Сценарий передачи о Тверской

"Тверская с Василием Ливановым. Лица улиц." (рабочее название)
сценарий пилотного выпуска цикла программ о Москве.

*УТРО. МЕТРО. СТАНЦИЯ "ПУШКИНСКАЯ"
[реквизит
1. книга "Путь из детства"]
//Время на электронных часах метро 05:45, самое раннее. На платформу прибывает поезд. Мы слышим женский голос с советской интонацией: "Станция метро Пушкинская". Из открывшихся дверей выходит Ведущий. В руках книга. Подвижная камера начинает вести его всю дорогу, пока он рассказывает - по эскалатору, из дверей метро, по переходу и до памятника Пушкину.//

Первый поезд, город ещё только просыпается. Как то Василию Борисовичу Ливанову предложили избежать автомобильных пробок в центре столицы и проехаться на метро. "Категорически нет, - ответил любимый актёр: - Там толчея и женщины громко кричат: "Готов! Пошёл!" Домочадцы, предложившие главе семейства общественный транспорт, очень удивились - какие ещё женщины с криками "готов-пошёл"? Оказалось что Василий Борисович, ровесник московского метрополитена, прекрасный водитель с более чем полувековым стажем, все эти полвека так ни разу и не спускался под землю, где многое поменялось и осовременилось и лишь архитектурное великолепие центральных станций осталось прежним. Давно уже нет должности проводниц, громко сообщающих машинисту о готовности пассажиров отправится в путь. А что ещё поменялось в центре Москвы - сегодня об этом мы обязательно узнаем у автора этой книги самого Василия Борисовича за ароматным утренним кофе.

//Ведущий показывает книгу, которую держал в руке "Путь из детства. Эхо одного тире" с портретом Василия Ливанова на обложке//

*ЗАСТАВКА ПРОГРАММЫ. МУЗЫКА. Нарезка кадров из будущей передачи.

*УТРО. ПУШКИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ. ПАМЯТНИК ПУШКИНУ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"]
//По Тверской вереницей едут современные поливальные машины. Город почти пуст. Ведущий идёт к памятнику Пушкину//

ВЕДУЩИЙ:
Тверская сейчас, а до этого улица Горького, а до этого снова Тверская, в народе Царская или Питерская, как в Шаляпинской "Вдоль по Питерской". Главная улица страны, по которой добирались до Твери и до Петербургской столицы и ехали на московскую коронацию цари. Улица с легендарной историей, со своими мифами и легендами.
Мы назвали передачу "Лица Улиц" и любезный зритель вправе поразиться: "Позвольте - какие же могут быть у улиц лица?" Но если мы на мгновение остановим свой бег, или окажемся в городе с рассветом, как сейчас, когда без толп прохожих можно осмотреться по сторонам, ответ сразу станет очевиден - мы увидим портреты самых разнообразных замечательных людей города, глядящих на нас с московских памятных досок, закреплённых на фасадах домов. Их лица это есть Лица Улиц.
И мы совсем не случайно сейчас стоим у памятника Александру Сергеевичу, ведь наследником римской традиции украшения домов мемориальными досками началась именно с Пушкина - на доме на Немецкой, а сейчас Бауманской улице, в 19 веке, появилась памятная табличка, что именно здесь и родился великий русский поэт. Споры о том, там или не там точно стоял дом идут до сих пор. Кстати памятник Пушкину и сам изначально стоял на...

//Ведущий щёлкает пальцами и оказывается на противоположной стороне Тверской, в начале бульвара//

 ВЕДУЩИЙ:
... на противоположной стороне Тверской, ведь на этом месте до 1937 года был Страстной Девичий Монастырь. Монастырь этот однажды сгорел, потом, по указу Екатерины Великой, был восстановлен, затем разграблен французами Наполеона, потом в советское время в нём был Антирелигиозный Музей, а потом его и вовсе снесли и переместили сюда Александра Сергеевича.

//Ведущий, с эффектом покадровой съёмки, стоя в позе памятника Пушкину, переезжает на обратную сторону//

ВЕДУЩИЙ:
Свято место пусто не бывает, как говорится. Есть примета, что если влюблённые поцелуются именно у этого, Опекушинского памятника Пушкину на рассвете при первых лучах солнца - они проживут долгую и счастливую супружескую жизнь.
Так вот - если посмотреть слева от старого пушкинского места установки, то увидите архитектурную башенку - на ней раньше красовалась статуя девушки в короткой юбке, с поднятыми руками и в правой был серп и молот. Статую прозвали "Балериной" и по слухам говорили, что скульптор Мотовилов лепил её с балерины Лепешинской в этом доме проживавшей, но сама артистка это отрицала и говорила что всё что её связывает с этим домом это то, что во время войны она дежурила на этой крыше с другим артистом балета Михаилом Габовичем и тушила фашистские "зажигалки" - небольшие устройства, скидываемые с немецких самолётов для поджога зданий. А как раз напротив здания, которое москвичи окрестили "дом под юбкой" жил в своей квартире- мастерской потомственный художник Ираклий Тоидзе, автор плаката "Родина Мать Зовёт", изобразивший на этом плакате свою супругу Тамару. Они жили как раз над магазином одежды "Наташа", названным так в честь Натальи Николаевны Гончаровой, жены Александра Сергеевича, ведь это их площадь - Пушкинская.

///вставка Боря и Гоша, школа на Станиславского///

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. ЕЛИСЕЕВСКИЙ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"]
//за время, пока на экране были кадры хроники и старые фотографии - мы доходим до Елисеевского магазина//

ВЕДУЩИЙ:
Всего несколько зданий связывают сталинскую улицу Горького с дореволюционной Москвой . Этот особняк был построен в конце 1780-х годов для Екатерины Козицкой, дочери уральского горнопромышленника Ивана Мясникова и жены статс-секретаря императрицы Екатерины Великой Григория Козицкого. В честь неё и назван Козицкий переулок за углом. Прославилось это здание ещё до открытия Елисеевского магазина - с 1824 года здесь был литературный салон Зинаиды Волконской, настоящей "famme fatale" пушкинского времени. Сам Александр Сергеевич то приходил от этой дамы в восторг, то называл её ведьмой. Такие же эмоции, наверняка, испытывали и Баратынский, и Вяземский, и Дельвиг, и Мицкевич. Кстати бытуют легенды о до сих пор находящемся в здании призраке Митцкевича, по ночам бродящего по этажам и кашляющего от чахотки. Салон просуществовал пять лет. Потом Зинаида Волконская, выйдя замуж за графа Риччи уехала в Италию и там стала ревностной католичкой. Здание меняло владельцев до 1898 года, пока тут не обосновался купец Елисеев и продуктовый магазин навечно закрепился на Тверской и на Горького. Кстати улица Тверская превратилась в улицу Горького в 1932 году благодаря, вызвавшему фурор, возвращению в Советскую Россию писателя Максима Горького в 1928 году. И здесь же другой советский писатель Николай Островский работал над романом "Как закалялась сталь".

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. ФИЛИППОВСКАЯ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"]
//доходим до гостиницы "Советская" (Люкс) и Филлиповской булочной//

ВЕДУЩИЙ:
Причудливая вязь людей и событий напоминает о строчках Сергея Есенина, который проживал здесь в гостинице "Люкс" в начале 1919 годов:
"Я люблю этот город вязевый
Пусть обрюзг он и пусть одрях!
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах".
В Есенинские времена Тверская улица была в три раза уже и в 1935 году был утвержден Генплан реконструкции Москвы и расширения главной улицы столицы. Исчез обрюзгший и одряхший лик столицы, исчезла и дремотная Азия и купола и на их месте появилось и арт-деко и конструктивизм и величественный сталинский ампир, но хитросплетение событий, московская вязь, осталась. И о ней, об этой вязи, мы сегодня и рассказываем и именно поэтому сегодняшним Лицом Улицы мы выбрали памятную доску Народному артисту СССР Борису Николаевичу Ливанову, к дому которого мы и направляемся на утренний кофе. Кстати к кофе очень удачно подойдёт выпечка Филипповской булочной, появившейся на Тверской в 1837. И хоть сейчас она закрыта и все москвичи, с нетерпением, ждут открытия её в следующем 2024 году - мы используем немного мистики и магии и достанем из прошлого знаменитые булочки с изюмом, история появления которых описана ещё Гиляровским в книге "Москва и москвичи"в 1926 году:

//Ведущий достаёт из воздуха пакет, в котором булочки с изюмом. На пакете логотип Филипповской пекарни с надписью "Придворный поставщик"//

ВЕДУЩИЙ:
Звание поставщика Его Императорского Величества Филиппов удостоился в 1855 году, и звание это высочайшее, коим похвастаться могли всего около ста фирм по всей России.
Сын основателя булочной, Ивана Максимовыча Филиппова, Дмитрий потом пристроит ещё два этажа к доставшимся от отца,  а над интерьерами поработают Пётр Петрович Кончаловский и Сергей Тимофеевич Коненков.

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. СОТЫЙ КНИЖНЫЙ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"
2. пакет с булочками]
//Доходим до книжного магазина "Москва"//

ВЕДУЩИЙ:
Самый забавный рассказ о Филлипове есть в книге Гиляровского "Москва и москвичи", впервые вышедшей в 1926 году и подарочное издание этой книги, до сих пор, пользуется неизменным спросом и не пропадает с витрин книжных. Кстати это книжный в этом году отметит своё 65 летие. Он был открыт в 1958 году сотым по счёту, так что москвичи его так и называют "сотый книжный".
Чтож - магазин ещё закрыт, но немного волшебства и...

//У Ведущего появляется в руках книга с витрины, а на её месте, за стеклом, появляется гранёный стакан в подстаканнике, с торчащими из него купюрами. Фомич открывает книгу и читает://

ВЕДУЩИЙ:
"В те времена всевластным диктатором Москвы был генерал - губернатор Закревский, перед которым трепетали все. Каждое утро горячие сайки от Филиппова подавались ему к чаю.
- Э - тто что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал как - то властитель за утренним чаем.
Слуги, не понимая, в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
- Э - тто что? Таракан?! - и сует сайку с запеченным тараканом. - Э - тто что?! А?
- И очень даже просто, ваше превосходительство, - поворачивает перед собой сайку старик.
- Что - о?.. Что - о?.. Просто?!
- Это изюминка - с!
И съел кусок с тараканом.
- Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и ввалил. Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
- И очень просто! Все само выходит, поймать сумей, - говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом."

//Закрывает книгу, проводит над ней рукой и книга окутывается в подарочную бумагу.//

ВЕДУЩИЙ:
Подарим Василию Борисовичу, ведь книга - лучший подарок.
Забавно то, что в отличии от сотого книжного и всем известный Елисеевский гастроном и не менее известная Филлиповская булочная в советское время стали  значиться просто - Гастроном номер один и Булочная номер один.

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. ТВЕРСКАЯ ПЛОЩАДЬ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"
2. пакет с булочками]
//Доходим до Тверской площади//

ВЕДУЩИЙ:
"Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!"

Сразу вспомнились строки из стихотворения Валерия Брюсова, написанного в 1911 году. Тогда же газета "Раннее утро" иронизировала: "не позднее чем через 500 лет Москва будет вполне столичным городом". Хотелось бы заглянуть в будущее и увидеть что потомки здесь водрузят, ведь Долгорукий не первый памятник и даже не первый всадник на Тверской, Собелевской, и Советской площади.
"Белый полководец" называли Скобелева, за ношения белого мундира и езду верхом исключительно на белых лошадях. Памятник славному офицеру,  благодаря которому Ферганская долина и окаймляющие ее хребты были признаны российской землей, а Болгария отбита у турок появился тут 24 июня 1912 года. Пётр Александрович Самонов — русский офицер и cкульптор-любитель, отразил в памятнике и свой восторг от генерала и часть его побед, возможно поэтому памятник был раскритикован творческой буржуазной элитой, назван «безвкусным», «дилетантским», «преотвратительным» и «вдребезги скверным». А простому народу он очень понравился. Понравился, но не надолго - 12 апреля 1918 года вышел декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Тут генерала и разломали, а уже в октябре 1919 Владимир Ильич Ленин обращался с балкона Моссовета к мобилизованным рабочим-коммуниста и солдатам красной прекрасной армии, стоявщим на площади, на месте, где ранее на лихом белом коне, с шашкой наголо скакал белый пребелый генерал, а вскоре, в ноябре, возвысится 26 метровый трёхгранный обелиск "Монумент Советской Конституции".
Само же аллегорическое олицетворение Свободы и Конституции, в виде полуобнажённой девицы, отдалённо напоминающей Нику Самофракийскую из Лувра, благодаря скульптуру Николаю Андрееву, появилось в конце июля 1919. Тогда состоялось и повторное открытие монумента. Говорят, что позировали для скульптуры племянница Константина Сергеевича Станиславского Вера Алексеева. Но новая технология
добавления в цемент гранитной крошки для имитации камня сослужило плохую службу и памятник стал разрушаться, как раз после того, как Моссовет, а ранее дом генерал-губернатора, построенный в 1784 году архитектором Матвеем Казаковым, здание весом в 20 тыс. тонн, 16 сентября 1939 года  было перемещено на 13 метров 65 сантиметров за 41 минуту, с находящимися внутри и продолжавшими работать людьми. Разрушающуюся Конституцию взорвали совсем перед войной, в ночь с 20 на 21 апреля 1941 года, но фрагмент её головы попал в коллекцию Третьяковской галереи на Крымском валу.
Война помешала грандиозному проекту перестройки Тверской, а на то время Улицы Горького, в честь вернувшегося в Россию писателя, с перемещением домов и расширением всей улицы в три раза. Так что памятнику Юрию Долгорукому суждено было быть заложенным здесь только в 1947 году, к 800-летнему юбилею столицы, а появится во всей красе и быть торжественно открытым только в 1954 году.

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. МЕМОРИАЛЬНАЯ ДОСКА ЛИВАНОВУ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"
2. пакет с булочками]
//подходим к мемориальной доске Народного артиста Б.Н.Ливанова и движемся вниз к средней арке//

ВЕДУЩИЙ:
В послевоенные годы москвичи нередко встречали на тогдашней улице Горького, гуляющего под сенью лип легендарного мхатовского актера - Бориса Николаевича Ливанова. Высокого статного и любимого зрителями Мастера, жившему в этом доме, вежливого приветствовали. Изредка набирались смелости, подходили и выражали свой восторг от его исполнения ролей в театре и кино. Теперь, на глазах Бориса Николаевича, в этом доме выросло уже пятое поколение Ливановых.
Своё путешествие по Тверской мы с вами начали от памятника Александру Сергеевичу и именно Пушкину мы можем быть благодарны за то, что на московских домах появились эти не большие памятники - мемориальные доски. Первая была установлена на доме Пушкина в 1880. Вообще традиция ещё древнеримская, хотя настоящую популярность в России приобрела именно в послереволюционные времена, когда нужно было напомнить жителям о славных революционерах. А после войны, в сталинские времена, стены украсили герои войны и лучшие люди СССР.

//Ведущий достаёт телефон и читает с него//

ВЕДУЩИЙ:
"Из 1600 досок, которые украшают сейчас стены Москвы, 402 посвящены ученым, 246 — участникам Великой Отечественной, 162 — актерам и режиссерам, 154 — событиям войны, 197 — политикам, 129 — писателям, 94 — художникам и архитекторам, 40 — музыкантам"

ВЕДУЩИЙ:
Рассвет создания мемориальных досок пришёлся на хрущёвскую оттепель, когда художникам стало позволено проявлять своё мастерство во всей красе, в отличии от сталинской лаконичности, а сильно пошла на спад в лихие 90е. Тогда город чуть не изуродовали небрежно и нехудожественно сделанными мемориальными досками, больше похожими на надгробные плиты, чёрные с белым шрифтом.

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. АРКА ДОМА 6.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"
2. пакет с булочками]
//Стоим в арке дома номер 6 по Тверской//

ВЕДУЩИЙ:
Но памятная доска - это малая художесивенная форма, минипамятник, а совсем не кладбищенская тема. Сейчас появилась новая и сомнительная мода - "Последний адрес". Это таблички, безо всякого спроса прикручиваемые к стенам в память о жертвах сталинских репрессий.

//Ведущий показывает на дом с другой стороны Тверской//

ВЕДУЩИЙ:
Кстати ещё один необычный памятник, украшающий стену, скрыт прямо на виду, на той стороне Тверской - красный гранит из Скандинавии, приготовленный Гитлером для постройки Триумфальной Арки в свою честь, теперь украшает дом номер 9. Кстати там внизу, у Телеграфа появились первые кадры хроники - 1896 год, на коронации Николая II, представитель фирмы братьев Люмьер, кинооператор Камилл Серф, получивший разрешение на съемку коронационной хроники, запечатлел Тверскую. Забавно, что именно в театре "Эрмитаж" был и первый московский публичный кинопоказ братьев Люмьер и там же в 1898 году состоялось открытие МХАТа, первым спектаклем "Царь Федор Иоаннович". Именно в этом спектакле, но уже в 1924 году дебютирует на сцене МХАТа в роли князя Шаховского двадцатилетний ученик Станиславского Борис Николаевич Ливанов.

*УТРО. ТВЕРСКАЯ. САВВИНСКОЕ ПОДВОРЬЕ.
[реквизит
1. книга "Путь из детства"
2. пакет с булочками]
//входим в среднюю арку к Саввинскому подворью//

ВЕДУЩИЙ:
Вот он - секрет Тверской улицы. Сказочный дом архитектора Кузнецова в неорусском стиле, доходный дом Саввинно Сторожевского подворья, построенный в 1907 и почти сразу заселённый кинопрокатными фирмами, в числе которых была и "Торговый дом Ханжонкова и Ко", прокатная контора Абрама Гехтмана "Глобус", контора Осипова, общество "Гомон", отделение французской фирмы "Эклер" и прокатная контора "Наполеон", владельца одноименного кинотеатра. Но нам здесь интересна другая история, которой 111 лет - спродюсированный Ханжонковым первый на планете кукольный мультфильм Владислава Старевича "Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами". Абсолютный фурор в мировом прокате, лондонская газета писала: "Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…"
Спустя годы, когда все привыкнут к мультипликации Уолт Дисней скажет про Старевича: "Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий!"
Так что этот дом - родоначальник нашей и мировой мультипликации. И возможно неудивительно, что в этом дворе живёт Василий Ливанов, вклад которого в отечественную мультипликацию поистине бесценен.
Кстати в 1939 году сам этот дом сделает кое-что невероятное - он уедет вглубь двора, уступив место огромному строению в стиле сталинского ампира, более гармонирующему с остальными домами расширяющейся Тверской улицы, теперь переименованной в улицу Горького, в честь вернувшегося в советскую Россию писателя в 1928 году. Так что можно сказать, что обожаемое Тверской улицей подворье улица Горького так же невзлюбила, как Горький синематограф. Вот отрывок из статьи 1896 года в "Нижегородском листке" молодого Максима Горького, после просмотра программы братьев Люмьер:

//Эффект старой чёрно белой кинохроники и звук рояля, пока Ведущий направляется вверх по двору к подъезду. Кадры кинохроник.//

///50 лет По следам Бременские///

ВЕДУЩИЙ (за кадром):
"Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения, — жизнь привидений или людей, проклятых проклятием вечного молчания, — людей, у которых отняли все краски жизни, все её звуки, а это почти всё её лучшее…
Страшно видеть это серое движение серых теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы это ни было — это расстраивает нервы".

*ДЕНЬ. КВАРТИРА ЛИВАНОВЫХ.
//фотография молодого Горького сменяется шаржем Б.Н.Ливанова на Горького в годах, который держит в руках, в своей квартире, Василий Борисович. Далее интервью с Ливановым//


Рецензии