Четыре тезиса о Самаре

Глава Самары Елена Лапушкина намерена оспорить победу Нижнего Новгорода в конкурсе «Культурная столица 2024».

На протяжении недели Самара по количеству голосов была наравне с Нижним Новгородом, но по окончанию голосования у нашего города стало меньше голосов.

«К сожалению, мы так и не получили ответ на вопрос, куда делись 20 000 голосов, отданные в народном голосовании за Самару», заявила Елена Лапушкина, добавив, что будет добиваться справедливости.


******


Я прекрасно понимаю печаль госпожи Лапушкиной. Статус «культурной столицы» (Поволжья? России?) позволяет претендовать на лучшее финансирование из Москвы – и всё, что из этого следует.

Но если вам интересна Самара, напишу несколько абзацев. Поскольку мифология связывает её то с промышленным городом при СССР, то с космическим центром, то с самыми красивыми девушками. Всё это ровным счётом ничего не сообщает о Самаре даже на уровне поверхностных тезисов.

Первое, и самое главное: Самара – провинция, которая никак не может претендовать на титул «культурной столицы». А поскольку лесть самим себе патриотов города мне безынтересна, попробую сформулировать суть.

Самара проиграет – и Нижнему Новгороду, и Ярославлю, и Казани в плане того, что я называю «историческим имперством». Это пространство вообще не про империю. Деревянная крепость 1586 года – не Кремль, а форпост для того, чтобы не пропустить проезжие торговые суда. Московия далеко, Каспий ближе, и к нему гонит течение. Огромная Набережная в наши дни и прекрасный вид города с водной глади, до детализации улиц, пешеходов и авто – это всё отголоски купеческого по духу города, тот самый «товар лицом» и пространство для обмена и торговли. Здесь совершенно органичен и уместен хозяйственник Пётр Алабин (памятник на Набережной), а не Юрий Долгорукий, Минин и Пожарский и Пётр Алексеевич.

Второе. Не только инфраструктурно-логистически, но и творчески Самара совсем не тянет на титул «культурной столицы» с питерской архитектурой, московским размахом, нижегородским, ярославским или казанским Кремлём. Это красавица-мещанка: вечер у самовара с видом на Волгу и Жигули. Имя «Куйбышев» звучало применительно к нам так нелепо ещё и оттого, что это город женского рода. Красавица, которая никуда не стремится, мечтая не о карьере, а достатке в родном крае.

Третье. Самара анти-монолитна настолько, насколько это возможно в наш век. Десятки укладов, от николаевского до неолиберального. Это отражается и визуально: рядом с поместьем Струкова, превращённым в парк – сталинский Дом Промышленности, а в пяти минутах ходьбы – самарский Арбат, который напомнил Пьеру Ришару кусочек провинциальной Франции 70-х годов. Ещё интересней соседство на Волжском проспекте: ресторация «Пастернак», женский монастырь и Жигулёвский пивзавод. 

И да: здесь каждый третий – специалист по садоводству, рыбалке и туризму, но таксисты и кондуктора не станут обсуждать с вами раннего Гумилёва, как в бородатом анекдоте о Питере. Помимо всего прочего, для «культурной столицы» у Самары слишком провинциальный говор: неспешный и с певучими окончаниями фраз. Москвичи и питерцы произносят всё жёстче и точнее.

И последнее: Самара – спортивная провинция. Раз в истории (2003 – 2005 годы) «Крылья Советов» играли в футбол, относительно соответствующий европейскому уровню, после чего привычно вернулись к безнадёге «волжских защепок». Здесь будут обсуждать, и всерьёз, есть ли у футболистов шанс подняться с 14-го места на 10-е. Даже на сегодняшнее временное лидерство в слабом чемпионате по футболу раздаются реплики «в пятёрку попадём – супер!».

Не делайте из милой провинции то, чем она не является исторически.

Спойлер: я люблю именно эту женщину. И не изменю ей с самой умной и привлекательной. А вам в ленту – мой привычный маршрут на дачу с высоты птичьего полёта.


Рецензии