Звуковизуализация, музыкальное видение и звукопись

Исследования интеграции Науки и Искусства, Ксения Мира

Информатика мышления
и
Исследование «О чём говорит музыка и как звучат слова»


Заметка

к международному дню музыки

О звуковизуализации: живописание звуком

посвящается замечательному человеку

Звук - ещё один вид информации, и, развивая музыкальное мышление, с помощью звука человек может научиться видеть, повысить свои интеллектуальные способности, и что более - использовать приёмы звуковизуализации в творческой деятельности. Всем знакомы слова «живопись» и «звукозапись», а также «аудиовизуальный образ» - сочетание звука и изображения, но «звукопись» - именно то, что позволяет с помощью звука создавать целые образы, и для этого должны быть специальные средства звуковизуализации, о которых и пойдёт речь. Сразу отмечу, что понимается всё разнообразие звуков, музыки и речи.

В восприятии на слух кроется не только один из каналов приёма информации, но и возможность сделать этот канал основным - полностью музыкальное видение, и музыкальный образ становится видом мировосприятия. Но и эта возможность гораздо глубже – не просто восприятие музыкального образа, а само музыкальное мышление и созидание картин действительности исключительно на этом языке. Такой подход с тщательно проработанными средствами звуковизуализации может применяться людьми не только в творческой и исследовательской деятельности, но и для помощи тем, кто лишён зрения, в познании мира. К примеру, спектакль «Белые ночи», поставленный в Музее-Театре «Дом Булгакова» - это возможность видеть через звук: как только прозвучали первые звуки, передо мной уже рисовался вид питерского дворика - и воображение само унеслось с историей в то время и место.

Звуковизуализация происходит за счёт физики и информатики звука и способностей нейронов к обработке данной информации и её использованию, как для понимания сути, так и для последующего применения усвоенного в созидательной деятельности. Это взаимодействие - воздействие звука и работа сознания – и рождение из звукового образа мысленного представления - знакомо нам издревле: сам рассказ – озвученное слово – уже служит написанию истории через звук. И в данной связи какое огромное значение имеет чтение детям – ещё с детства у каждого закладываются способности к построению из образа-звука мысленного образа, хотя природа уже и так одарила человека этой возможностью через обладание слухом, но развитие данных способностей с помощью специальных средств оттачивают «мастерство» звуковизуализации. К примеру, прослушивание ранее радио-спектаклей не требовало сопровождения изображением – средства «рисования» музыкального образа, заложенные в звукозаписи, и само сознание воссоздавали полную картину, а в настоящее время это ещё и прослушивание аудиокниг – то же слово постигается не через цепочку «зрение-мышление», а через канал «слух-мышление».

Но мы живо представляем за счёт звуков картины благодаря тому, что знаем их. К примеру, разные виды эха дают представление о пространстве, открытом или пещеры и помещений.

Повторы в начале композиции подготавливают к интродукции, введению в историю, и затем служат фоном. Динамика музыки и творение движения – отдельная тема. Это не только стремительные мотивы, но порой даже в циклах, столь склонных к статике, можно усмотреть некое движение, как то течение времени, которое идёт, но не замечается и не осязается. И это жизнь и движении бесконечности, как «бесконечная мелодия» Вагнера [1]. Поделюсь с Вами своим сновидением, в котором была целая структура построения музыкальной композиции, которую я назвала «волнение моря» или «бесконечное движение времени» с нарастающими циклами, сменяющими один другой. В данной мелодии сочетается и устремлённое движение по прямой и уравновешивающее его своим постоянством движение концентрических кругов. Спустя время я заинтересовалась воплощением бесконечно-вечного в музыке. К примеру, в трудах Б. Асафьева, но относительно речевой интонации, можно найти такие виды мелодического движения, как «раскачивание» от одного тона, извилистая линия напева, и также направления движения [2], как постепенный подъём и резкое падение, резкий подъём и постепенное нисхождение [2] и т.д. Соединив мелодическое движение музыки и речи, можно представить рисунок бесконечного хода времени, изменений.

О написании звуком музыкальных настроений. Усиливающийся свистящий или скрипичный звук на одной ноте создаёт напряжение и психологический настрой некоего ожидания наступления или разрешения этой ситуации. То же самое касается и повышения, тогда как в диссонансе психологически заведомо и окончательно происходит завершение. Иными словами, в первом случае может оставаться вопрос, а что дальше, то во втором случае сознание будто соглашается с исходом музыкальной темы - это важно для создания нужного настроения, убеждения, к примеру, чтобы прозвучал риторический вопрос, или на вопрос дан исчерпывающий ответ. Внезапный обрыв стремительно бегущей мелодии воздействует на дыхание и сердце, также оставляя вопрос, а что дальше, будто после этого бега всё ещё звучит тема движения, и только переведя дыхание, через несколько секунд или более вы готовы к новой теме. Звук, полукруглый или будто рисующий линию полумесяца, пробежки через все клавиши или струны, создаёт весёлый лад и настрой.

Вот одно из предлагаемых мной упражнений на написание картины звуком:
Продемонстрировать местонахождение или действие позволяют звуки, при этом, насколько точно будет подобран оттенок, настолько точным будет и звуковизуализация. Рассмотрим пример с указанием на местонахождение людей у источников воды, и смотря у какого источника. Ручей или фонтан могут звучать похоже, отсюда вывод, что нужно добавить акценты: шелест травы возле ручья или звуки шагов по мощёной площади рядом с фонтаном - выбрать именно нужный, наиболее приемлемый звук-аккомпанемент основному звуку. Здесь сразу вспоминается решение задачи Чарли Чаплиным по воплощению ситуации в Огнях большого города, каким образом слепая девушка заключает, что Бродяга богат: шум закрывающейся двери автомобиля.

Как раз в старом немом кинематографе и классической мультипликации звуковое оформление подбирается наиболее тщательно, поскольку картины изначально лишены звука, и их необходимо наполнить им, - и тем более звуки и изображения становятся органически слитными ввиду этих тщательных поисков. Приведу два примера с детства впечатливших мультипликационных фильмов с музыкальным оформлением: классика музыки в венгерском мультфильме «Саффи» 1985 года и экспериментальное творчество и сочетание разных жанров и направлений в музыкальной фантазии – японском мультфильме «Джек в стране чудес» 1974 года. Из отдельных сочетаний музыкальных композиций с мультипликационной и анимационной картиной можно привести пример эпизода с дождём в лесу и музыкой в мультфильме «Бэмби», когда песня написана точно к падению капель на листву, и песня гномов в «Белоснежке», добывающих драгоценные камни с песней «Мы копаем-копаем». Из музыкальных мультипликационных картин по мелодичности, музыкальному и вокальному сопровождению, оригинальным песням, отмечу картину «Камешек и пингвин» 1995 года - уже с начальных титров Вы попадаете в окруженную нотными листами историю через мелодию сердца, и даже песни двух любящих сердец звучат в одной музыкальной теме со своими словами. Или мультфильм «Гадкий утёнок» Гарри Бардина. И это уже не просто звуковизуализация, а сочетание, аудиовизуальная информация, хотя используются те же средства живописи звуком, но именно в пересечении, способе написания музыки на действие и наоборот - создание действия на музыку - ключ к пониманию звукописи как живописания звуком.

Развитие звуковизуализации и звукописи, взаимодействия звука и мыслительного процесса, а также средств для данных целей живописи звуком, позволит ответить на многие вопросы, в том числе, и в смежных отраслях. Приведённые упражнения на изложение сути и смысла одного языка через другой язык или способ передачи информации – это всестороннее развитие и открытие интеллектуальных способностей: словом описать картину, действием передать смысл сказанного, звуком нарисовать образ - и это ещё один уровень интеграции, поскольку в мире все эти виды информации сосуществуют вместе.

Продолжение см. в исследовании и заметках

2023 © Ксения Мира, исследование информатики мышления и «О чём говорит музыка и как звучат слова»

[1]  Игорь Глебов. Музыкальная форма как процесс. Москва: Государственное издательство «Музыкальный сектор», 1930. – 190 с.
[2]  Асафьев Б. Речевая интонация. Москва – Ленинград: Издательство «Музыка», 1965. – 136 с.


Рецензии