Березовый сок

Утром, едва первый луч солнца заглянул в низкое деревянное окно, где-то совсем близко, может даже на липе у ворот, тоненько затренькала синичка. Комната постепенно наполнялась теплом и запахом сосновых поленьев. Из кухни потянуло густым, сливочным ароматом гречневой каши - бабушка готовила завтрак. Маленькая Ирочка сладко потянулась и выпрыгнула из-под теплого одеяла на прохладный пол комнаты.

- Сегодня пойдем за березовым соком - дед, шумно притопывая старыми солдатскими сапогами, вошел в дом с охапкой жёлтых занозистых поленьев. Толстые узловатые пальцы крепко держали дровяные чубучки, словно им нипочем были ни смола, капельками выступившая на поленьях, ни мохнатые, торчавшие во все стороны острые щепки, грозившие болючими занозами.

- Что, егоза, уже проснулась? Готова в лес идти?

- В лес! Ура! В лес! - Ирочка вприпрыжку проскакала из кухни в комнату, вокруг стола, и обратно в кухню. - Бабушка, где мои сапожки?

Бабушка, не отрываясь от плиты, на которой, помимо каши, пеклись оладьи, улыбаясь, наблюдала за внучкой.
- Умывайся скорее, завтрак уже готов!

До берёзовой рощи, что росла прямо за околицей, дошли быстро. Весенний воздух пах мокрой землей и немножко травой, которая только-только показала свои острые зеленые побеги.

Дед из всех берез выбрал две, провертел в коре дырочку и засунул туда длинный марлевый жгут. Жгут тут же пропитался прозрачной жидкостью, набух, и в банку стал капать сок. Когда сока набралось на пару глотков, Ирочке доверили снять первую пробу.

Березовый сок был прозрачным, с голубым перламутровым отливом. Прохладными, чуть сладковатыми каплями, растекался на языке,  отчего Ирочке хотелось ещё и ещё глотнуть этого свежего, легкого сока. Другая береза дала сок чуть желтоватый, совсем не сладкий. Он напомнил Ирочке запах зубного кабинета. Дед аккуратно замазал отверстие отвергнутой березы какой-то мазью из жестяной банки, нежно погладил дерево по белоснежному, в розоватой пыльце стволу.

Методом проб и ошибок были выбраны три дерева, стоявшие отдельно от остальных -  их сок показался Ирочке самым вкусным. Теперь оставалось только ждать, когда березки поделятся своим целебным соком, наполнив бабушкины стеклянные банки.
Пока дедушка возился с березами, замазывая варом ранки, бабушка на пригорке собирала маленькие желтые цветочки с чешуйчатыми стебельками. Цветочки назывались смешно -  мать-и-мачеха. Ирочка думала, кто тут мать, а кто мачеха, не забывая поминутно проверять баночки.

Дедушка вылечил все березы и тоже пошел проверить, как там сок, капает? Две банки уже почти наполнились, и только третья была полна лишь на треть. И хотя сок резвой струйкой бежал в банку, его не прибавлялось.

- Егоза, не знаешь, почему так мало сока? - дед лукаво прищурился.

- Не знаю, дедушка! Я подойду, попробую -  вдруг невкусный потёк, а он не прибавляется - внучка улыбнулась с тем же лукавым прищуром, как и дед. Сразу стало видно, что они - одной породы, хоть и лежало между ними почти полвека.

...
Ирина Ивановна поплотнее запахнула пушистый кардиган, и, обхватив ладонями белоснежный ствол в розовой пыльце, вдохнула свежий древесный запах...
Эту березку маленьким прутиком привезли 15 лет назад из той самой рощи, где когда-то маленькая девочка бегала меж берез и пробовала прохладный перламутровый сок, счастливая от того, что весна, что рядом бабушка и дедушка, что она просто есть на этой земле.


Рецензии