Рассказы пилотов - неудачников

В учебниках по тактике для подразделений разного уровня всегда есть примеры  применения различных тактических схем. Грубо говоря, это истории про то, как люди все сделали правильно и у них получилось. Однако настоящая военная реальность полна совсем других историй:  о том, как люди все сделали правильно но  у них не получилось, сделали все не правильно, но  что-то получилось и, чаще всего,  все сделали не правильно и у них не получилось.
При этом, анализ   негативного боевого опыта ничуть не менее, а может быть и более важен, чем анализ опыта положительного, дабы учитывать его и не повторять чужих ошибок. 
Ниже приводятся истории не удачной работы с беспилотниками, рассказанные  очевидцами и участниками событий, во время  Всероссийского слета боевых операторов БПЛА «Дронница». 

О вреде стандартного поведения
Рассказ командира с позывным «Аркадич»

Давным давно, в одном батальоне был комбат, который любил слетать в разведку  на беспилотнике. Делал он это, по одним и тем же дням, в одно и то же время и по одинаковому  маршруту.  Но однажды, когда комбат поднял  «птичку» в воздух и полетел, противник, который давно усек для себя все эти закономерности,  отправил свой БЛА  на тот же маршрут. Все в батальоне знали, что «это летает комбат», поэтому вражеский беспилотник на низкой высоте спокойно пролетел над позициями батальона, произвел разведку, а затем и  корректировку артиллерии. В результате, батальон  потерял две единицы техники, двух человек «двухсотыми»  и трех «трехсотыми.  Потом  было много разных отчетов, имевших целью показать, что «комбат не виноват».  Ну а вывод такой: если вы стали предсказуемым, то противник вас за это обязательно накажет.

О халатности
Рассказ  оператора БПЛА «Таблетки»

В неизве6сьтной воинской части, на неизвестном направлении служит один мой боевой товарищ. Назовем его условно Вася. Как-то раз Вася корректировал с БПЛА огонь минометов и подвергся попытке угона борта при помощи подмены  РЭБовцами противника  его координат. Вася с этой угрозой успешно справился, привел борт обратно и посадил, но отключив пульт не отключил  сам беспилотник. Чтобы продолжить выполнение боевой задачи, Вася стал поднимать в воздух другой БПЛА  и в это время первая машина, внезапно, включила двигатели, взлетела и попыталась умчаться в сторону противника. Пришлось ее тупо  сбивать. Итог – минус дрон. А все потому, что Вася то ли забыл, то ли поленился нажать одну кнопку на корпусе БПЛА. На войне халатность приводит к потерям и хорошо, если только техники.

О боевом азарте и потере осторожности
Рассказ бойца с позывным «Ведун»

Однажды в одной компьютерной игре, где я играл за орков, мы с товарищами очень удачно отработали по вражеским передовым позициям. Нам это так понравилось, что на следующий день мы все повторили, причем стали заметно наглее.   Потом опять решили повторить: когда ты доминируешь над врагом это очень мотивирует на «подвиги». В общем, когда мы в третий раз выдвинулись на тот же участок, то  потеряли сразу три «птички», потому что увлеклись и даже получив серьезный отпор решили доработать задачу.  Самое обидное, что с в числе потерянных машин был беспилотник с тепловизором, который, по уму, надо было использовать только ночью.
А еще у нас не было связи с подразделением РЭБ наших соседей и как минимум  один из наших бортов уронили они.
В общем, азарт на войне дело обычное, но не самое полезно


Рассказывает оператор  БПЛА и ведущий  ТГ канала «Каркуша»

Год тому назад я ушел  на войну добровольцем.  Раньше к армии отношения не имел. И вот уже год я с изумлением смотрю на все происходящее  как на выступление какой-то безумной цирковой  труппы.  По началу  я очень рефлексировал из-за случавшихся  неудач, из-за потерь техники, но с тех пор, как меня перевели в разведбат  где   увидел  «войну дронов» во всей ее полноте, я перестал вести статистику потерь как таковую , а  просто собираю топ наиболее диких  историй и классифицирую их.

Первым в этом топе идет блок историй про «Посмотри, как я умею»

Не секрет, что самые лучшие операторы дронов получаются из молодых ребят – геймеров. Но, к сожалению, из геймерского мировосприятия им трудно выйти даже на войне, поэтому, конечно, неистребимо желание   «показать класс». Один из таких парней, возвращаясь с задания любил, включив скоростной режим «спорт»  пролететь над находившимся рядом футбольным полем и со словами «посмотри как я умею» ловко поднырнуть под штангу ворот, как на  FPV дроне.  Естественно, в один из таких пролетов «гол» не вышел и он умудрился разбить свой Mavik посреди открытого и ровного места.  Правда, выводов из этого не сделал и, как говорится,  продолжил тренировки.
Но это еще пол беды. Гораздо удивительнее, когда  серьезный бородатый дядя, аксакал с парой тысяч часов налета решает  «утереть нос»  молодым коллегам и, например, включив «режим асса» (режим без спутниковой стабилизации) пытается на скорости влететь в окно дома. Ну  и разбивает при этом дрон, разумеется.  Что поделать – окна маленькие!
Вот так, чисто ради понтов, мы потеряли, только на моей памяти,  штук пять машин.

Второй номер в топе занимают истории про   «Не ссы, наш мавик прошит»

Как-то раз серьезные специалисты, не много-не мало из КБ Лабаева, прошили мне дрон. Я с ним приехал на фронт и вот артиллерия укропов начинает гонять нас   по деревне буквально «ссаными тряпками». Мы день работаем, а на следующий день в дом, из которого работали, прилетает снаряд.  Меняем позицию -  то же самое. У меня уже ПТСР, трясутся руки, я еду лечиться в тыл к нашим специалистам РЭБ, один из которых отпаивает меня коньяком, а другой ковыряется в дроне и в итоге говорит: «парень, дрон-то у тебя, конечно, прошит, только конфигурация слетела. Вот, держи, тебе подарок» В общем,  ПТСР мне вылечили, я вернулся на фронт и пару недель спокойно летал, пока эта машина, увы, не была потеряна. Но у меня же есть еще в запасе! Я достаю следующий дрон и через два часа в то окно из которого мы вылетали влетает пара снарядов….
В общем, к счастью, сейчас появилась лабаевская же программа на телефон, через которую очень просто проверить, отключен Dron ID (система опознавания дрона) или нет. Раньше за этим нужно было постоянно следить (а тем,  у кого нет такого ПО,  нужно следить и теперь)

Следующий блок составляют слова командира типа: «Посмотри еще один выстрел»

Это когда  возвращаешься  домой с подсевшим аккумулятором и тут командиру приходит на ум еще что-то срочно поглядеть. Самая фееричная история была, когда мне, по дороге домой, велели развернуться и лететь задом, попутно ведя наблюдение за стрельбой артиллерии. Ну, я ж ас, что такого-то? В итоге я разворачиваюсь и тут же падаю сбитый. Как оказалось, наш дронобойщик на передке, увидав  что  спокойно летевший по согласованному маршруту  беспилотник внезапно разворачивается в их сторону долго не рассуждал.

Фраз командира: «Посмотри, что там в тумане» - четвертый пункт топа

Часто командирам бывает очень нужно посмотреть, что там в тумане. Почему-то  пилоту   истребителя или штурмовика  никто не скажет: «Лети, я тучи разведу руками».  Но к операторам БПЛА это не относится, они должны летать в любую погоду. Результаты  таких полетов как правило плачевны.
Как то раз  под Сватово, когда  стоял туман,  нашему комабату стало очень интересно, что же происходит в занятом противником поселке. Происходила там, как всегда в 9 часов утра, обычная пересменка, но с начальством не спорят. И вот я лечу, видимость 100 метров, высота 75 и вылетаю прямо на группу вражеской пехоты. Последнее, что я увидел были три вскинутых вверх ствола.
Впрочем, эта история никого ничему  не научила и мы продолжили летать в туман.

Пятый пункт топа, фраза: «Полетай,  еще не темно»

Дело в том, что когда спускаются сумерки у противника начинается  всякая движуха и, конечно, командованию хочется на нее посмотреть. Поэтому звучит фраза: «полетай,  - еще не темно».  Твоя аргументация, что вообще-то темно, а будет еще темнее отметается. В итоге, на обратном пути ты  долго ищешь дом из которого вылетел, потом пытаешься определить свое окно и, наконец, разбиваешь  впотьмах коптер об раму или край оконного проема.
 У нас была пара таких грустных случаев, после чего мы эту ситуацию вылечили и в сумерках больше не летаем.

 


О недостатках тоннельного зрения
Оператор, представившийся как боец  ЧВК  «Беар»

Как-то раз в нашей любимой компьютерной игре мы занимались корректировкой такого замечательного орудия как «Рапира». Заметили вражеский пикап, навели на него артиллерию, тот стал уходить. При этом мы заметили еще 2 пикапа и 120 мм миномет противника. Наша «Рапира» отстрелялась,  но точных попаданий не было. Видя, что  по нему ведут пристрелку и уже взяли в «вилку» вражеский минометный  расчет попрыгал в автомобили и попытался вырваться из под огня. Мы начали воздушное преследование а пушка пыталась поразить двигающиеся цели. При этом один снаряд лег очень близко и у машины осколками разбило  окна. Мы видели, как экипаж выбивает лобовое стекло руками и ногами.   При этом противник прошел очень близко от переднего края, так, что его можно было с нашей стороны легко достать просто из АГСа, но про это никто даже не подумал. Мы слишком увлеклись погоней и корректировкой пушки. В итоге, хоть мы и сорвали вражескую работу, и возможно у противника были раненые, но оба транспорта ушли.
Это говорит о том, как важно иметь помимо оператора еще и командира,  который  видел бы всю картину боя, мог бы ее анализировать и принимать взвешенные решения, а не прикипал туннельным зрением к одному объекту.


О необходимости предварительной разведки  местности
Рассказ танкиста с позывным «Алтын»

Расскажу обычную историю, которая едва не кончилась плохо:   однажды мы своим экипажем выехали работать на  передовую  с задачей отстреляться  из пушки по определенным объектам. Перед серьезной работой местность надо осматривать, а мы этого не сделали. Представляли себе, где находятся позиции наши и вражеские, ну и все.  Да и не собирались мы покидать свою броню.  Встали на точке, намеченной как огневая, командир стал проводить доразведку  целей при помощи «птички» и через десять минут уронил ее, как оказалось потом, на минное поле.  И мы пошли на это поле. К счастью,  все уцелели,  - повезло. Но ведь запросто могли там остаться.
Из этой истории вывод простой: разведкой местности пренебрегать нельзя ни в ком случае, потому, что  положившись на авось можно очень здорово вляпаться, а удача вывозит не всех и не всегда.


Правильно организуй рабочее место или как я уничтожил все свои дроны
Рассказ  бойца с позывным «Герыч»

Когда я служил в разведке у незнакомого поселка возле неизвестной высоты мне дали приказ выдвинуться с расчетом АГС на эту самую высоту и скорректировать его огонь.  Я двигался вместе с бойцами от штаба а с техником, который должен был принести и передать мне рабочее оборудование,  договорился  встретиться в окопах  на половине дороги. Он мне принес здоровенный рюкзак, в котором, как потом оказалось, лежало сразу четыре дрона (два третьих  «Мавика» и два вторых, если быть точным) и пятнадцать батарей к ним. В общем, хоть улетайся.
Так как время было к вечеру, то я со всем этим добром ушел спать в блиндаж, а ночью пошел сильный дождь и блиндаж затопило. Мокрый и озябший, с мокрым же рюкзаком я, все на свете проклиная, выбрался оттуда, положил рюкзак на бруствер, чтоб он как-то просох, а сам ушел досыпать в другой  блиндаж. Но ночью случился не только дождь, но еще и  обстрел.  Да и не обстрел даже, а так, - пара прилетов.
Когда я утром вышел в траншею, часовой, махнув рукой, сказал мне: «гляди, вон туда световая прилетела».   Посмотрев в указанном  направлении я увидел не слабый пожар. Полыхало и чадило так, словно горел танк. И тут у меня мелькнула мысль: «Эге, а ведь там же мой рюкзак остался».
Но рюкзака, как такового, уже не было: шальной осколок угодил в аккумулятор, случилось возгорание и, в итоге, все мое оборудование погибло. «Прах к праху, пепел к пеплу», как говорится.

А все почему? А потому, что место для работы надо нормально организовывать, оборудование комплектовать четко под задачи и желательно делать это самому, точно знать, чего и сколько у тебя есть, а не сваливать работу на других и откладывать дела на утро. Утром, при таком подходе,  можно без штанов остаться, в прямом и переносном смысле.


Великий Новгород, сентябрь 2023 г.


Рецензии