Тмутаракань. Суда Божьего не миновать ни хитрому,

      Этот текст размещён на памятнике князю Глебу
      и святителю Никону (основателю
      Тмутараканского монастыря)
      в Городе-герое Керчи

   Часть 3
       
            ТМУТАРАКАНЬ. СУДА БОЖЬЕГО НЕ МИНОВАТЬ НИ ХИТРОМУ, НИ…

      «Ни хитрому, ни умелому, ни птице умелой суда Божьего не миновать», - эти слова («припевку») вещий Боян сказал о Всеславе, половецком князе, когда тот умер. Хоть и «вещая душа у него в храбром теле, но часто от бед страдал».
   Это из прозаического переложения древней русской поэмы «Слово о полку Игореве» историка Дмитрия Сергеевича Лихачева.

                ТМУТАРАКАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО – НЕ МИФ!

   О Тмутаракани (есть разные варианты этого слова; здесь и дальше в скобках мои уточнения -  Л. П.), древнем русском княжестве, простирающемся от Тамани до Корчева (Керчь), включая и Судак, я опубликована здесь две статьи: «Тмутаракань. Керчь и князь Глеб» и «Тмутаракань и «Слово о полку Игореве».
   В них информация о Тмутаракани и его правителях-князьях, потомках славянина Рюрика - основателя на Руси династии Рюриковичей. Жила и правила на Руси, в России более 730 лет. Одним из них был князь Глеб.
   Именно ему в 2019 году в Городе-герое Керчи был установлен великолепный памятник по решению и на средства Российского военно-исторического общества. Помогли и меценаты.

   Много веков историки сомневались в существовании Тмутаракани. Называли её мифом. Но правильно говорят: из песни слов не выбросишь. Тмутаракань ЧЕТЫРЕ раза упоминается в замечательном сочинении, к сожалению, пока не известного автора - «Слово о полку Игореве». А «Слово» из русской истории выбросить невозможно: оно есть и будет.

   Д. С. Лихачев во вступительной статье «Величайшее произведение литературы Древней Руси» в сборнике «Слово о полку Игореве» написал:
   «Вероятнее всего, «Слово» было создано в 1187 году. Оно не могло быть написано позднее 1187 года, так как в 1187 году умер Ярослав Осмомысл, которого «Слово» упоминает в числе живых князей.
   Но «Слово» не могло быть написано и раньше того же 1187 года, когда вернулся из плена сын Игоря, Владимир, славой которому оно заканчивается».
   Следовательно, речь идёт о ХII веке.

   Коротко напомню, что истинный оригинал «Слова о полку Игореве» – тот от 1187 года – или пока не найден, или утерян навсегда. Все, кто изучал или переводил «Слово», начиная с ХVIII века, пользовались списками, то есть – копиями. Одна из таких копий (более-менее близких к оригиналу, по мнению историков) сгорела в Москве во время пожара в 1812 году.

   Это напоминание я сделала ради того, чтобы сказать, что и в сборнике, упомянутом выше, есть один из таких списков «Слова». С тех пор, как эта древняя поэма была впервые подготовлена и опубликована в Российской империи поздней осенью 1800 года, появилась коллекция с тысячами имён специалистов и любителей истории, которые переводили поэму. И в России, и во многих зарубежных странах.
   Но нет запрета и сейчас ни для кого. Кому интересно, тот может попробовать свои силы в переводе списка «Слова» с древнерусского на современный язык.

    Как Тмутаракань упоминается в «Слове» ТРИ раза, я рассказала в двух уже опубликованных статьях.  Пожалуй, из тех трёх упоминаний самое экзотическое первое.
   В списке упоминается так: «и тебя (или – тебе) Тьмутораканьскый блъванъ!».
   «Блъванъ» упоминается среди разных предостерегающих явлений. Они появились сразу же, как только князь Игорь вступил в злато стремя и «поеха по чистому полю» с намерением изгнать половцев с земли русской. На Солнце то ли пятна появились, то ли случилось затмение; свистели звери; птицы шумно стаями летали, и прочее такое.
   Что-то было? Дурные приметы для князя и его воинов – предупреждающие, что ждут его беды? Это мнение некоторых авторов перевода «Слова». А другие считают: то были сигналы для половцев: русская рать идёт!

   «Тьмутораканьскый блъванъ» переводится на современный русский язык разными авторами так: « И тебе, Тмутараканский идол»; «И тебе, истукан тьмутараканский»; «И тебе, болван тмутороканский»; «И тебя, Тмутороканский хан». И это, конечно, не все варианты слова.
   В «Примечаниях» (автор Д. С. Лихачев) сборника такое пояснение: «Что такое этот «блъванъ»? По-видимому, это идол, столб, статуя. Около Тамани ещё до самого ХVIII столетия стояли две огромные статуи божеств Санерга и Астарты, воздвигнутые в III веке до нашей эры. Возможно, что речь идёт об одной из таких статуй».

   Спорить здесь нет смысла. Просто непонятно, зачем упоминается тот идол (болван, хан, истукан) среди воя зверей, криков птиц, свиста некоего существа, которое слетело с дерева и тоже что-то вещало, а «Солнце – что двурогий месяц» (из перевода поэта А. Н. Майкова).
    К тому же Тмутараканское княжество было далековато от вотчины князя Игоря, выехавшего оттуда на бой с половцами.
   Возможно, автор «Слова о полку Игореве» приводит тмутараканского «блъванъ», как говорят, для красного словца (одно из объяснений: ради остроумного, хлёсткого замечания). Некоторые авторы переводов «Слова» уверены, что сочинитель его был романтиком, поэтом, музыкантом. И хорошо знал историю: древнюю и своей поры.
 
   Напомню о том, как было обнаружено свидетельство того, что Тмутаракань – не миф, а одно из реальных княжеств Древней Руси.
   В 1792 году премьер-майор Христофор Карлович Розенберг, командир расквартированного на Тамани батальона егерей русской армии, заметил камень, который служил порогом у входа в казарму.
   Слава Христофору Розенбергу! Можно предположить, что было дальше. Офицер на очищенном от грязи камне увидел, условно говоря, иероглифы. Доложил о находке начальникам. В конце концов, камень попал в руки специалистам по древнерусскому языку.

   И выяснилось, что на камне, служившем порогом в казарму, написано, что в 1068 году от Рождества Христова  князь Глеб перешёл по льду Керченский пролив, то есть прошёл расстояние в 14 тысяч саженей между городами своего Тмутараканского княжества – Таманью и Корчевом (Керчь).
   То был смелый поступок совсем юного князя. Видно, помогали и молитвы - на тот поход по льду князя благословил святитель Никон. Позже он стал игуменом Киево-Печерской монашеской обители.
 
   На сегодняшний день информации о том, что Тмутаракань не была сказкой, великое множество. Неожиданно для себя я обнаружила упоминание о княжестве в интересном спецпроекте «Известий» (Дзен) «Русское море. Как Россия вышла на азовские берега».
   Не знаю, когда он появился в Интернете; я прочитала  его 27 сентября 2023 г. Готовил проект коллектив авторов. Здесь текст, рисунки, фотографии памятников тех, кто был причастен к тем событиям.

   Речь об Азовском море. Авторы пишут, что в древние времена его называли и так: Рыбное, Синее, Русское. Первыми исследовали Азовское море древние греки и назвали его Меотийским озером – «по названию племён, обитавших на его берегах в I-м тысячелетии до нашей эры – рыбаков, земледельцев и скотоводов».
   В «Энциклопедическом словаре» я вычитала, что Азовское – это древнерусское Сурожское море.

   Из текста спецпроекта: «Русские мореплаватели знали его с древних времён, когда вокруг современной Тамани ещё существовало Тмутараканское княжество, а, может быть, и раньше».
   А дальше о том, что в арабских и византийских источниках о древних восточных славянах Азовское море часто связывали с «русами». Именно его арабский историк и путешественник Х века Аль-Масуди называл Русским морем, поскольку «никто, кроме русов, по нему не плавает».
   «То есть в этих краях наши далёкие предки жили гораздо раньше, чем возникло Тмутараканское княжество, вошедшее в состав Древнерусского государства дома Рюриковичей», - подчёркивают авторы названного проекта.

   Я взяла из проекта «Известий» лишь то, что касается Тмутаракани.
   В нём много интересной информации для любителей истории России: что значит статус «внутреннего» для Азовского моря; об «азовских походах» (1695-1696) русского императора Петра Первого; о Крымской войне. А также о событиях Великой Отечественной войны; о специальной военной операции в Донбассе и Новороссии.
 
                «И НАВИСЛИ ПОЛОВЦЫ НАД НАМИ»
 
   А теперь о тех событиях, где Тмутаракань упоминается ЧЕТВЁРТЫЙ раз в поэме «Слово о полку Игореве».   
  Вот какая ситуация сложилась на русских землях к тому времени, когда князь Игорь и его брат Всеволод Святославичи, решили собрать рать и пойти воевать с половцами.
 Из поэтического переложения «Слово о полку Игореве» русского поэта Н. А. Заболоцкого:

Стонет, братья, Киев над горою,
Тяжела Чернигову напасть,
И печаль обильною рекою
По селеньям русским разлилась.
И нависли половцы над нами,
Дань берут по белке со двора,
И растёт крамола меж князьями,
И не видно от князей добра.

   Именно враждебными отношениями между русскими князьями, правившими в уделах, и пользовались враги, среди которых были и разные кочевые народы. Половцы, хазары, печенеги и прочие.
   Нашёлся храбрец – князь Игорь.

Поведём же братия, сказанье
От времён Владимировых древних,
Доведём до Игоревой брани,
Как он думу крепкую задумал,
Наострил отвагой храброй сердце
Распалился славным ратным духом
И за землю Русскую дружины
В степь повёл на ханов половецких.
    (Аполлон Майков. «Слово о полку Игореве»)

   Кто такой Игорь? Некоторые подробности от Д. С. Лихачева:
   «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-северского княжества Игоря Святославича.
   С немногими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород-северский, очертя голову, «не сдержав юности», как о нём говорит летопись, отправился в далёкий поход на половцев…».
   И ВНИМАНИЕ: «… замыслив дойти до берегов Чёрного моря и вернуть Руси далёкие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству».
  Те земли включали и Тмутараканское княжество.

   Предводителем половцев был Всеслав.
   Возьму часть текста из поэтического перевода В. И. Стеллецкого «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова».
   Евгений Осетров, автор исторической монографии «Мир Игоревой песни», об этом труде написал так:
   «В осаждённом Ленинграде в 1944 году вышел перевод Владимира Стеллецкого, характерный обострённым интересом к ритмическому строю поэмы».

На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице ему любой.
Он, лукавством подпершись, оседлал коня и скакнул ко граду Киеву
и коснулся жезлом золотого престола Киевского,
прянул, таясь, лютым зверем в полночь из Белгорода и сокрылся в синей мгле;
утром же вонзил секиры, отворил ворота Новгороду, разбил славу Ярославову,
скакнул волком до Немиги из Дудуток.

На Немиге из голов снопы стелют, молотят цепами харалужными,
кладут жизнь на току, веют душу от тела.
Немиги кровавые брега не добром были засеяны – костьми засеяны русских сынов.
Всеслав князь людей судил, князьям грады рядил,
а сам в ночи волком рыскал,
из Киева, рыща, доскакивал до петухов в Тмуторокань,
великому Хорсу, волком рыща, путь перебегал.

Ему в Полоцке рано к заутрене позвонили в колокола у святой Софии,
а он в Киеве звон слышал.
Хоть и вещая душа в храбром теле,
но часто страдал от напастей.
Ему вещий Боян ещё встарь припевку, разумный, сказал:
«Ни хитрому, ни гораздому,
ни вещуну гораздому
суда Божьего не миновать!».

   О «припевке» Бояна половцу Всеславу у поэта В. А. Жуковского («Переложение Слова о полку Игореве») так:
«Будь хитёр, будь смышлён.
Будь по птичью горазд,
А Божьего суда не минуешь!».

                ДО КУРЪ ДОСКАКИВАЛ В ТМУТОРОКАНЬ

   Пояснительная информация из «ПРИМЕЧАНИЙ», подготовленных Д. С. Лихачевым.
   ИГОРЯ, СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА (здесь и дальше в оригинальном тексте курсив; текст набран мелким шрифтом). Игорь Святославич, князь Новгород-северский, родился в 1151 году. Он был сыном Черниговского князя Святослава Ольговича и внуком Олега Святославича («Гориславича») Черниговского.
   Князем в Новгороде Северском (небольшой город на восточной окраине Черниговской земли) Игорь стал в 1179 году. В 1198 г., после смерти Ярослава Всеволодовича Черниговского, Игорь стал князем в Чернигове. В 1202 году Игорь умер.
   И ещё о НОВГОРОДЕ СЕВЕРСКОМ – город в Черниговской земле на реке Десне. Северским он называется потому, что находился в стране северян (одно из древнерусских племён).

   БОЯНЪ. Боян упоминается только в «Слове о полку Игореве». В других древнерусских сочинениях (например, в летописи) о нём ничего не говорится. Из упоминаний в «Слове» князей, которым пел славу Боян, можно заключить, что он жил во второй половине ХI века.
   Автор «Слова» прекрасно изображает поэтическую манеру Бояна. Его песни пелись во славу князей. Он сам слагал свои песни. Исполняя их, он аккомпанировал себе на каком-то музыкальном инструменте – по-видимому, на гуслях.

   Ещё некоторые подробности о Тмутараканском княжестве.
   ТЬМУТОРОКАНЬСКЫЙ. Тмуторокань находилась в районе нынешней Тамани (территория Тмутаракани была шире, чем названа здесь), на северном берегу Чёрного моря. Область эта в Х веке известна по византийским историческим источникам под названием Таматархи.
   В ХI веке Тмуторокань была русским княжеством, с многочисленным русским населением. Она была тесно связана с Черниговским княжеством, управлялась черниговскими князьями.
   Вот почему Игорь Святославич рассматривал Тмуторокань как «отчину» (наследственный удел) черниговских князей и конечною целью своего похода ставил возвращение Тмуторокани из-под владычества половцев, которыми она была отторгнута от Руси во второй половине ХI века.

   МЕЧИ ХАРАЛУЖНЫМИ. Неоднократно встречающее в «Слове» прилагательное «харалужный» и существительное «харалуг», по-видимому, означают «булатный», «булат». Происхождение слова «харалуг», «харалужный» остаётся до сих пор неясным.

   НА СЕДЬМОМЪ ВЪЦЪ ТРОЯНИ (На седьмом веке Трояновом). Троян – русский языческий бог. Всеслав действует на седьмом, т.е. на последнем веке языческого бога Трояна, иными словами: напоследок языческих времён.
   Значение «седьмого», как последнего, определяется средневековыми представлениями о числе семь: семь дней творения; семь тысяч лет существования мира; семь человеческих возрастов и т.д.

   Почему же, однако Всеслав Полоцкий, по представлениям автора «Слова о полку Игореве», действует «напоследок языческих времён»? Всеслав Полоцкий действует в обстановке поднявшихся восстаний смердов – в Киеве, в Новгороде, на Белоозере, - восстаний, сомкнувшихся с движением волхвов, с реакцией древнерусского язычества.
   Всеслав воспользовался этими восстаниями и этой реакцией язычества в своих целях. Сам Всеслав, по летописной легенде, родился «от волхования» и носил на голове амулет, вследствие чего, якобы, пролил много чужой крови.
   (в «Примечаниях» есть информация о том, что в одной из битв (в 1067 г.) с русскими князьями Всеслав был взят в плен, сидел в «порубе» (тюрьме) в Киеве. Освобождён был восставшими киевлянами. И даже успел посидеть на киевском троне, использовав «клюку» (хитрость).

   СЪ ДУДУТОКЪ (скакнул волком до Немиги из Дудуток). Что за местность Дудутки – не ясно.

   А САМЪ В НОЧЪ ВЛЪКОМЪ РЫСКАШЕ (а сам в ночи волком рыскал). То убегая от погони, то стремясь захватить города, то отстаивая свою вотчину, - Всеслав действительно носился как волк по всей Русской земле.
   Есть прямое свидетельство быстроты передвижений Всеслава. Владимир Мономах (годы жизни: 1053-1125) говорит в своём «Поучении», что он гнался за Всеславом (в 1078 г.) со своими черниговцами «о двою коню» (т.е. с поводными конями), но тот оказался ещё быстрее; Мономах его не догнал.   

   ВЕЛИКОМУ ХРЪСОВИ (великому Хорсу, волком рыща, путь перебегал). Хорс, славянский языческий бог, - по-видимому, бог солнца. Следовательно, слова «великому Хръсови влъкомъ прерыскаше» означают, что Всеслав «рыскал» до восхода солнца.

   ДОРИСКАШЕ ДО КУРЪ ТМУТОРОКАНЯ (из Киева, рыща, доскакивал до петухов в Тмуторокань) «До кур», т.е. до пения петухов (петух по-древнерусски - «кур»).

   О тех событиях в поэтическом переложении «Слово о полку Игореве» Н. А. Заболоцкого так:
Тот Всеслав людей судом судил,
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал в тумане,
Вечер – в Киеве, до зорь – в Тмуторокани,
Мог он Хорсу бег пересягнуть.

   У В. А. Жуковского такой вариант: «До петухов он из Киева успевал к Тьмутаракани».

   ВРЪЖЕ ВСЕСЛАВЪ ЖРЕБИЙ О ДЕВИЦЮ СЕБЕ ЛЮБУ («На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице ему любой». В слове «девицю» после Д стоит буква, которой у меня нет; напоминает Ъ, но с какой-то «птичкой» сверху. Пишу это для тех, кому важна алфавитная точность).
   Признаюсь, что была заинтригована словами о девице любой. Предполагала, что половецкий князь Всеслав, пока сидел в тюрьме в Киеве (1067-1068 гг.), сумел приглядеть себе девушку.
   Увы, всё гораздо прозаичнее. Под девицей, как поясняет Д. С. Лихачев, здесь разумеется Киев. Решив воспользоваться в 1068 г. восстанием киевлян, чтобы взойти на киевский стол, Всеслав действительно играл своею судьбою – «кинул жребий».

   И ещё из поэтического труда Н. А. Заболоцкого:
У Софии в Полоцке бывало
Позвонят к заутрене, а он
В Киеве, едва заря настала,
Колокольный слышит перезвон.

И хотя в его могучем теле
Обитала вещая душа,
Всё ж страданья князя одолели,
И погиб он, местию дыша.

Так свершил он путь свой небывалый.
И сказал Боян ему тогда:
«Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый
Не минует Божьего суда».

   Кто знаком с переводами древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве», тот знает, что князю Игорю удалось убежать из половецкого плена. Вернулся домой живым и его сын Владимир.
   Так выразил ликование поэт А. К. Югов в переложении «Слово о битве Игоревой, Игоря Святославича, внука Олегова»:

… Солнце светится на небесах,
Игорь-князь – в Русской земле!
Девицы поют на Дунае – голоса вьются через море до Киева!
Игорь едет по Боричеву – к святой богородице Пирогощей.
Страны рады!
Грады веселы!...

Спели песнь старым князьям, а потом молодым споём!
Слава Игорю Святославичу!
Слава буй-тур Всеволоду!
Слава Владимиру Игоревичу!
Здрав, здрав буди, княже, и дружина,
поборая поганые полки за землю Русскую!

    У поэта А. Н. Майкова аккордные слова такие:
Вам на здравье, князья и дружина,
Христиан поборцы на поганых!
Слава князьям и дружине!
               Аминь.

   Из «Примечаний» Д. С. Лихачева.
   ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦЫ ПИРОГОЩЕЙ была заложена в Киеве в 1132 г. и завершена в 1136 г. Так названа по иконе «Пирогощей» (от греческого «башенная»), привезённой в Киев из Константинополя.
   АМИНЬ. Слово «аминь» (от греческого –«да будет так», «истинно») обычно ставилось в конце древнерусских литературных произведений.
               
                ИСТОРИЯ – УДОВОЛЬСТВИЯ ДЛЯ СЕРДЦА И РАЗУМА

    Русский историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) оставил в наследство россиянам прекрасный труд «История государства Российского». Как бы сказали сейчас: бестселлер на все века! Замечательный литературный язык! Я бы определила его как лирическую прозу.
   Очень интересное «Предисловие», под которым автор поставил такую дату: 7 декабря 1815.
   Н. М. Карамзин написал, как, по его мнению, надо делить нашу историю:
   Древнейшую - от Рюрика до Иоанна III; Среднюю - от Иоанна до Петра, и Новую - от Петра до Александра.

   Из «Предисловия»:   
   «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
   Правители, законодатели действуют по указаниям истории, и смотрят на её листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна.
   Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастие.

   Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство, и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества.
   Вот польза: сколько же удовольствий для сердца и разума!..

   Если всякая история, даже и неискусно писанная, бывает приятна, как говорит Плиний: тем более отечественная. Истинный космополит есть существо метафизическое или столь необыкновенное явление, что нет нужды говорить о нём, ни хвалить, ни осуждать его.
   Мы все граждане, в Европе и в Индии, в Мексике и в Абиссинии; личность каждого тесно связана с отечеством: любим его, ибо любим себя.
   Пусть греки, римляне пленяют воображение; они принадлежат к семейству рода человеческого и нам не чужие по своим добродетелям и слабостям; славе и бедствиям; но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё ещё сильнее бьётся за Пожарского, нежели за Фемистокла или Сципиона.

   Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живём и чувствуем. Сколь привлекательны берега Волхова, Днепра, Дона, когда знаем, что в глубокой древности на них происходило!
   Не только Новгород, Киев, Владимир, но и хижины Ельца, Козельска, Галича делаются любопытными памятниками и немые предметы – красноречивыми.
   Тени минувших столетий везде рисуют картины перед нами».
 
   Историю своего отечества изучать надо и для того, чтобы давать отповедь всяким иностранным клеветникам на различные события, происходящие и в древние, и в нынешние времена Руси-России.
  Касается это и древнего русского Тмутараканского княжества.   

                Продолжение следует

   ЛИТЕРАТУРА:
   Е. И. ОСЕТРОВ. Мир Игоревой песни. Этюды. Издательство «Современник». Москва. 1977 г. В серии: Библиотека «Любителям российской словесности»;
   СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ. Сборник. Издательство «Советский писатель». Ленинград. 1953 г.
Авторы переложений «Слова»: Д. С. Лихачев; В. А. Жуковский; Н. А. Заболоцкий; А. Н. Майков; В. И. Стеллецкий; Л. И. Тимофеев; А. К. Югов.
   Н. М. КАРАМЗИН. Марфа-посадница или Покорение Новагорода. Повести. Главы из «Истории государства Российского». Ленинград. «Художественная литература». Ленинградское отделение. 1989 г.

   30 сентября 2023 года


Рецензии
Век Х11. Век ХХ11. Вечность, да не одна. И по-прежнему у нас на слуху - Керчь, Крым, Тмуторакан, которые невольно навевают воспоминания о русских солдатах, дружинах, ратниках... "И радость побед, и горечь утрат, мы всё пережили..." Да - это всё вехи нашей истории, борьбы с желающими приобщить к своим угодьям русской землицы. Не получится, господа НЕХОРОШИЕ! Боян пел песни во славу русских князей. Наши песни - во славу тех, кто защищал и защищает границы нашего государства от любого иноземного вмешательства! Великая благодарность Вам, Лариса, за такой обширный и интересный экскурс в историю страны. С уважением и пожеланием всего самого доброго,

Раиса Лунева   02.03.2024 14:21     Заявить о нарушении
Раиса, благодарю Вас за доброжелательный отклик.
Разделяю Вашу любовь к русским корням, к доблести наших предков, к мужеству их потомков!
Слава нашим воинам! Пусть хранит их Господь!
Вам - благополучия и здоровья!


Лариса Прошина   04.03.2024 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.