Вклад Ф. Кафки в теорию пассионарности

 
    Критика поспешила поставить новеллу "Превращение" Кафки на одну полку с томами классического абсурдизма, но на наш взгляд, тема бессмысленности и "заброшенности" человеческого существования, если и присутствует у него в теме, то не составляет главного.
    При всей многочисленности истолкований смысла произведения критики, нельзя сказать, чтобы вовсе, но часто плохо замечали центральную мысль.
    Потеряв возможность коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, главный герой как бы со стороны получил возможность увидеть мир людей, напоминающий навозную кучу, напичканную примитивными членистоногими. В этом смысле название "Превращение" у Кафки намекает, скорее, на два зеркально противоположных процесса.
   С одной стороны главный герой превращается за одну ночь в насекомое по форме, но при этом и его социальное окружение превращается в насекомых по сути, постепенно и незаметно для себя опускаясь всё ниже и ниже по пирамиде инстинктов гуманоидного комплекса.
    После  превращения в насекомое в Грегоре вдруг возрождаются почти утраченные в рутине повседневности высшие инстинкты человека. Чувствуется жертвенная любовь к своим близким (инстинкт e-), которые, наоборот, всё больше проникаются брезгливостью по отношению к нему (редукция e-). Он стал обузой для них, поскольку его присутствие понижало их социальный статус (сфера действия низменного рейтингового инстинкта d-) и даже затрудняло их процесс ресурсного накопительства (инстинкт a-).
  Грегор жалеет, что у него отобрали заветный сундук, в котором хранились дорогие его прошлому естеству инструменты для рукоделия (инстинкт g-).
  В результате мы видим странную картину. В насекомом Грегоре Замбе процветают все высшие инстинкты гуманоидного комплекса  (e-, f-, g-, h-), а в его близких наоборот всё громче звучат низменные инстинкты в наборе (a-, b-, c-, d-).
  И оказывается, что этот низменный набор типичных инстинктов насекомых не препятствует размножению говорящих приматов, поскольку апофеозом фабулы звучит в конце мысль родителей о том, что пора Гретту выдать замуж за "хорошего человека".      

   В "Превращении" Кафка открывает для себя в своих образах и понятиях такую природную закономерность, которую теперь мы склонны обозначать как пассионарный реверс пирамиды инстинктов гуманоидного комплекса, когда любовь к ближнему (инстинкт h-) становится сильнее страха смерти (инстинкт a-).
    Поэтому Кафка здесь со смыслом прибегает к аллюзиям с библейским Христом, что часто замечали критики.
    Мы же находим и в данном произведении попытку заметить, пожалуй, центральную проблему всей классической литературы, состоящую в декларации примата высших инстинктов гуманоидного комплекса над низменными инстинктами для смысла человеческого существования. В том Кафка, возможно незаметно для себя, наоборот преодолевает примитивный экзистенциальный абсурдизм, внося лепту в принцип гуманизма.
   
   


Рецензии