Импрессионизм натюрмортов Игоря Грабаря
Натюрморты это то, что приходилось писать Игорю Грабарю летом, пока нет его
любимой зимы.
Приходилось довольствовался созданием натюрмортов.
И они получались совсем не хуже чем зимние пейзажи и деревья.
Грабарь — мастер натюрморта,и пейзажа.
Наряду с Константином Коровиным он был наиболее ярким представителем русского импрессионизма.
Но, в отличие от Коровина, в поисках оригинальных живописных приемов он обратился к дивизионизму, то есть технике чистого раздельного мазка.
Возможно в овладении данной техникой ему многое подсказало обучение в студии
Ашбе в Мюнхене.
Ашбе упорно рекомендовал своим ученикам не смешивать краски на палитре.
А накладывать их раздельно на холсте и объяснял суть этого метода с точки зрения оптического восприятия краски.
В конце 1903 года произошло одно важное событие для Грабаря.
Он познакомился с живописцем и предпринимателем Н. В.Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры, и был приглашен в имение Дугино.
Оно находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра.
В этих местах Игорь Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х.
Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру.
Грабарь писал натюрморты, в самом начале это был махровый реализм.
Но позже он стал писать в стиле импрессионизма.
В Дугино понятно, не могли не появиться натюрморты с цветами Грабаря .
Мещерины любили цветы, покупали их охапками у деревенских детей, выращивали в собственной оранжерее и привозили из Москвы.
При таком количестве постоянно свежих цветов, сам Бог велел их писать.
Используя импрессионистические приемы, художник создал в своих натюрмортах поэтическую гармонию цвета, света, солнца, радости и красоты.
Все словно живет и дышит воздухом солнечного лета.
Замечательно написан летний натюрморт - «Неприбранный стол»1907г.
На голубой скатерти - фрукты в стеклянных вазах, тонкие фарфоровые тарелки, серебряные ложки, варенье в стеклянной посуде, большой графин с водой.
Яркость света и блеск рефлексов на ткани скатерти и в тени, без сомнения добавляет стеклянная посуда и графин с водой.
Так оно и есть. Радость света и цвета.
Все сияет от солнечных бликов и рефлексов на окружающих предметах.
А на посуде отражаются рефлексы голубого и фиолетового цветов от скатерти.
Нежно фиолетовый букет цветов и плетеное кресло напоминает нам о теплом лете.
Так что можешь развалится и балдеть хочешь на солнце, а хочешь в тени освежайся.
Он считал, однако, что импрессионистическая задача отчасти заслонилась в этой картиной иной.
Желанием передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски.
Вся картина написана маслом, но для цветов же я взял темперную подготовку, закончив ее сверху акварельными красками в технике лессировки.
Желаемый контраст получился.
Неожиданный прием особенно с акварелью.
Работая темперой,а когда она высохнет, лессировать акварелью, но после я всегда покрывал работу лаком.
Иначе акварель позже просто выгорит на свету.
Да и темпера подвержена влиянию света, и ее тоже можно покрыть лаком.
Скажем так хорошие художники всегда покрывают работы лаком, и даже написанные маслом.
Даже бывает и не один раз.
Мне даже думается, Грабарь часто писал и просто яичной темперой, безо всякой лессировки акварелью.
Так работал и Виктор Борисов-Мусатов в картине "Водоем", о чем он сам и поведал друзьям.
С импрессионизмом данный натюрморт «Не прибранный стол» сближает задача тонкой передачи игры света на поверхности предметов.
Мазок в картине очень дробный, он как раз и создает требуемый эффект, а зеленоватые отблески от обоев еще более его усиливают.
Натюрморты 1920х годов строились на контрастах дополнительных, теплых и холодных цветов, многообразием колорита, сочетании разных фруктов и ткани.
Другие картины из этой серии «Красные яблоки на синей скатерти»1920г., «Туркестанские яблоки» 1920г.
В картине «Хризантемы» 1905 художник соединяет «цветочный» и «чайный» натюрморты.
Эту картину пронизывает солнечный свет, любимый друг импрессионистов.
И он везде – на цветках хризантем, на тарелках, на хрустальных стаканах и графине, на скатерти.
Из-за мелких мазков краски, нежных цветовых рефлексов картина кажется легкой и воздушной.
Все светится от яркого солнца словно сделано из хрусталя.
За эту картину коллекционер В.О. Гиршман заплатил художнику очень большую сумму.
В картинах мастера часто звучат ноты импрессионизма.
Таковы работы мастера – «Хризантемы» , «Сирень и незабудки» 1905г.
Вот что написал Грабарь о картине «Сирень и незабудки»: «Я увидал на рояле корзину,… плотно наполненную незабудками, походившими на какую –то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю.
Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени.
Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать».
Натюрморты Грабаря полны света и цвета, а порой кажется что все предметы, словно они сделаны из хрусталя.
Кто то спросит,"а зачем писать цветы в вазе?"
Живые ведь гораздо лучше?
Но любопытство движет нас дерзать.
Понятное дело, конечно картина не совсем реальность.
Но к реальным цветам люди давно привыкли и они для многих часть летнего
интерьера.
Ответ художника таков,"Я рисую мир таким, каким я его Мыслю".
Поэтому он бывает порой не таким как его видят окружающие.
А что остается зрителю? Принять, понять,удивится и восторгаться. Или все совсем наоборот, не понять, не принять и.т.д....
Это мое личное мнение.
Однако, Игорь Грабарь был не только художник, он еще и хранитель старины.
Игорь Грабарь спасатель Спасо-Андроникова монастыря после его закрытия в 1918 г.
Там краткое время располагался концентрационный лагерь, а затем – детский приемник для беспризорников.
После этого во всех монастырских помещениях поселились рабочие завода «Серп и Молот».
Исключением стал Спасский собор, потому что он был холодным, и там невозможно было жить.
Рассказывают, что из всех окон торчали печки-буржуйки, трубы, стены были покрыты копотью и грязью.
Монастырские стены также частично сломали, а надгробия и камни в больших количествах свалили под откос к железной дороге.
Разместившиеся в стенах монастыря жители просили о том, чтобы сломали и Спасский собор, а вместо него построили спортивные сооружения.
В 30 годы храм оказался под угрозой сноса.
Власти уже были готовы пойти на то, чтобы снести храм, но в его защиту выступили специалисты по культуре и зодчеству.
И первым среди них был и Игорь Эммануилович Грабарь.
К тому времени храм имел другой облик, нежели теперь, он был перестроен и существовал в виде архитектурного объекта 19 века.
К собору были пристроены два придела и паперть, а также была сделана скатная кровля.
А выглядевшая как обычная крыша, так что не было видно, что под ней скрыт древний храм.
Но архитекторы знали, что это один из древнейших соборов, и осознавали его уникальность и ценность для духовной культуры Москвы.
Параллельно Игорь Грабарь становится организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (в этой должности он будет оставаться вплоть до 1930 года).
И Грабарь способствует сохранению как памятник культуры Спасо –Андрониковский монастырь.
Его исследования не только расширили представления об отечественной средневековой культуре, но и помогли изменить подход к реставрационной методике в целом.
Все эти годы Грабарь практически не прикасается к кистям и краскам — слишком много другой работы.
Но некоторые картины все же появляются.
Среди них два пейзажа ( «Васильки. Групповой портрет», «Рябинка») и «Груши на синей скатерти» — знаковый натюрморт после долгого перерыва.
В 1947 году по приказу Сталина в Монастыре решено создать музей Иконы.
Но Сталин умер и все остановилось.
Я помню как в 1959 году мы еще играли в Спасо-Андроковом монастыре.
Бегали по стенам, играя в рыцарей, облазили все подвалы и комнаты.
Людей уже давно выселили.
И наконец в 1960 году открыли музей Русской иконы.
а что скажут зрители?
Свидетельство о публикации №223092900767
Но что за странная конструкция скатерти?
Мост Будущее 05.04.2025 21:22 Заявить о нарушении
Владимир Разумов 48 06.04.2025 16:30 Заявить о нарушении
Мост Будущее 07.04.2025 12:56 Заявить о нарушении