О фильме Путь к причалу

Этот фильм сыграл в моей жизни определенную роль. Скорее, не сам фильм, а песня о друге, которая в нем прозвучала. Помните…

Музыка - Андрея Петрова
Слова - Георгия Поженяна

Если радость на всех одна - на всех и беда одна;
В море встает за волной волна, а за спиной - спина.
Здесь, у самой кромки бортов, друга прикроет друг,
Друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг.

Его не надо просить ни о чем, друг все поймет без слов.
Друг - это третье мое плечо, третье мое крыло.
А если случится, что он влюблен, а я на его пути;
Уйду с дороги, таков закон - третий должен уйти.

«Путь к прича;лу» — художественный фильм режиссёра Георгия Данелии, снятый в 1962 году. Является экранизацией одноимённой повести Виктора Конецкого.

Кратко сюжет этого фильма

Васька, пятнадцати с половиной лет, попадает на спасательный буксир «Кола». Цель у Васьки — добраться до Мурманска.

В первые минуты на судне он увидел сурового и неразговорчивого боцмана Зосиму Семёновича Росомаху (актер Борис Андреев, фото на заставке). Васька симпатизирует боцману. Между боцманом и вахтенным рулевым Маратом Чепиным (играет Валентин Никулин) состоялся спор: кто проиграет матч в настольный футбол, должен сбрить половину уса, а вторую его половину не трогать до отхода из Мурманска. В момент подведения итогов игры Васька поддерживает боцмана, и тот выигрывает спор.

Неугомонный Васька на предыдущем месте работы умудрился поломать дизель. Свою страсть к изучению техники он не оставляет и на буксире. Тем не менее он случайным образом затапливает каюту старпома, а сам в это же время сваливается за борт. Боцман Росомаха прыгает за борт и спасает Ваську. Капитан принимает решение списать Ваську на берег, но Васька очень просит оставить его на буксире, поскольку хочет ходить на нём и быть спасателем. Ваську оставляют на буксире учеником моториста.

«Кола» должна идти на дальние острова за судном «Полоцк», которое стоит там повреждённое со времён Великой Отечественной войны. Перед выходом в море Росомаха ссорится с фронтовым другом, напивается и оказывается в медвытрезвителе, где ему попадается пропойца Великанкин (сыграл актер Вицин). Старпому приходится выручать Росомаху из вытрезвителя.

Росомаха идёт от вытрезвителя к порту и по дороге встречается с Марией (сыграла Любовь Соколова), которая когда-то работала на сейнере вместе с ним. Мария говорит, что у неё от него есть сын Андрей. Зосима погружается в раздумья. Мария уезжает на автобусе, но вечером того же дня Росомаха находит её. Они приходят к Марии домой, Росомаха хочет увидеть сына, но не застаёт его дома — тот убежал на танцы. Росомаха пытается объясниться с Марией, добиться, чтобы она его простила и приняла вновь, но разговор не получается.

Буксир выходит в море и спустя какое-то время швартуется к «Полоцку». На этом судне с Росомахой некогда ходил и капитан «Колы» Гастев (актер Олег Жаков). Боцман с капитаном осматривают старое судно, вспоминают погибших товарищей.

На «Полоцк» высаживается команда во главе с Росомахой. В команде Васька, Чепин, Бруно (актер Бруно Оя). Судно даёт течь, и всё время пути они должны откачивать воду и стоять у штурвала. Суда отправляются в путь. «Полоцк» не имеет своего хода и идёт на буксире за «Колой». Передают штормовое предупреждение. На «Полоцке» ломается помпа, откачивающая воду. Боцман спускается в трюм к Ваське узнать, как дела. Завязывается разговор, и боцман, успевший полюбить Ваську, обещает по возвращении в Мурманск познакомить его с сыном.

Несмотря на шторм, Росомаха передаёт на «Колу», что всё в порядке и судно готово идти.

Приходит радиограмма, что в тридцати милях от «Колы» гибнет лесовоз «Одесса»: он потерял ход, и его штормом несёт на Канинские рифы. Капитан «Колы» связывается с Росомахой и рассказывает ему обо всём. Выход у них только один: «Кола» должна оставить «Полоцк» и полным ходом идти для спасения лесовоза. В то же время если «Полоцк» не удерживать носом к волне, он ляжет на борт и начнёт черпать воду, а это для судна и для экипажа — верная гибель. Росомаха не хочет обсуждать это с командой, однако рация включена, и команда (кроме Васьки, который возится в трюме у помпы) узнаёт обо всём. Росомаха против того, чтобы отдать буксирный трос — он «наигрался со смертью», ему надо обязательно «вернуться к своему причалу».

В столь острый момент команда делится на два лагеря: Бруно и Чепин за то, чтобы трос отдать; Васька же, не знающий о ситуации, поддерживает Росомаху. Чепин страстно призывает к самопожертвованию во имя спасения человеческих жизней, Росомаха ему яростно возражает, и тогда Васька произносит всего лишь одну фразу: «Не хотел бы я иметь такого отца». Услышав её, Росомаха сам принимает решение и рубит трос — теперь «Кола» может полным ходом идти на выручку лесовозу.

Росомаха даёт распоряжения на случай гибели судна: «Кого выбросит живым на берег, идите вправо, там маяк, там спасётесь».

«Полоцк» выбрасывает на скалы, почти всё судно уходит под воду, на поверхности остаются только нос и рубка судна. Трое членов команды живы, хотя и мёрзнут на ледяном ветру. А смертельно раненный Росомаха (он ударился головой, когда пытался закрепить трос на берегу) умирает, хотя помощь уже близка.

Вот такой сюжет этого фильма. Спросите, какое отношение ко мне, ученику 9 класса сельской школы, имеет отношение этот фильм? Э, не скажите, имеет. Дело в том, что к нам в 9 класс перевелась из другого поселка девочка, которую звали Рита. Она не была писанной красавицей, как Лиза, еврейская девочка, которой я симпатизировал, но та, понимая, что красивая, была жеманной и высокомерной. А Рита была симпатичной, как почти все девочки в 9 классе, веселой и общительной. Не знаю уж, почему, но она мне понравилась. Но с ней с первых дней учебного года стал гулять мой одноклассник Вовка. Мы с ним были не только одноклассники, но еще играли вместе в школьном духовом оркестре, причем на одинаковом инструменте – теноре.

Мне почему-то показалось, что у Риты с Вовкой любовь (хотя какая любовь в 9 классе, верно?), и я не решился отбить девочку у своего одноклассника, хотя он мне никаким другом не был. Повлияли на меня слова песни из фильма про третьего, который должен уйти с дороги.

И лишь в конце 11 класса, на выпускном вечере, когда я понял, что между Вовкой и Ритой пробежала черная кошка, я предложил её пойти погулять, и мы гуляли с ней до рассвета.  И потом уже целый год переписывались, признаваясь друг другу в любви.  Но потом разбежались, как в море корабли. Видимо, неделя свиданий после школы был малый срок, чтобы лучше понять друг друга. А вот за три года дружбы могли бы лучше узнать, кто есть кто.

А теперь я хочу поведать, как создавался этот фильм.

11 сентября 1962 года в московских кинотеатрах состоялась широкая премьера приключенческой драмы «Путь к причалу». Снял картину выпускник Высших режиссёрских курсов, 31-летний Георгий Данелия.

Это была первая самостоятельная работа режиссёра и второй полнометражный фильм в карьере. В 1960 году, сразу после окончания режиссёрских курсов, Данелия, совместно с другим выпускником курсов Игорем Таланкиным, сняли художественный фильм «Серёжа», который был признан удачным.

Сценарий к фильму «Путь к причалу» написал известный советский писатель и сценарист Виктор Конецкий. В основу сюжета легла его одноименная повесть, написанная по реальным событиям 50-х годов. Дело в том, что раньше Виктор Викторович сам служил на флоте и знал о таких историях не понаслышке.

Более молодому режиссёру удалось убедить опытного сценариста немного изменить характер и настроение фильма. Хотя Конецкий был очень упрямым человеком: «Когда я писал о боцмане Росомахе, то любил его и давно отпустил ему любые прошлые грехи. Когда Гия (Данелия) решил делать фильм по рассказу, перед ним встала необходимость полюбить боцмана с не меньшей силой. Но поводы и причины любви у меня и у Гии были разные, так как люди мы разного жизненного опыта. Надо было сбалансировать рассказ и будущий фильм так, чтобы мне не потерять своего отношения к меняющемуся в процессе работы над сценарием герою, а Гии набрать в нем столько, сколько надо, чтобы от души полюбить».

Их совместная работа при подготовке сценария проходила иногда со скандалами и взаимными обидами. И, тем не менее, сценарий был завершён вовремя. И именно так, как хотел Данелия.

Ключевую роль в успехе фильма сыграла песня, написанная композитором Андреем Петровым и поэтом Григорием Поженяном, под названием «Песня о друге».

Её мелодия стала лейтмотивом фильма, а исполнение Валентином Никулиным (в картине он сам поёт с экрана) и сегодня считается одним из лучших. Хотя позже эту песню пели такие мастера эстрады, как Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль и Муслим Магомаев.

Позже Георгий Данелия вспоминал: «Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна…» Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер».

После успеха фильма произошла забавная история. Однажды Виктор Конецкий попросил режиссёра приехать к нему. Когда они встретились, Конецкий потащил Данелию в сберкассу. Там он снял 4680 рублей. По тем временам огромные деньги. Когда они вышли на улицу, Конецкий сказал: «Это мои авторские за сценарий. Половина из них твоя!» И протянул Данелии увесистую пачку денег. Тот гордо ответил, что денег не возьмёт, так как в сценарии нет ни одной строчки, написанной им.
- Но ведь ты много придумал. Бери.
- Мне за это зарплату платили. А чужие деньги мне не нужны.
- И мне не нужны! - рассердился Конецкий.
Они стояли на пешеходном мосту через Мойку. Конецкий оставил пачку денег на периллах и, не прощаясь, быстро пошёл прочь. Данелия тоже отвернулся и пошел в другую сторону моста, а деньги остались лежать на перилах. По те временам это была стоимость новой автомашины «Москвич».

Подул ветер. Пачка денег качнулась и чуть не упала в воду. Они оба бегом ринулись обратно. Позже Данелия вспоминал, что эти деньги ему очень пригодились, так как следующий фильм он начал снимать лишь через год. И ему надо было на что-то жить.

Первый опыт работы в этом фильме Георгия Данелии с Виктором Конецким и композитором Андреем Петровым стал поводом их дальнейшей творческой дружбы. Чуть позже они вместе работали над фильмом «Тридцать три», а музыка Петрова звучит в таких картинах Данелии, как «Я шагаю по Москве», «Совсем пропащий», «Осенний марафон» и «Настя».


Рецензии
Про деньги забавно, сдаётся все были поддатые.
А фильм просто хороший, правильный, а роль Б.Андреева одна из лучших в его карьере.
Про исполнение песни В. Никулиным, не знал что он сам пел, считаю его эталонным, Хиль, Кобзон, и тем более Магомаев не годятся, не тот жанр.
Спасибо за память, и публикацию.

Вячеслав Горелов   03.10.2023 18:50     Заявить о нарушении