6. Камень Философов и Великое Делание

О том, что совершенное лекарство обязательно придает
пять различных свойств совершенства, которыми являются
чистота, цвет или тинктура, плавление, постоянство и вес.
Гебер «Сумма совершенств» гл. XVIII


    Исторически так сложилось, что главной темой алхимии считается Великое Делание – технологический процесс приготовления Камня Философов, чудесного вещества способного трансмутировать неблагородные металлы в серебро и золото. Некоторые авторы утверждают, что с помощью Камня Философов можно не только трансмутировать металлы, но и исцелять болезни, продлевать жизнь, создавать «вечные» лампы и «металлическое стекло», превращать минералы в драгоценные камни, тысячекратно ускорять рост растений и производить на свет гомункулов (!). Но даже если принимать мнение последних, за литературные фантазии, Камень Философов всё равно представляется, как некое универсальное средство, обладающее поистине необыкновенными свойствами. Что с одной стороны даёт вполне объективное основание для рациональной критики, а с другой -  открывает широчайшее поле возможностей для мистико-магических спекуляций, коими полна алхимическая и околоалхимическая литература.
    Затронуть все аспекты данной проблемы в небольшой главе не представляется возможным, поскольку необходимо подробно рассматривать фундаментальные основы натурфилософской теории первоэлементов, в контексте герметической метафизики и космологии. А также все их разнообразные трактовки алхимиками Античности, Средневековья и последующих эпох.  Поэтому мы ограничимся кратким общим обзором основных алхимических представлений о Великом Делании и Камне Философов.
     Начнём с того, что зададимся простым вопросом: почему продукт Великого Делания называется Камнем Философов, а не, как, следовало бы ожидать, Камнем Алхимиков? Судя по всему, сам термин Камень Философов возник в Средневековье, среди то ли христианских, то ли мусульманских учёных, изучавших наряду с трудами Платона и Аристотеля, герметическую физику и метафизику. Так именовали искусственное вещество, известное,  как: порошок проекции, магистерий, фермент, эликсир (аl-ikser от арабского – порошок), витриол, панацея, тинктура, медикамент и т. д.  Согласно алхимической традиции, способ его получения был разработан в глубокой древности некими Мудрецами или Философами, посвящёнными в таинства герметического учения, которое унаследовало сакральные знания от допотопных цивилизаций и загадочных «богов». Отсюда и название: Камень Философов или Камень Мудрецов.
     Древнее учение о первоматерии (квинтэссенции) и трансмутации стихий положило начало разработке алхимической теории трансмутации металлов. Иначе говоря, герметическая натурфилософия выдвинула фундаментальную теорию трансмутации веществ, а алхимики занялись верификацией её представлений, проводя эксперименты с металлами.
     Именно потому, что принципы трансмутации были впервые описаны не алхимиками, а натурфилософами (физиками),  в сочинениях мастеров алхимии часто подчёркивается, что для понимания процесса Великого Делания алхимику необходимо знать основы герметической натурфилософии.
     Как мы уже писали, согласно теории алхимии, все металлы, состоят из соединения трёх тонкоматериальных субстанций: меркурия, сульфура и соли (см. гл 3). Теоретически из любого металла можно выделить чистейшие носители этих субстанций и затем, соединяя их в разных пропорциях, получить любой металл. В свете этих представлений довольно загадочно выглядит теория и практика Великого Делания, поскольку результатом его операций с меркурием, сульфуром и солью,  является не один из металлов, как того следовало бы ожидать по логике алхимической теории, а Камень Философов – вещество вызывающее трансмутацию неблагородных металлов в золото или серебро. Столь существенное отличие конечных результатов можно объяснить различием в специфике применяемых технологий.
     Великое Делание это процесс приготовления так называемого «красного эликсира» - вещества способного трансмутировать металлы в золото. Малое Делание – процесс изготовления «белого эликсира», вещества трансмутирующего металлы в серебро, и представляющего собой по сути «недозрелый» «красный эликсир». По сути, Малое Делание это не доведённое до конца Великое Делание.
    Существует два пути Делания – влажный и сухой. Но мы не будем утомлять читателя техническими подробностями. Достаточно знать, что алхимики руководствовались в своей работе принципом: «одна материя, один сосуд, один огонь».
   Материя, из которой изготавливают Камень Философов, традиционно держится алхимиками в секрете. Однако существует множество намёков на то, что  её добывают из золота, серебра и ртути. Помимо этого, есть множество других рецептур, в состав которых входит сера, мышьяк, висмут, марказит, селитра, нашатырь, купорос, сурьма и т. д.

    «Заметь себе, что четыре духа металлов суть ртуть, сера, аурипигмент, или мышьяк, и нашатырь. Эти четыре духа окрашивают металлы в красный и белый, иначе - превращают их в золото и серебро. Сами по себе они, покуда их специально не обработали особыми веществами, не летучи, а помещенные в пламя ярко горят… Из этих четырех духовных начал приготовляют тинктуру, которую арабы называют эликсиром (порошком), а латиняне ферментом (закваской)» (Альберт Великий «Малый алхимический свод», гл. 10).

    Итак, перед началом Великого Делания, алхимик выделяет из металлов или минералов три особых вещества – чистейших носителей меркурия, сульфура и соли. Он помещает эти вещества в круглодонную колбу из огнеупорного стекла («яйцо философов»), герметически закрывает реакционный сосуд и ставит в атанор (алхимическую печь). Подробные сведения о режиме нагрева «философского яйца» также являются одним из самых больших алхимических секретов.
   Далее, алхимик ведёт постоянное наблюдение за изменениями состава внутри колбы, который согласно описаниям,  в течение процесса Великого Делания должен последовательно менять свой цвет. Выделяют три основных стадии изменения цвета материи Камня:  в радикально чёрный («голова ворона»), белый и красный. Если процесс идёт правильно, то  эти цвета появляются один за другим в неизменном порядке.
   Существует несколько детальных описаний этого процесса. Например: после начала нагрева, на протяжении трёх недель материя имеет вид пёстрой смеси, при этом добавляют, что состав источает сильное зловоние (вероятно, это было установлено при нарушении температурного режима и разрушении герметически закупоренного «философского яйца»). При дальнейшем нагревания, в колбе появляются желтоватые, красноватые и зеленоватые пары, сгущаясь, они вновь выпадают на материю, которая постепенно чернеет и  на 40 день становится совершенно чёрной. Пары исчезают, материя начинает сереть, а её края белеют. Со временем белый круг расширяется и выпускает тонкие лучи, которые соединяясь в центре, постепенно окрашивают весь состав в белый цвет. Если остановить Делание на этой стадии, то получишь «белый эликсир», трансмутирующий металлы в серебро.
    При продолжении нагрева, белый состав становится зелёновато-голубым, радужным («павлиний хвост»),  жёлтым,  лучисто-золотым и, в конце Делания - рубиново-красным (варианты: красно–коричневым, ярко-красным, рубиновым, красно-фиолетовым).

    «Первая стадия — окрашивание в черный цвет, вторая — в белый, третья — в желтый и четвертая — в фиолетовый» (Книга Клеопатры, 5).

    В описаниях изменения цвета материи Камня у алхимиков нет единства, но по большому счёту это не столь важно, поскольку, имеют значение только три основных цвета – чёрный, белый и красный.
   Полученный «красный эликсир» вынимается из «философского яйца» и подвергается специальной обработке для умножения его трансмутирующей силы. Суть «умножения» состоит в том, чтобы сделать вещество Камня как можно более чистым, однородным и беспримесным. Чем он чище и однородней – тем сильнее производимое им действие.

  «Все  Делание заключается в том, что берут материю Камня и, проводя операции первой, второй и третьей стадии, повышают совершенство Камня, умножают имеющуюся в нем силу трансмутировать несовершенные тела. И только постоянно повторяя одни и те же Операции Делания, можно наделить Камень Умножением, с помощью которого его делают таким совершенным, что 1 из его частей сможет превращать в настоящее золото и настоящее серебро 100 частиц несовершенного металла, затем 1000, и так далее, постоянно увеличивая до бесконечности». (Гебер «Сумма совершенств, гл. XLIII).

 О многократном увеличении силы камня пишут многие мастера алхимии.
 
   «После первого растворения наш Камень умножает 100 частей приготовленного  вещества,  после  второго,  1000.  Умножение растворением, коагуляцией, очищением, фиксируем наше вещество, которое может увеличиться, таким образом, бесконечно в количестве и в качестве» (Луллий Р. «Ключи», гл. 7).

Или:

«Заметь, что столько раз, сколько ты растворяешь и фиксируешь, во столько же раз природные субстанции возрастут количественно, качественно и в отношении полезности их свойств, причем в соотношении, кратном десяти: десять операций увеличат их в сотню раз, сто — в тысячу, тысяча — в десять тысяч, десять тысяч — в сто тысяч, сто тысяч — в миллион раз и, таким образом, до бесконечности» (Фламель Н. «Алхимия», с. 89).
 
   Это означает, что «сырой», неумноженный Камень действует в соотношении 1 к 1, то есть 1 грамм Камня может трансмутировать в золото 1 грамм неблагородного металла. А, например, для того, чтобы 1 грамм эликсира получил силу трансмутировать 1 килограмм металла, операции по умножению Камня нужно, по Луллию, повторить 2 раза, а по Фламелю, 100 раз! Как видим, и в этом вопросе у алхимиков нет согласия.
   Описания физических свойств Камня Философов несколько разнятся, но, в общем, они сводятся к следующему: это полупрозрачное кристаллическое вещество, цвета от рубинового до фиолетового (при растирании в порошок, имеет шафранный цвет), очень тяжёлое и хрупкое как стекло, негорючее, при сильном нагревании не дымит, а растекается подобно маслу и проникает в твёрдые тела (металлы, кристаллы, стекло) окрашивая их в золотой или рубиновый цвет, хорошо растворимо в этаноле. По мнению одних, имеет горький, а по свидетельству других – очень сладкий вкус.
   Итак, мысленно завершив Великое Делание и получив чудесный «красный эликсир», мы подыскиваем кило ртути, чтобы провести её трансмутацию в золото. Разумеется, из сугубо научного интереса.
   В сочинениях по истории алхимии описаны случаи использования «красного эликсира» такими авторитетными учёными, как Гельвеций и Ван Гельмонт.
   Следует отметить, что опыт Ван Гельмонта, получившего крупинку Камня Философов от таинственного незнакомца, описывается по-разному. В одних источниках утверждается, что он нагрел в реторте до кипения 8 унций ртути и бросил туда  1/4 грана «красного эликсира», предварительно завернув порошок в бумагу. При этом кипевшая ртуть с шумом застыла. После того как реторта охладилась, учёный получил слиток чистого золота весом в 8 и 1/3 унций.
   Из других источников следует, что Ван Гельмонт нагревал 8 унций ртути в тигле, а после того как бросил в нагретый металл завёрнутый в бумагу «красный эликсир», он закрыл тигель крышкой и ждал четверть часа. Сняв тигель с огня, охладил его водой и извлёк слиток золота, равный по весу использованной ртути.
   Также повествуется и об опыте трансмутации голландского  врача Иоганна Фридриха Швейцера (Гельвеция), который в 1667 году получил от незнакомого человека маленький кусочек Камня Философов,  «прозрачного, бледно-серого цвета». В присутствии жены и сына, он растопил, как ему было велено незнакомцем, 6 драхм (24 грамма) олова и бросил туда завёрнутый в воск кусочек Камня. Остывший слиток металла сиял, как золото. Гельвеций  отнес его к ювелиру, который определил, что это чистое золото высочайшей пробы, и предложил заплатить за него по 50 флоринов (поскольку 1 золотой флорин весил 3,5 г, то речь видимо, идёт о серебряной монете) за унцию.
   Далее говорится, что об этом случае стало известно философу Спинозе, который лично посетил ювелира, исследовавшего слиток алхимического золота и полностью подтвердившего рассказ Гельвеция. От ювелира Спиноза отправился уже к самому Гельвецию, который показал ему и самое золото, и тигель, изнутри еще покрытый золотом.
   Рассказы об опыте Гельвеция также разнятся. В частности, пишут, что брал он не олово, а свинец, и не 6 драхм, а всего лишь три, и происходило это не в 1667, а в 1666 году
  Насколько достоверны эти сведения мы не берёмся судить, поскольку не читали соответствующих первоисточников, то есть трудов Гельвеция, Ван Гельмонта и Спинозы, где упоминаются эти случаи. Однако разноголосица в пересказах этих историй, наводит на мысль, что это вымысел популяризаторов алхимии, пытавшихся убедить читателей в истинности алхимического искусства, ссылками на свидетельства известных учёных. Возможно, более эрудированный исследователь сможет внести ясность в этот вопрос.
   Эти случаи интересны тем, что в них говорится о том, что растёртый в порошок Камень Философов бросается в расплавленный металл не в чистом виде, а завёрнутым либо в бумагу, либо в чистый воск. Чем это обусловлено без практических экспериментов установить невозможно. Ведь очевидно, что пепел от сгоревшей бумаги, неизбежно вносит загрязнение в расплав, подвергаемый трансмутации. Тогда как, трансмутация металлов в золото или в серебро происходит именно путём их очищения от шлаков и чужеродных материй силой  эликсира (см. Фламель Н. «Алхимия», с. 89).
   С воском дело обстоит несколько иначе, поскольку известен способ очищения свинца от шлаков с помощью восковых шариков. Частицы брошенного в расплавленный свинец воска поднимаются вверх, увлекая за собой инородные примеси, которые при охлаждении застывают на поверхности металла. Таким образом, можно предположить, что воск помогает эликсиру очищать металлы от шлаков, тем самым способствуя процессу трансмутации, чего нельзя сказать о бумаге.
   По мнению одних алхимиков в результате трансмутации неблагородных металлов в золото их вес не изменяется, то есть, взяв килограмм ртути, мы получим ровно столько же золота. Другие, например, Гебер, пишет, что вес трансмутировавших свинца и олова увеличивается. Общего мнения по данному вопросу у мастеров алхимии нет.
   Продолжая наш мысленный эксперимент, нагреваем до кипения ртуть (обязательно в вытяжном шкафу!) и бросаем в неё заключённые в восковую оболочку 1 грамм  умноженного «красного эликсира». Если верить известному алхимику Александру Сетону мы увидим поистине завораживающую картину: «Сначала по ртутной глади проходит лёгкая зыбь. Затем на поверхности возникает танцующий голубой блик и слышится шорох, напоминающий шипение морской пены, сопровождаемый острым запахом гниющих водорослей. Ртуть волнуется и бьется о стенки сосуда, отбрасывая зелёные, синие и оранжевые  тени.  Затем  субстанция  начинает  неистово  бурлить, уподобляясь алой львиной гриве. Через час процесс заканчивается - золотая масса, редкая по красоте радужных переливов, застывает» (Bibliotheque des Philosophes Chimiques, 4, 1678, p. 210).
   Полученный золотой слиток тщательно взвешиваем и подвергаем испытаниям на качество.
   Что же в действительности происходит с неблагородными металлами, когда к ним добавляют легендарный Камень Философов?  Трансмутируют атомные ядра или особым образом перестраивается кристаллическая решётка, в результате чего металлы становятся подобными по свойствам (весу, плотности, цвету, ковкости и температуре плавления) чистому золоту? Исчерпывающих ответов на эти вопросы пока нет. Только гипотезы, которые нельзя назвать строго научными.
    Нам остаётся затронуть ещё одно удивительное свойство «красного эликсира» - его чудесную способность излечивать все душевные и телесные патологии. По мнению многих алхимиков, растворённый в алкоголе «красный эликсир» исцеляет человека от всяких недугов и увечий и может таким образом продлить жизнь. Кроме того он является универсальным антидотом при отравлении даже самыми смертоносными ядами.
   Согласно некоторым описаниям, приём нескольких капель спиртовой тинктуры эликсира внутрь, вызывает симптомы похожие на симптомы отравления: слабость, обильное потоотделение, жидкий стул. Однако, по завершении недомогания, пациент полностью исцеляется от имеющихся у него заболеваний, чувствует чрезвычайную бодрость и лёгкость в теле, суставы обретают подвижность, увеличивается мышечная сила и ясность ума, улучшаются зрение и слух.
    Описаны случаи и более радикальных последствий от приёма медикамента, когда у пожилых людей выпадали все волосы, ногти и зубы (нечто подобное наблюдается при получении высокой дозы радиации), после чего они исцелились от своих недугов и со временем у них выросли новые зубы, волосы и ногти, а также полностью восстановились все физиологические функции. Что представляется нам маловероятным.
   Согласно описаниям медицинских свойств «красного эликсира», он действует на организм, как универсальное очищающее средство, причём не просто слабительное и потогонное,  а оказывающее влияние на клеточном, а возможно и молекулярном уровне. То есть, внутренний приём врачебной дозы эликсира очищает от побочных продуктов биологического метаболизма не только физиологические системы (лимфатическую, кровеносную и проч.), но также гуморы, органы, ткани, клетки и органические молекулы, тотально очищая организм от шлаков, эликсир активизирует естественные процессы его самовосстановления.
  Насколько объективны сведения об универсальных лечебных свойствах «красного эликсира», судить затруднительно. Не исключено, что рассказы некоторых алхимиков о его действии на организм не опираются на реальный опыт, а являются всего лишь легендой, рождённой мечтами терзаемого болезнями человечества о волшебной «пилюле от всех болезней».


Рецензии
Здравствуйте, Лео!

Сильно подозреваю, что описанные технологии имеют более литературно-художественное значение, чем прикладное применение, иначе за столько веков они давно получили бы широкое использование на практике и усовершенствование. Касается как получения драгоценных металлов, так и опытов со здоровьем (это вообще крайне опасно — вплоть до летального исхода).
Вызывает недоверие и "умножение": почему при таких превращениях "к.п.д." увеличивается каждый раз именно на порядок (в десять раз)?

Одно интересное наблюдение. Как в астрологии все построения ограничиваются влиянием Сатурна, поскольку находящиеся за ним планеты в те древние времена не могли быть открыты, так в алхимии целью является получение наиболее распространённых серебра или золота — при том, что есть ещё осмий, платина.

Впрочем, главное — не в мифическом синтезе Камня Философов, а в том, что все эти учёные проложили дорогу химии, которую мы теперь изучаем в школе и успешно применяем.

Андрей Девин   01.10.2023 13:41     Заявить о нарушении
В истории о Камне Философов мифы, легенды и откровенные выдумки тесно переплетаются с конкретными химическими технологиями, но отделить зёрна от плевел – непростая задача. Перефразируя известного кинематографического лектора, скажу: "Был ли Камень Философов, не был ли – науке это неизвестно". Чтобы утверждать, что КФ реален, нужно доказать это на практике. Пока это никому из наших современников не удалось.
О способе приготовления КФ и трансмутации металлов с его помощью, мы знаем только из сочинений алхимиков. Некоторые из них заслуживают доверия, однако, повторюсь, без подтверждения на практике это доверие не многого стоит. Да и в качестве аргумента доверие не предъявишь.
И в описаниях природы КФ и самого процесса Великого Делания много противоречий и неясностей. Почему из трёх первоначал получается КФ, а не золото, например? И таких вопросов немало.

Что же касается кратного умножения, то этот факт можно было установить опять-таки, только опытным путём. Но, как я уже отмечал в тексте, и по поводу умножения у алхимиков нет единогласия.

Помимо 7 металлов, алхимики оперировали цинком, сурьмой, висмутом, мышьяком и т.д. Насколько помню, система: металл - небесное тело, была введена Олимпиодором,но она больше относится к традиционной теории, чем к практике.

Вы правы, если бы не Великая Цель, развитие древней химии не было бы столь интенсивным.

Лео Корсо   01.10.2023 16:14   Заявить о нарушении
Андрей, Вы пишете: "технологии имеют более литературно-художественное значение, чем прикладное применение, иначе за столько веков они давно получили бы широкое использование на практике и усовершенствование".

На первый взгляд, соображение очень веское. Но вот вопрос: насколько долго мастер владеющий технологией КФ просуществовал бы на свободе? Ведь очевидно, что быть носителем такого знания смертельно опасно, поскольку затрагивает государственные интересы, связанные с оборотом золота. Известны случаи, когда алхимиков подозреваемых в знании технологии КФ, похищали, заключали в тюрьму, подвергали пыткам и убивали.
Представим, например, что некий наш современник приготовил КФ, радостно заявил о своём открытии и подтвердил возможность трансмутации на практике, какая участь его ожидает? Скорее всего, полная изоляция под неусыпным надзором спецслужб и работа на государство, от которой нельзя отказаться. Мало кому улыбается такая перспектива.
Таким образом, алхимики, даже если и добивались каких-то успехов в Великом Делании, вынуждены были хранить свои открытия в строжайшей тайне из одного только чувства самосохранения. И не только от общества, но и от своих коллег, способных усовершенствовать и развивать заветную технологию, ибо, как говаривал старый негодяй Мюллер: "что знают двое, то знает свинья", а это уже чревато.
У Альберта Великого, есть практический совет алхимикам:

"Наипервейшее правило состоит в том, что сподобленный этому искусству должен хранить молчание и ни одной живой душе не выдавать его тайну. Ведь нет иного способа сохранить тайну, как не увеличивать число людей, в нее посвященных. … Следует быть очень осторожным, особенно тогда, когда работаешь на глазах у твоих хозяев, могущественных властителей — монархов и князей. Две опасности, две беды стерегут тебя. Если тебе поручено некое златоискательское дело, они не перестанут терзать тебя время от времени расспросами: "Ну, мастер! Как идут твои дела? Когда, наконец, мы получим приличный результат?" И, не дождавшись окончания работы, они станут всячески глумиться над тобой. В результате тебя постигнут разочарование, унижение и великие беды. Если же, напротив, ты будешь иметь успех, они постараются задержать тебя в плену, где ты будешь работать им на пользу, не имея возможности уйти. Считай, что лишь из-за собственных слов и твоих собственных рассуждений ты попался в ловушку" ("Малый алхимический свод", гл.3).

Судя по всему, именно связь КФ с золотом, а, значит, и с небезопасными для алхимика государственными интересами, и стала причиной чрезвычайной секретности и тем самым предопределила невозможность коллективной работы над КФ, а, следовательно, и развития и усовершенствования технологии его приготовления, если таковая имела место быть. А уж о её широком применении на практике и заикаться не стоит.

Лео Корсо   01.10.2023 19:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.