , к которому можно обратиться с петицией, для меня совершенно неприемлема. Я слишком много знаю, да и воспитание получил соответсвующее.
Однако непреложным фактом является неоспоримое утверждение о том, что законы природы выполняются на всём пространстве наблюдаемой Вселенной. К тому же и известные факты из эволюции жизни говорят о том, что она происходит направленно. И вообще порядок, а не хаос является преимущественным состоянием всего, что может быть наблюдаемо.
В связи с этим я не могу не согласиться с мнением, что в Природе существует некое организующее начало в том смысле, в котором его рассматрмвали члены кружка мироведов РОЛМ.
А что касается Бога, то здесь я задолго до того, как поверхностно ознакомился с мыслями Людвига Фейербаха, пришёл к тому же выводу, что и он. А именно что Бог создан человеком по своему образу и подобию. Как это написано на памятнике Фейербаху на месте его дома на горе Рехенберг в Нюрнберге, где мы с Бэллой проживаем в настоящее время.
Тем не менее задолго до знакомства с текстами Священного Писания, а именно Книгой Екклесиаста, или Проповедника, я самостоятельно пришёл к тем же выводам, а именно : всё- суета сует.
И потому, в частности, никогда не соблазнялся перспективами картерного роста, неоднократно открывавшимися передо мною. Как только становилось ясно, что для их реализации следует приложить усилия на грани м оих возможностей, мне становилось скучно и начиналась непроизвольная зевота.
Также ещё во времена окончания школы стал вопрос о необходимости разобраться с расстановкой по степени значимости ценностей жизни. В результате получилось, что наиболее привлекательной оказалась любовь. Причём не идеальная и высокопарная с элементами экзальтации, и обожествления, а нормальная плотская, но создающая даже не всегда явно проявляющееся ощущение надёжного тыла.
И тут в моей жизни появилась Бэлла не в результате неожиданной случайной встречи после долгих поисков , а как следствие естественного, предусмотренного неким выше установленным порядком хода событий.
Проводя весьма неуклюжую и двусмысленную аналогию, могу сравнить себя с ключём, к которому судьба подобрала уникальную и подходящую к нему замочную скважину.
Забегая вперёд , не могу без изумления заметить, что получилось так, что тема скважины стала ведущей в той части мемуаров, которая отражает производимые мною поиски ответов, на задаваемые самому себе вопросы. Причём почти всегда дело доходит до раскрытия темы в её буквальном звучании и, даже, возможностью привлечения уместного случаю иллюстративного материала.
Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизнью твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем.
Сейчас, когда моим родителям уже исполнилось сто лет, я, находясь в здравом уме и исправной памяти, мысленно стою перед ними и пытаюсь дать отчет о прожитой жизни. Ведь слишком часто для того, чтобы считать происходившее со мной случайностью, я ощущал на себе незримое покровительство мамы, спасавшей меня от опасности, или, наоборот, подсказывающей правильное решение. И, даже такой прагматик, как отец, не раз говорил, что безошибочно чувствует, что мама подходит к дому, хотя она еще не достала ключа – настолько велика была ее душевная сила, называемая в настоящее время энергетикой.
Один француз очень удачно заметил, что родители являются последней нашей защитой перед лицом смерти. Когда они уходят из жизни, мы остаемся перед ней лицом к лицу.
Примерно в четырехлетнем возрасте я впервые осознал неизбежность собственной смерти, но тут же нашел спасительное утешение. Я уверил себя, что к тому времени наука достигнет такого уровня, что станет возможным оживление покойников. Пожалуй, я родился рановато, и теперь оказался в семье первым на очереди. Это как-то мобилизует и, в некоторой степени, воодушевляет на то, чтобы не затягивать составление мемуаров и продолжать пользоваться возможностями, предоставляемыми земной жизнью.
У меня всегда вызывало восхищение, а, к концу жизни и зависть, то спокойствие, с которым мои родители, и родители моих родителей подходили к финалу своей жизни, а затем встречали смерть. И их можно было понять, поскольку за ними следовали их дети, похожие на них и потому в них продолжалась, пусть в новой ситуации, прервавшиеся жизни своих родителей.
Отец нередко с усмешкой говорил мне: «Ты думаешь, что тебя никто не понимает», имея при этом в виду не только генетическую, но и духовную связь со мной...ёё.
Не могу не признать, что я представляю собой свидетеля и предпоследнего участника многократно происходящей вот уже какую тысячу лет драмы , связанной с пресечением наследственной линии, связанной с воспроизведением Y хромосомы, ведущей начало от доисторического предка., принадлежавшего к моей гаплогруппе. А вместе с тем и прекращением наследования связанной с ней информации,.
Создаётся представление, что я получил взаймы, а отдать долг нет возможности.
Помимо чисто возрастного фактора это ощущение является дополнительным стимулом к тому, чтобы приняться за мемуары. А непосредственная связь генетической проблемы с процессом воспроизводства жизни определяет специфическую окраску этих воспоминаний .
Мир меняется, возникают новые идеи и проблемы и ушедшие в прошлое становятся неинтересны живущим. С ними оказывается просто не о чем говорить. О них можно вспомнить лишь в том случае, если тема общения продолжает оставаться интересной и в настоящем.
Как это можно заключить по чтению художественной литературы , отражающей интересы общества, наиболее обсуждаемой является тема жизни, выяснению её смысла, познания мира , организации земного существования и её воспроизводства , то есть проблемы, связанные , в частности, с взаимоотношением полов.
При этом именно последняя тема является вечной , которая будет существовать всегда, пока существует род человеческий.
Спору нет, Ньютон и Фарадей будут тоже по-своему бессмертны. Но лишь ничтожному количеству из людей выпадет такая возможность увековечить память о себе, как удалось им.
Для большинства населения единственный и сам по себе весьма сомнительный шанс на воображаемое бессмертие заключается в деторождении, в чём, кстати, были уверены и мои родители.
Да и просто человек сознательно или подспудно нуждается в защите от мыслей о неизбежной смерти и обеспечении, пусть иллюзорной, надежды на продолжение своей значимости после смерти. Но и здесь его не покидают подозрения в том, что он занимается самообманом.
Более того, подходя самокритично к достигнутым на протяжении жизни успехам, в подавляющем большинстве случаев приходится сознаться в их незначительности. И в том, что они преходящи и не заслуживают того, чтобы долго об них помнили.
На этом фоне в роли наработанных ценностей выступают лишь воспоминания о положительных эмоциях.
В изучении этого вопроса очень серьёзный шаг сделал Фрейд, утверждавший, что пловое влечение влияет на многие поступки, совершаемые людьми в их личной и общественной жизни.
Фрейда опровергали и опровегают. Но создаётся впечатление, что это вызвано всего лишь опасением, что увлечение Фрейдом приводит к уничтожению разницы между животным и человеком разумным. Т.е. имеет место перестраховка.
В одном из многочисленных литературных произведений, появившихся в годы болезненного увлечения проблемами космоса (не то у Лема, не то у Стругацких) , описывается встреча человека с инопланетяниным. Последний был абсолютно не похож на человка, просто потому, что вместо конечностей у него были покрытые шерстью колёса.
Однако у этих «колёсников» тоже имелось разделение на два пола. И потому взаимопонимание было немедленно достигнуто после того, как каждый из них стал рассказывать двусмысленные анекдоты на сексуальную тематику.
Сейчас абсолютно ясно, что после меня род Муратовых пресекается , поскольку мужское потомство среднего брата, как мне кажется, Гелия воспитано в обстановке типично еврейского делячества и мало надежды, что они смогут представлять собой остатки вымирающей русской интеллигенции. Не то воспитание и не те ценности.
По этой причине тешить себя иллюзорной надеждой на реализацию себя во внуках нет оснований и потому следует принать, что жизнь прожита безрезультатно. Что в некоторой степени огорчает.
Остаётся лишь единственный путь, а именно воспроизведение событий, связанных с приятными ощущениями и вообще о всём, что скрашивает бренную жизнь.С призанием того, что именно
половая жизнь и связанные с нею коллизии выглядят в качестве убедительной, хотя и временной антитезы личной смерти.
Тем более, что я для начала просто интуитивно собирал на продолжении более полувека иллюстративный материал в виде фотографий, сделанных в начале на фотопластинках и в конце в электронной форме.
Бэлла Муратова и Витольд Муратов 28.09.2023 23:3
Свидетельство о публикации №223092900020