Бесконечные грани. Йосеф
ЙОСЕФ
РАССКАЗЧИК
НАЧАЛЬНИК ТЮРЬМЫ
ГЛАВНЫЙ ВИНОЧЕРПИЙ
ГЛАВНЫЙ ПЕКАРЬ
ФАРАОН
НАЧАЛЬНИК ОХРАНЫ
СОВЕТНИК
охранники,рабы,свита,лекари,музыканты.
Рассказчик - Снова услышишь трубный звук Шофара, в знак пробуждения души. Вновь открываешь Тору с самого начала, чтобы среди знакомого, То новое найти. Кто-то скажет - Зачем, опять, одно то же, с самого начала начинать. Тому ответ - нам жизни мало, чтобы понять все, что Тора может рассказать!
Сцена. Тюрьма. Йосеф, начальник тюрьмы.
Мрак. Под пробивающимся лучом света на каменном полу сидит Йосеф, проговаривая слова молитвы он наматывает на руку ткань, такую же, как на его голове, она повязана на лоб. Тьма рассеивается.
Входит начальник тюрьмы, Йосеф вскакивает, склоняя голову. Тот протягивает Йосефу сверток кутанный тканью.
Начальник тюрьмы – вот, о чем ты просил...
Йосеф трепетно прижимает к себе сверток - спасибо, господин.
Начальник тюрьмы - твоя просьба, что бы торговцы приобрели шкурку ягненка именно у Якова – иври, почему? Его найти для них было сложным. Кто он тебе?
Рассказчик - Йосеф молча склонил голову еще ниже, чтобы скрыть слезы, проступившие из его глаз.
Начальник тюрьмы- если ты, изыскиваешь возможности передать весть своей родне, я тебе так скажу, забудь! Пойми, этому не бывать, ты раб до конца своих дней, вот твоя участь. Узнают, что я у торговцев заказываю шкурки ягнят еще и для узника- раба, однако, самому бы здесь не оказаться! Знаешь ли, на место начальника тюрьмы царских заключенных многие метят! Не упирайся как бык, что б вывезти невозможное, забудь их навсегда. Нет у тебя родни, ты никто!
Йосеф – все верно, господин- я никто, на все есть воля Бога моего Всемогущего!
Рассказчик -начальник тюрьмы принялся расхаживать из стороны в сторону, мысли о возможной потери места, а то и свободы привели его в смятение. Но и Йосефом он очень дорожил, высоко его ценил.
Начальник тюрьмы- разве плохо тебе здесь, ты главный! После меня, конечно. Об этом только мечтать может каждый загремевший сюда, но ты настойчиво тащишь за собою прошлую жизнь. Ну вот, для чего это делать?! На шкурке угольком чертить имя своего Бога, мотать на руку, на голову, чтоб все это уничтожил пот труда и дел вода, все это снова и снова, беспрестанно. Какой в этом прок? Упрямство, иначе не назвать! Все это мне лично ни уму ни сердцу и, если меня это не трогает молись себе, но не забывай – это Египет, здесь правила свои. Позволяю тебе, лишь потому … что с тех самых пор как ты здесь, у меня успех в делах и счастье посетило мой дом.
Йосеф – господин!
Рассказчик – остановившись, начальник тюрьмы взглянул на Йосефа, в тот же миг, тревога отпустила его душу. На лету, его мысли поменяли свое направление, и он уже прикидывал выгоды, которые сулят вновь прибывшие из-за нахождения у него под стражей – это главный пекарь и личный виночерпий фараона. Их родные уже поднесли ему щедрые дары с просьбой о лучших условиях для узников. Будучи начальником царских заключенных долгие годы, он отлично разбирался в правящей повсюду системе взяточничества и что важнее для него искусно ею пользовался.
Начальник тюрьмы – теперь к делам, лишь тебе могу доверить. Главный виночерпий и главный пекарь провинились перед властителем, но участь их еще не решена. Ты знаешь, что делать, находились здесь сановники и повыше них.
Попасть сюда может каждый, освободиться тоже может, но уже не каждый (а-ха-ха-ха, похрюкивая). Будь особо внимателен к ним быть может помилует их фараон, они меня потом одарят серебром или услугой!
Уходит бормоча, сжимая в кулак поднятую руку вверх, — Вот, они у меня, где все! Вот! Глядят на меня с высока, это пока они здесь не окажутся!
Рассказчик – отплатят услугой! – невзначай брошенные слова, как семя сорняка, будто вихрем принесло, прорастая в мысли Йосефа. Ах, это зла любимая забава, свое за твои мысли выдавать, вот в голове уже звучит «Здесь, правила свои, услуга за услугу. Так!.. в этом месте делают дела». Зло шепчет с верного пути сбивая, не зная устали и тени состраданья. Пощады нет, в его безжалостной игре.
Сцена. Тюрьма. Йосеф, виночерпий, пекарь.
Рассказчик -Йосеф приставил раба для нужд указанных ему особ, сам присутствуя рядом. Дни их проходили в беседах, виночерпий и пекарь привязались к Йосефу, поскольку, находили в общении с ним утешение, состояние их духа сменилось от глубокого уныния к смиренному ожиданию своей участи. В тоже время из разговоров царедворцев о жизни при дворе – интригах, нравах, силах вершивших там дела, Йосеф яснее для себя видел весь ужас того места.
Пекарь – за что мне этот жребий?! Ведь, старательно и неусыпно я следил за каждым рабом на царской кухне. Зная, что за любую оплошность раба спросят с меня, потому для них не жалел я оплеух и тумаков, кнута удары щедро раздавал, дабы усерднее эти бездельники работали. Все думаю, как тот камешек, оказался в хлебе? Ой, беда, беда! Только и помню вбегает на кухню начальник охраны и начинает меня колотить, а потом приволокли сюда. И жду я участи своей со страхом, утешаясь говоря себе - не угасай моя надежда, справедливость явит наш властитель и вызволит меня от сюда.
Виночерпий- помню тот день очень хорошо, потому что, это мой последний день рядом с нашим повелителем. Когда ему принесли яства, уже не первый кубок я подал. Вдруг слышен хруст и крик Паро, сбежались все там был скандал.
Сцена. Дворец. Фараон, главный виночерпий, начальник охраны, верховный советник.
Фараон за трапезой, виночерпий подает ему вино. (легкая музыка)
Фараон- сегодня славный выдался денек, воды Нила приняли меня хорошо, тепло.
Виночерпий- господин, вашу божественность не могут отрицать даже воды великого Нила.
Махом осушив кубок Фараон продолжил, – между тем, тяжела эта ноша - быть правителем, ведь нет могущественнее чем Я!!! Подай еще вина!-вытянув руку в сторону он сбросил кубок на пол,- Но не с кем мне вести душевный разговор, каждый только с выгодой своей ко мне, все мои вельможи казнокрады и хитрые дельцы. Только ты мой преданный слуга бескорыстно меня любишь и веселишь!
Виночерпий – жизнь готов отдать, чтобы повелитель мой был счастлив.
Захмелевший фараон расчувствовавшись, прослезился – тебе дарую свой браслет.
Снимает браслет и швыряет им в слугу. Виночерпий, встав на колени кланяясь, подобрал браслет.
Виночерпий – о, мой господин, да живешь ты вечно!
Фараон вздыхая, – по праву рождения в этой клетке томлюсь, величие Египта вынуждено я на себе ношу, а между тем мечтаю о дальних странствиях и приключениях, о них рассказывают мне путешественники, которые заходят в мою страну. Ты же знаешь, как я люблю их истории (прижимая к груди руку с бокалом вина). Ой, разлилось! Неси еще!
Виночерпий с выражением лица полнейшего раболепия подал очередной бокал вина и принялся обтирать фараона.
Фараон мечтательно продолжил - шествовал бы я из края в край земли любуясь красотами ее, и чудесами, которыми наполнена она. Не бойся, тебя бы взял с собою.
виночерпий в мыслях.
Виночерпий: – вот, счастье-то, аж не куда деваться! Повезло мне, что надежно к трону он прикован, этот изнеженный мечтатель.
Фараон - охра-а-а-ну, слуг еще конечно же, возьму. Немного, каких -то несколько сотен, ну может тысяч.. да и не важно это! За то, как бы нам всем весело и увлекательно было! Эх, жизнь кочевая, проходит без меня!
Виночерпий – повелитель, куда прикажешь, я с радостью пойду!
Фараон -скучным день был, я устал! Ах, этот груз величия и все на мне! Тащу за что я это бремя?!
Рассказчик - то славный день, то скучный, как тут угнаться за избалованною царскою душой.
-Ох, день скорей бы вышел, а мне благополучно в нем дожить, - подумал виночерпий, а вслух сказал:
– если угодно властелину забавляться, то над начальником охраны подшутить! Проверить заодно, не спит ли, как обычно этот увалень.
Фараон хлопая в ладоши – прекрасная идея!
Виночерпий- тонкую кожицу от дыни разложу у входа, затем твоему высочеству нужно кричать, что есть сил.
Рассказчик – фараон, смеясь и в предвкушении от предстоящей шалости пожелал участвовать лично, он поднялся с трона и шатаясь от выпитого принялся лично раскладывать кожуру от дынь, мед там же с хохотом разлил. Виночерпий, хихикая держал для него поднос, изо всех сил он старался соответствовать настроению фараона. И вот, все заняли свои места!
Фараон – Убивают!!! Убивают!!
Виночерпий громко бросает посудой об пол.
Рассказчик- в зал влетает растрепанный начальник охраны, спросонья, не видя корки под ногами он тут же падает, за ним посыпались на пол остальные охранники спотыкаясь друг о друга. Фараон гоготал до слез тыча пальцем в охранников и катался по полу.
Так, в приподнятом настроении фараон начал трапезу, как вдруг он взвыл от резкой боли!!!
Фараон – а-а-а-а!!!! Хотят убить, меня-я-я!!! Убивают!
Рассказчик – снова вбежал начальник охраны, пусть в спешке, но все же он старался, как можно осторожнее ступать. Тем более, невидимые сладкие следы уже приманили ос. Слуги, охрана, свита все бросились на спасение фараона. Определили, что зуб его сломался от камешка в хлебах.
Начальник охраны – что сделать с главным пекарем, мой повелитель?
Фараон- вон, пошел! Тебе не видно?! Я страдаю.
Рассказчик - тогда начальник охраны помчался к пекарю, очень уж ему хотелось лично поколотить того, выместив все зло после своего бесславного падения.
Фараон – вина мне, заглушу свое несчастье!
Рассказчик - виночерпий подает кубок, фараон отпивает и ставит его на стол, в это время оса садится на тот кубок в ожидании своей роли. Как только фараон поднес кубок снова, чтобы отпить тут то оса его и ужалила!
Рассказчик - фараон с криками вскочил и принялся бегать по залу, лицо его распухло. Слуги, свита все суетятся вокруг фараона, лекари ставят компрессы.
Фараон- сил моих больше нет, что за жизнь несчастная такая у меня..К-А-А-А-З-Н-И-И-И-ТЬ!
Рассказчик- верховный советник, зная изменчивый характер настроений царя и его искреннюю привязанность к главному виночерпию, приказал охранникам отправить того для начала в тюрьму.
Сцена в тюрьме. Йосеф, виночерпий, пекарь.
Виночерпий – а дальше помню, как в тумане и вот я здесь. И нет ни в чем моей вины. Живу я в ожидании того, что простит и оправдает меня наш благодетель.
Рассказчик - рассказав о том, как удостоились своей участи царедворцы так же, поинтересовались по какой причине Йосеф оказался в столь незавидном положении.
Йосеф- в первые, в яме очутился я в других краях, и это от чувства зависти ко мне. Бог избежать мне смерти дал, хотя она уже была близка. Мой Бог, он вытащил меня из ямы, на том, испытания не окончились мои. Был продан я. За тем, рабом в Египет спущен. Но верил я и знал всегда, что милость Бога моего по-прежнему со мной, была дана хорошая мне доля в доме хозяина, купившего меня. Но вот опять я в яме, из-за наветов его жены, не устрашилась она ложных показаний, что мог поделать, хоть я и без вины! За что мне участь страшная такая не видеть мне любимого отца, от боли плачу думая о том, как он страдает, не зная правды обо мне. Что с братом моим малым? Ведь, нашей матери он даже и не знал, смертный час ее пришел, когда она его рождала, теперь еще и нет меня. Ведь, я готов на многие свои страданья лишь бы облегчить эту долю им. Вся семья моя большая и я скучаю по всем ним. Верю я, придет тот самый час- Бог меня избавит.
Пекарь – если все так ты говоришь; твой Бог Всесильный, ты не виновен, за что ж ты так страдаешь? Почему он тебя не спас до сих пор?
Йосеф – не думаю о том, смирение мой удел. Ведь все, что в мире, только от Него, от Бога моего.
Пекарь – не понимаю я тебя. Не понимаю…
Сцена. Дворец. Фараон, верховный советник, новый виночерпий- раб.
Фараон с повязкой на щеке, скучая, он кидается едой в нового виночерпия.
Фараон – знай, в моего виночерпия я золотыми браслетами бросал. Надоел, уходи сейчас же! – топнув ногой.
Раб, кланяясь пятится к выходу.
Фараон – ах нет, постой! Подай вина.
Раб подает кубок низко склонившись.
Фараон- тьфу, даже вино из твоих рук противное!
Входит верховный советник.
Фараон- как мне все надоели! Пришли нового виночерпия.
Советник - мой господин, это уже десятый за три дня!
Фараон- да! Я очень чуткая душа!
Советник - как пожелаешь, властитель. Меня привели дела государственные, безотлагательные.
Фараон – я сейчас расплачусь от тоски, а вы меня все мучаете! Уму не постижимо, такое безразличие! Вы все преступники более, чем те, кто в темнице. И вообще, я болен. Прочь!
Советник, откланявшись, направился к выходу.
Фараон с досадой ему в след - и шутов найди мне других, я приказываю! А то, не смешные они какие-то... стали.
Рассказчик – вельможа был рад отсутствию интереса у фараона к делам, это означало верховные придворные продолжат удерживать власть в своих руках, но шло время, одновременно с выздоровлением фараон от скуки, начал интересоваться делами государства, что крайне не нравилось его советникам. Тогда они решили хитростью отвлечь фараона от дел - вернуть виночерпия.
Сцена. Дворец. Фараон, верховный советник.
Советник- Великий правитель наш! Повелитель вод Нила! В честь дня твоего рождения, вот ежегодный указ о помиловании для заключенных. Яви милость подпиши!
Фараон- подать МНЕ список. Как?!Виночерпий не казнен?! Он жив, слуга мой верный, весельчак и заводила! Но я же помню свой приказ - его казнить! И молча-а-а-ли?! Одни злодеи всюду, как можно тут спокойно жить?! Где же он? Сюда его, немедля!
Советник – мой недогляд, прости властитель, готов нести любое наказание!
Фараон- милостив я, в этот день особый. Да ступай же, ты уже за виночерпием! э-э-э.. Лично отправляйся, так поскорее будет!
Советник - что же главный пекарь, он в списке заодно.
Рассказчик – в список тот попасть огромных денег стоит, хоть никаких гарантий на спасенье нет. Отчаянным положением традиционно и охотно пользовались взяточники- вельможи.
Фараон ощупав сломанный зуб языком и рукой со стороны щеки – казнить! Новый пекарь повкуснее хлеб печет и без камней.
Сцена. Дворец. Верховный советник, главный виночерпий.
Советник – твоя задача придать легкость бытия для властителя нашего, что бы он полностью забыл о любых невзгодах, а дела государства перестали его тяготить! Не то, найду способ и отправлю тебя обратно в тюрьму, или вовсе за пекарем потопаешь, сам знаешь куда.
Виночерпий – я справлюсь, господин. Сделаю, так как тебе угодно.
Советник – знаю, прежде властитель наш с тобою обсуждал некоторые дела государства. А ты всем желающим, за щедрую благодарность, устраивал аудиенции и протекции с властелином нашим. Больше этому не бывать! Ты мне обязан тем, что не казнен. Теперь, говори царю только, что я тебе прикажу вот, что будет угодно мне. И помни, ни одного лишнего слова, у меня повсюду здесь глаза и уши!
Рассказчик – так, у главного виночерпия началась его новая жизнь. Из страха, он постарался как можно скорее забыть обо всем, что с ним происходило прежде, в том числе, и о просьбе Йосефа после того, как тот, раскрыл значение снов ему и пекарю, когда они находились в заключении.
Советник- с этих пор, ты мой приспешник. Сейчас, отправляйся к нашему сиятельному господину, время вам кутить, о благе Египта позабочусь я, - потирая руки.
На сцене все участники спектакля.
Рассказчик- никакой министр, жаждущий собственной царственности, даже в самых смелых своих мечтах, и вообразить бы никогда не смог; - Бог Израиля сокрушает всю иерархию, вознеся над всеми вельможами узника, раба – иври! Пред которым преклонится весь Египет, наблюдая за ошеломляющим великолепием правления мудрого Йосефа. Но мы уже знаем - Бог определил предназначение Йосефа не просто, чтобы впечатлить мир уникальной судьбой, а наделил его высокой целью во имя исполнения предначертанного Всесоздателем для Израиля.
Свидетельство о публикации №223093001611