Торговля благодатью оптом и в розницу

                Христос напутствует апостолов, направляя их в мир для проповеди Евангелие, следующими словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Это означает следующее. Как ученики Спасителя и Сына Божьего, бывшие рыбаки и мытари получили неимоверные дары Святого Духа, дающие им силы и власть нести апостольское служение. Они наделялись силой исцелять, изгонять бесов, творить чудеса. Это было дано Господом не ради апостолов или тех, к кому они шли, а ради прославления имени Божьего и власти Сына над миром. Если нужно было бы просто кого-то исцелить или изгнать беса, то Бог мог бы это сделать одним мановением мысли. Немощь человеческая не позволяет вере приблизиться к сердцу, через саму веру. Падшему естеству нужно чудо, т.е. видимое присутствие Бога и действие Его силы, которые можно увидеть, услышать или осязать: «Вложить персты в язвы» Христа (Ин.20:25), как это понадобилось Фоме. Поэтому вера становится доступной только через органы чувств, как писал апостол Павел: «Вера от слышания» (Рим.10:17).   Через творимые апостолами чудеса в сердца простых людей входила вера.  Пререфразируя известную пословицу, можно сказать: «По чудесам встречали, по вере провожали».  Божественная сила, которой были наделены апостолы, давалась им совершенно даром, как награда за преданность и веру в Сына Божьего, и как необходимое условие для служения. О чудесах апостолов неоднократно свидетельствует книга Деяний, и мы не намерены их всех разбирать. Для нас важно отметить, что чудеса апостолов не только стали дверью, через которую Бог нисходил в мир, а мир поднимался к Богу, но и поводом к соблазну и искушениям падких к сребролюбию, власти, тщеславию людей. История Симона Волхва наглядное тому свидетельство (Деян.8:9). Он был придворным магом императора  Нерона и творил при помощи дьявола невиданные волшебства. Но, поскольку эти волхования были колдовством, обманом, иллюзией, за которыми стояли бесы, и Симон это прекрасно знал, они не имели в себе силы и быстро исчезали. Чудеса, которые именем Божиим творили апостолы были наполнены силой и властью свыше. Поэтому, в лучших традициях своего народа, Волхв решил эту силу купить, для использования в своих коммерческих интересах, как сейчас бы это назвали. И тогда: «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принёс им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян.17-24). Чем все закончилось хорошо известно. Получив отказ от апостолов, Симон вызвал Петра на состязание, в ходе которого сначала с помощью бесов поднялся в небо, а затем по молитве Петра низринулся с высоты на землю и разбился насмерть. Предание говорит, что при падении его тело разделилось на четыре части, а сам Симон умирал два дня. Эта история очень поучительная прежде всего для служителей алтаря и состоящих в священном чине. Ее глубокий нравственный смысл заключается в том, что нельзя торговать благодатью Духа, которая дана церкви для служения Христу. Каждый, кто эту заповедь преступает вступает в торг с дьяволом, как с Симоном Волхвом. Итог торга заранее предопределен – нельзя обмануть отца лжи! Продающий благодать, взамен денег отдает душу на вечную погибель. Торговля дарами Духа получила в церкви название «грех Симонии» по имени нашего Волхва. Начиная с первых дней существования, церковь сразу подвергалась этому злу, которое с годами только набирало силу, и по мере разрастания Церкви увеличивалось многократно. Но дьявол хитер и предал симонии такие, на вид благочестивые формы, что не сведущие христиане стали принимать, ее как благо и норму церковной дисциплины. В какую только личину симония не рядится в наши дни: от прямых взяток за хиротонию, до торговли ювелирными украшениями и сувенирами в храме. Отцы настоятели и их правящие Архиереи в своих повседневных трудах и заботах, забыли за что Христос изгнал торговцев из храма, равно как и не помнят о 76-м правиле VI Вселенского Собора: «Никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Ин. 2:15-16)». Коммерциализация современной церкви приняла невиданные масштабы, приближая мир к его печальному концу. Но, как сказал Христос: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф.18:7). Поэтому происходит то, чему «надобно прийти». Правда, Христос добавляет: «горе человеку тому, имже соблазн приходит». Но про это отцы-настоятели стараются не вспоминать. Почему торговля в свечных лавках (которые вообще, согласно канонам, должны быть вынесены за ограду храма), установление тарифов за совершение треб, совершение иных действий от имени церкви, которые не только являются грехом симонии, но порой, превращаются в мерзкое богохульство (как например освящение священниками секс-шопов и стриптиз-баров) стали нормами церковной жизни? Потому что, все вышеназванное погружено в симонию: желанием продать благодать оптом и в розницу, и подороже. Про таких священников прп. Исидор Пелусиот еще в XVII в. говорил: "Вы оставили Христа и возлюбили хриса (хрисос-золот, греч.). Церковь из Дома Божьего превращается в акционерное общество, задача которого – извлечение прибыли. Недавно мы стали свидетелями еще одно вопиющего факта симонии, который сам по себе не нов и встречается повсеместно среди нынешних настоятелей. В одном из недавно построенных храмов Ленинградской области, в котором все строительные работы были завершены, за исключением чистовой отделки шли богослужения. Отсутствие штукатурки на стенах явило печальную для православной души картину. Все камни нижнего яруса вплоть до подоконников пестрели мужскими и женскими именами. В душе благочестивого верующего невольно возникали  ассоциации стен храма Божьего с общественным туалетом или подземным переходом. Однако, настоятеля этот нисколько не смущало. Сия мерзкая картина стала привычной для клира и его батюшки, поскольку в таком «голом и постыдном» виде храм стоит уже достаточно давно. Откуда взялись эти письмена в Святыне Господней? Все очень просто: когда храм строился, настоятель в поисках денег решил использовать не новый, но весьма эффективный способ «отъема денег у населения», как сказал бы тов. О. Бендер. Силикатный кирпич на стройку продавался прихожанам за определенную сумму, которую стыдливо назвали «пожертвованием», с условием, что имя покупателя будет записано на купленном кирпиче, а сам кирпич пойдет на укладку стен. Более жуткого кощунства даже не придумать – Дом Божий строится за деньги, вырученные от торговли благодатью, т.е. от симонии! Людей, которые поддавались искушению и платили за свои кирпичики и жалко, и оправдать невозможно. С одной стороны, – их жалко, потому что жертвователи искренне верили, что их лепта поможет в спасении и будет оправданием на Суде Христовым, как доброе дело, а с другой – оправдать невозможно, потому что Евангелие никто не отменял и оно доступно всем. Но самую страшную и тяжелую ответственность будет нести тот настоятель, который свою коммерческую смекалку обратил в торговлю дарами Духа. Поэтому, не зря существует поговорка: «Душами священников дорога в ад вымощена». Грех симонии не искореним в церкви по нескольким причинам. Самая главная заключается в том, что к священству приступают, в подавляющем большинстве те, кто самоизбрание или мнение других грешных людей (т.н. «старцев») перепутал с призванием от Бога. Господь говорит Своим ученикам, каковыми в силу священного сана являются все священники: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам» (Ин.15:16). Заметьте: Я вас избрал, чтобы вы приносили плод, служите Мне, а обо всем остальном позаботиться Отец ваш Небесный. И что на практике? Кто из настоятелей эти слова Спасителя вспоминает, когда нужны деньги? Вместо упования на Господа, начинаются лихорадочный поиск средств, спонсоров и небывалая коммерческая активность. Бог отодвинут в сторону, как не при делах. Это и есть самая настоящая симония, следствием которой будет неизбежное падение и терзание души на четыре части в преисподней. Это случается с теми, кто не был призван Господом на священство, а получил его в силу собственного хотения, купли-продажи или под внушением других. Позволяя таковым стать священниками, Господь отходит от них, давая возможность новоиспечённому батюшке с головой окунуться в мир греха. Таковые пью чашу страха, нищеты,  алчности, маловерия и уныния до дна, увлекая душу в самые глубины ада. Страх безденежья, человекоугодничество перед спонсорами, раболепствие перед священноначалием делают такого священника рабом людей и греха, отбирая у него рабство Христу. Об этом мы подробно писали в работе «О священстве».
                В заключение необходимо отметь главное – покупающие такие «именные кирпичи» прямо участвуют в тяжком грехе симонии, наносят смертельную рану душе и делают очень тернистым путь ко спасению. Никто не мешает и не запрещает богоугодное дело жертвования на храм. Но пожертвование тем и отличается от «отъема денег у населения», что совершается по желанию сердца, а не из стремления получить обратную выгоду: на Тебе, Боже денег за кирпичик, а Ты про меня не забудь на том свете. Это торг с Господом, а не милость, о которой Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф.9:13), не говоря уже про то, что купля кирпичика - это проявление тщеславия.  Никто не мешает настоятелю принять пожертвование на строительство церкви и внести имя жертвователя в синодик, не оскверняя написанием имен стен Дома Божьего. Бог будет судить каждого за свое, но более строго наказания будет достоин тот раб: «…который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его» (Лк.12:47). Это касается и священников, и прихожан. Помощь церкви, в том числе и деньгами, – богоугодное дело, а вот использование авторитета священного сана и благодати Таинств с целью извлечения прибыли – тяжкий грех. Жертвовать нужно не столько сколько у тебя требуют, а сколько ты можешь и сколько не обременяет сердце и карман. Этим и человек спасается от участия в грехе симонии, и священник удерживается в рамках приличия и благочестия. Что касается повсеместных «тарифов на церковные услуги», то они на совести настоятеля. Благочестивые отцы всегда идут навстречу человеку и не требуют фиксированной платы на совершение треб, понимая, что должны давать даром то, что даром от Бога получили.


Рецензии
Да, "даром получили, даром давайте".

Но не видела ни одного храма без прейскуранта.

А еще, из интересного))((
На днях один товарищ советы давал (в сети), как благодать приумножить - надо в воскресный день не на одной, а на двух литургиях быть - на ранней и на поздней, прям в два раза больше и унесешь. Вот так((( хотя каждому вроде "по мере его". Или по вере (в два раза)?
А если не в воскресный, а в будний праздничный? Одолевала порой мысль, когда на ранней стояла, приходилось как от мухи отмахиваться. Тем более, что по воскресным дням у нас одна.))

Светлана Энь   29.09.2023 12:04     Заявить о нарушении
Увы, таких больных православием - развелось, как мух в известном месте. А все от безграмотности священства, и от гордыни человеческой.

Игорь Устичев   29.09.2023 12:45   Заявить о нарушении