Пушкин Парадокс Добро и Зло

"Fair is Foul, Foul is Fair"   Macbeth Shake-speare

Добро есть Зло. Зло есть  Добро – так прошипели Макбету ведьмы шекспировской пьесы  двуликого Януса-автора (ученого виконта Ф.Бэкона и поэта  графа Ратленда, скрывающихся за псевдонимом «Уильям Шекспир» с прототипом – ростовщиком Уилмом Шакспером  из Стартфорда-на-Эйвоне)

Зло делает добро когда:
 униженный, оскорбленный  и пораженный устремляется духом в горние выси
неудачнику открывается некое новое знание или накрывает озарение

Это парадокс человеческого жития развился из библейского Древа познания Добра и Зла
Потому Творец и запретил адаму и его ише есть плоды с этого Древа, что они открывали путь к пониманию и,главное,  эксплуатации этого парадокса
 
***
Бонди С.М. в ст. « Рождение реализма в творчестве Пушкина» показал один пример этого парадокса:
«Молодой Лев Толстой в 1855 г (когда он еще не считал себя «учителем жизни») в конце повести «Севастополь в мае месяце» мучительно задумывается на ту же тему: нужно ли в литературе художественное выражение неприкрашенной правды, жизни как она есть — без поучительных авторских выводов, — и приходит ходит к той же мысли, что и Пушкин, Лермонтов (в цитированном отрывке), Чехов и другие великие русские писатели-реалисты. Он пишет:
«Вот я и сказал, что хотел сказать на этот раз. Но тяжелое раздумье одолевает меня. Может, не надо было говорить этого, может быть, то, что я сказал, принадлежит к одной из тех злых истин, которые, бессознательно таясь в душе каждого, не должны быть высказываемы, чтобы не сделаться вредными, как осадок вина, который не надо взбалтывать, чтобы не испортить его.
Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны …»

Кто из двух дуэлянтов – Онегин и Ленской (так у Пушкина) – натворил больше бед?


Рецензии