Импрессионизм натюрмортов Игоря Грабаря

   
 
   Натюрморты это то, что приходилось писать Игорю Грабарю летом, пока нет его
 любимой зимы.

  Приходилось довольствовался созданием натюрмортов.

 И они получались совсем не хуже чем зимние пейзажи и деревья.

 Грабарь — мастер натюрморта,и пейзажа.

  Наряду с Константином Коровиным он был наиболее ярким представителем русского импрессионизма.

Но, в отличие от Коровина, в поисках оригинальных живописных приемов он обратился к  дивизионизму, то есть технике чистого раздельного мазка.

Возможно в овладении данной техникой ему многое подсказало обучение в студии 
Ашбе в Мюнхене.

 Ашбе  упорно рекомендовал своим ученикам не смешивать краски на палитре.

 А накладывать их раздельно на холсте и объяснял суть этого метода с точки зрения оптического восприятия краски.

В конце 1903 года произошло одно  важное событие для Грабаря. 

Он познакомился с живописцем и предпринимателем Н. В.Мещериным, сыном основателя Даниловской мануфактуры, и был приглашен в имение Дугино.
 
  Оно находилось к югу от Москвы, в красивейшем месте на реке Пахра.

В этих местах Игорь Грабарь провел более десяти лет и написал все свои шедевры 1900-х.
Здесь же, в Дугино, были созданы и первые натюрморты, сразу принесшие признание мастеру.
 Грабарь  писал  натюрморты, в самом начале это был махровый реализм.
 Но позже он стал писать в стиле импрессионизма.

 В Дугино  понятно, не могли не появиться натюрморты с цветами Грабаря .

 Мещерины  любили цветы, покупали их охапками у деревенских детей, выращивали в собственной оранжерее и привозили из Москвы.

При таком количестве постоянно свежих цветов, сам Бог велел их писать.

 Используя импрессионистические приемы, художник создал в своих натюрмортах  поэтическую гармонию цвета, света, солнца, радости и красоты.

 Все словно живет и дышит воздухом солнечного  лета.

  Замечательно написан летний натюрморт - «Неприбранный стол»1907г.

На голубой скатерти - фрукты в стеклянных вазах, тонкие фарфоровые тарелки, серебряные ложки, варенье в стеклянной посуде, большой графин с водой.
 
Яркость света и блеск рефлексов на ткани скатерти  и в тени, без сомнения добавляет стеклянная посуда и графин с водой.

 Так оно и есть. Радость света и цвета.

Все сияет от солнечных  бликов и рефлексов на окружающих предметах.

  А на посуде отражаются рефлексы голубого и фиолетового цветов от скатерти.

 Нежно фиолетовый букет цветов и плетеное кресло напоминает нам о теплом лете.

Так что можешь развалится  и балдеть хочешь на солнце, а хочешь в тени освежайся.

Он считал, однако, что импрессионистическая задача отчасти заслонилась в этой картиной иной.

 Желанием передать контраст шероховатой скатерти, блестящей посуды и матовых нежных цветов при помощи соответствующей каждому предмету фактуры и характера окраски.

Вся картина написана маслом, но  для цветов же я взял темперную подготовку, закончив ее сверху акварельными красками в технике лессировки.

 Желаемый контраст получился. 

  Неожиданный прием особенно с акварелью.
 
Работая темперой,а когда она высохнет, лессировать акварелью, но после я всегда покрывал работу лаком.
 Иначе акварель позже просто выгорит на свету.
 
 Да и темпера подвержена влиянию света, и ее тоже можно покрыть лаком.

 Скажем так хорошие художники всегда покрывают работы лаком, и даже написанные маслом.

 Даже бывает и не один раз.

  Мне даже думается, Грабарь часто писал  и просто яичной темперой, безо всякой лессировки акварелью.

 Так работал и Виктор Борисов-Мусатов в картине "Водоем", о чем он  сам и поведал друзьям.
 

С импрессионизмом данный натюрморт  «Не прибранный стол»  сближает задача  тонкой передачи игры  света на поверхности предметов.

Мазок в картине очень дробный, он как раз и создает требуемый эффект, а зеленоватые отблески от обоев еще более его усиливают.

Натюрморты 1920х годов строились на контрастах дополнительных, теплых и холодных цветов, многообразием колорита, сочетании разных фруктов и ткани.

 Другие картины из этой серии «Красные яблоки на синей скатерти»1920г., «Туркестанские яблоки» 1920г.

В картине «Хризантемы» 1905 художник соединяет «цветочный» и «чайный» натюрморты.
Эту картину пронизывает солнечный свет, любимый друг импрессионистов.

 И он везде – на цветках хризантем, на тарелках, на хрустальных стаканах и графине, на скатерти.

Из-за мелких мазков краски, нежных цветовых рефлексов картина кажется легкой и воздушной.
 Все светится от яркого солнца  словно сделано  из  хрусталя.

 За эту картину коллекционер В.О. Гиршман заплатил художнику очень  большую   сумму.
В картинах мастера часто звучат ноты импрессионизма.

 Таковы работы мастера – «Хризантемы» , «Сирень и незабудки» 1905г.

 Вот что написал Грабарь о картине «Сирень и незабудки»: «Я увидал на рояле корзину,… плотно наполненную незабудками, походившими на какую –то плюшевую, дивного бирюзового цвета материю.

 Рядом стоял в белом кувшине букет белой и лиловой сирени.

 Я бросил подле на рояль еще ветку сирени и принялся писать».

Натюрморты Грабаря  полны света и цвета, а порой кажется что все предметы, словно они сделаны из хрусталя.

Кто то спросит,"а зачем писать цветы в вазе?"

 Живые ведь гораздо лучше?

 Но любопытство движет нас дерзать.

Понятное дело, конечно картина не совсем реальность.

 Но к реальным цветам люди давно привыкли и они для многих часть летнего
интерьера.

Ответ художника таков,"Я рисую мир таким, каким я его Мыслю".

 Поэтому он бывает порой не таким как его видят окружающие.

А что остается зрителю? Принять, понять,удивится и восторгаться. Или все совсем наоборот, не понять, не принять и.т.д....

Это мое личное мнение.


 Однако, Игорь  Грабарь был не только художник, он еще и хранитель старины.

Игорь Грабарь   спасатель Спасо-Андроникова монастыря после его закрытия в 1918 г.
 Там краткое время располагался концентрационный лагерь, а затем – детский приемник для беспризорников.

После этого во всех монастырских помещениях поселились рабочие завода «Серп и Молот».
 Исключением стал Спасский собор, потому что он был холодным, и там невозможно было жить.

Рассказывают, что из всех окон торчали печки-буржуйки, трубы, стены были покрыты копотью и грязью.
Монастырские стены также частично сломали, а надгробия и камни в больших количествах свалили под откос к железной дороге.
 
Разместившиеся в стенах монастыря жители просили о том, чтобы сломали и Спасский собор, а вместо него построили спортивные сооружения.

 В  30 годы храм оказался под угрозой сноса.

Власти уже были готовы пойти на то, чтобы снести храм, но в его защиту выступили специалисты по культуре и зодчеству.
 
И первым среди них был  и Игорь Эммануилович Грабарь.

 К тому времени храм имел другой облик, нежели теперь, он был перестроен и существовал в виде архитектурного объекта 19 века.

К собору были пристроены два придела и паперть, а также была сделана скатная кровля.

А выглядевшая как обычная крыша, так что не было видно, что под ней скрыт древний храм.

Но архитекторы знали, что это один из древнейших соборов, и осознавали его уникальность и ценность для духовной культуры Москвы.

Параллельно Игорь Грабарь становится организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в Москве (в этой должности он будет оставаться вплоть до 1930 года).

И Грабарь способствует сохранению как памятник культуры  Спасо –Андрониковский  монастырь.
 Его исследования не только расширили представления об отечественной средневековой культуре, но и помогли изменить подход к реставрационной методике в целом.
 Все эти годы Грабарь практически не прикасается к кистям и краскам — слишком много другой работы. 

  Но некоторые картины все же появляются.

 Среди них два пейзажа ( «Васильки. Групповой портрет», «Рябинка») и «Груши на синей скатерти» — знаковый натюрморт после долгого перерыва.

В 1947 году по приказу Сталина в Монастыре решено создать музей Иконы.

Но Сталин умер и все остановилось.

Я помню как в 1959 году мы еще играли в Спасо-Андроковом монастыре.

Бегали по стенам, играя в рыцарей, облазили все подвалы и комнаты.

 Людей уже давно выселили.

 И наконец в 1960 году открыли музей Русской иконы.



 а что скажут зрители?


Рецензии
Королева в восхищении.
Но что за странная конструкция скатерти?

Мост Будущее   05.04.2025 21:22     Заявить о нарушении
Скатерка конечно странная. Явно ручной работы,и судя по бахроме не новая.

Владимир Разумов 48   06.04.2025 16:30   Заявить о нарушении
Это так понятый художником импрессионизм :) Удивило точное расположение синего на столе. Или хозяева ровняли ещё одну скатерть нарочно сделанную для стола? Загадки того общества...

Мост Будущее   07.04.2025 12:56   Заявить о нарушении