Мужики, ищите Аэлиту

«Мужики, ищите Аэлиту.
Аэлита, лучшая из баб!».
Михаил Анчаров

Великий писатель Алексей Николаевич Толстой навеки вписал себя в историю русский литературы. В школьную программу он вошёл автором исторического бестселлера «Пётр I», в детское чтение малышей – сказкой «Золотого ключика», для политически ангажированной аудитории – эпопеей «Хождение по мукам» и «Эмигрантами». Однако история, которая неслась вскачь, звеня золотыми подковами… расставила приоритеты по местам и, в конечном итоге, для самого массового читателя Алексей Николаевич остался отцом-основателем советской фантастики, будучи при том автором всего двух научно-фантастических произведений.
Романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» с двадцатых годов прошлого столетия и по настоящее время бьют все рекорды издаваемости и популярности.  На чтении фантастики А.Н. Толстого выросли поколения читателей. Загадка гиперболоида и его, кажущееся таким простым устройство, подвигли множество юных читателей на собственное техническое творчество и приход в науку, не говоря уж о творчестве литературном.
Путь романов к читателю был лёгок и одновременно тернист, «Аэлиту», как и «Гипрболоид…» ожидал мгновенный успех, которого старшие маститые товарищи простить не могли. Из уст самых известных литераторов звучали советы, мол «не стоит писать марсианских романов», причём эти уважаемые авторы не стеснялись именовать нас «технически отсталым народом». Единственный персонаж, положительно оценённый критиками – кавалерист Гусев, маргинал, не нашедший себе места на Земле и с удовольствием окунувшимся в мутную и кровавую революционную круговерть марсианской революции.
Всё же образы героев А.Н. Толстого притягательны и обаятельны, даже казалось бы, заведомый злодей Пётр Гарин, будущий диктатор мира и властитель избранной первой тысячи, прообраза «золотого миллиарда» нынешнего века и тот харизматичен и вызывает скорее сочувствие, чем неприязнь, ведь в романе он противостоит вовсе не России, а американскому капиталу, о котором автор отзывается с нескрываемой неприязнью: «Откуда, из каких чертополохов после войны вылезли эти жирненькие молодчики, коротенькие ростом, с волосатыми пальцами в перстнях, с воспалёнными щеками, трудно поддающимися бритве?
Они суетливо глотали всевозможные напитки с утра до утра. Волосатые пальцы их плели из воздуха деньги, деньги, деньги… Они ползли из Америки по преимуществу, из проклятой страны, где шагают по колена в золоте, где собираются по дешёвке скупить весь добрый старый мир».
Острый сюжет, яркие образы, точные характеристики героев и явлений, тонкая стилистика, приключения не только тела, но и духа, сделали романы А.Н. Толстого любимым чтением миллионов, недаром с таким уважением о нём отзывались братья Стругацкие, а Ивана Ефремова он вообще благословил на писательство. Размышления о мире и человечестве, вложенные в уста персонажей создали уникальный сплав действия и творческий мысли, то, что сейчас натужно пытаются назвать «философским боевиком». А философии в романах А.Н. Толстого действительно хватает, только философия эта проста, доходчива и замечательно иллюстрирует побуждения героев: «Человек каменного века был значительнее, несомненно... Бесплатно, только из внутренней потребности, разрисовывал пещеры, думал, сидя у огня, о мамонтах, о грозах, о странном вращении жизни и смерти и о самом себе. Черт знает, как это было почтенно!.. Мозг еще маленький, череп толстый, но духовная энергия молниями лучилась из его головы». Жаль только, что от издания к изданию Толстой всё более адаптирует романы, вводя их в круг подросткового, даже  детского  чтения и выхолащивает самые яркие образные размышления. Видимо в то время по другому нельзя было, и пришлось переквалифицироваться из фантаста соцреалиста.
Без сомнения, самый знаменитый литературный женский образ за последние сто лет принадлежит Алексею Николаевичу. Это всем известная Аэлита, конкурировать с которой может только гриновская Ассоль, да, отчасти, мартыновская Гианея. Романтический образ принцессы Марса, символ любви, преодолевающий ледяное пространство космоса известен, наверное, каждому читателю. Советская действительность стремилась эту романтику приватизировать, сделать общественным достоянием и в этом стремлении доходила до абсурда, давая имена Ассоль и Аэлиты точкам общепита и пошивочным ателье, конечно марсианские принцессы с той поры стали вхожи в обыденность, наряду с комсомолками и спортсменками. Надо ли поминать, что красавицами они и так были.
Михаил Анчаров, сам писатель-фантаст и бард, типичный шестидесятник, писал шуточные песни, воплотившие серьёзную романтику космической эры, мечты о звёздном языке  и унёсшуюся на Марс избу-космический корабль, призывал: "Мужики, ищите Аэлиту!", ведь "Аэлита – лучшая из баб", да не обидятся на баб наши женщины.


Рецензии