Из истории поселка Верхне-Кизильского

Ранней весной 1743 года на правом берегу реки Яик (Урала) естественной границе со степью с кочевыми племенами началось строительство крепостей и редутов для защиты прилинейного населения от кочевников. Киргиз-кайсаки, ногаи и каракалпаки угоняли скот, выжигали посевы, захватывали и угоняли для продажи на невольничьих рынках Хивы и Бухары русских людей. Они совершали и дерзкие нападения на укреплённые линии, торговые караваны и казённые транспорты. На территории современного Агаповского района старейшие поселки Янгельский и Верхнекизильский были основаны одновременно как редуты и входили в дистанцию крепости Магнитной.

В силу малочисленности гарнизонов из регулярных войск, несколько десятилетий в редутах службу несли только оренбургские казаки и команды казаков-башкирцев (башкиры, мещеряки) из числа командированных на пограничную линию. Во время Пугачевского бунта многие крепости и редуты были сожжены, разрушены. Была сожжена до основания крепость Магнитная и редуты. В заново отстроенной крепости, помимо казарм гарнизона, было 10 домов отставных унтер-офицеров и солдат с семьями. В редутах вместо домов были землянки «в которых размещались командированные для караулу и разъездов -казаки-башкирцы и мещеряки». В составе регулярной команды из крепости в редуты направлялись 45 человек пехоты, 1 орудие.

19 августа 1804 г. были утверждены правила об устройстве Оренбургской пограничной линии. Согласно этим правилам, казаков, живущих в городах и крепостях внутри края и на Самарской линии, было решено перевести на Оренбургскую линию, поселив их между Звериноголовской крепостью и городом Оренбургом.

Одними из первых изъявили желание переселиться на линию исетские казаки, заявив, что они "повергаются священной Монаршей воле" и готовы служить там, где "Его Императорскому Величеству благоугодно назначить им место".

В крепости Магнитной, редутах Янгельском и Верхнекизильском, общее число поселенных казаков и членов их семей, составляли 443 человека мужского пола и 390 женского. Атаманом общины казаков был Сергей Иванович Севастьянов, 35 лет.

В редуте Верхнекизильском переписью отмечены 90 служащих казаков с семьями и 19 отставных, во главе с атаманом, хорунжим, четырьмя урядниками и капралом. Всего населения: мужского пола – 188, женского – 175 человек.

Первопоселенцами и основателями казачьего посёлка Верхнекизильского были: Андреев, Баландин, Бывальцев, Варлаков, Вешняков, Завьялов, Ефимов, Ивин, Игумнищев, Кадошников, Казанцев, Кезачев, Кожевников, Колмогорцев, Комаров, Коновалов, Крылов, Максимов, Мальцев, Мухорицын, Мысов, Невзоров, Полинов, Резепин, Сафонов, Смирнов, Севастьянов, Стариков, Черкасов, Швецов, Щупин, Ярославцев.

В Верхнекизильском редуте поселились и казаки из города Красноуфимска, которые в числе 28 человек и одного «малолетка» подавали прошение в 1806 году о своём желании переселиться в этот редут.

Долгое время, из этого города, а также станицы Кичигинской, Увельской, Еманжелинской сотни казаков наряжались в команды для службы на дистанции крепости Магнитной.

Наиболее слабым звеном Оренбургской пограничной линии являлся участок от Орской до Верхнеуральской крепости.

В одном из источников отмечается, что « несмотря на усиленные разъезды и караулы при работах, в особенности «во время жатвы или покоса, киргизы незаметно пробирались по кустам или лесами и нападали врасплох на работающих: одних рубили на месте, других подхватывали и уносились с несчастными жертвами в степь…». На карте оренбургской линии 1819 года отмечено, что в редуте Верхнекизильском 80 дворов.

В 1821 году, в Верхнекизильском редуте – два войсковых чиновника, два урядника и 94 казака. Среди отставных: казаков – 37 человек, один чиновник, один урядник, малолетков – 86 человек.

В делах пограничной экспедиции из года в год заводилось великое множество дел о нападениях на прилинейных жителей, кордонную стражу, угонах скота шайками кочевников. Военный губернатор края А. А. Перовский, продолжил работу над планом реорганизации системы охраны пограничной линии, начатую его предшественником – военным губернатором графом П.П. Сухтеленом.

Составной частью его плана был и вопрос о переносе границы со степью на наиболее проблемном участке Орская- Верхнеуральская – Троицкая крепости вглубь степного пространства. В декабре 1834 года, план был утвержден императором. В принятой инструкции отмечалось: «Поселяне новой линии должны быть вместе с тем и ее защитниками, почему она должна быть заселена исключительно казаками». Для заселения новой линии переводились солдаты линейных батальонов с обращением в казачье сословие

В 1835 году началось строительство первых фортификационных сооружений на новой пограничной линии. Община казаков крепости Магнитной именовалась станицей, а те, что располагались в редутах, - «отрядами».

Начальником Магнитной станицы был зауряд-хорунжий Иван Кириллович Соколов, Верхнекизильского отряда – зауряд-хорунжий Фёдор Антонович Черепанов.

В 1837 г., все нижние чины с семействами поселённых линейных батальонов 4, 6, 8 и 10-го были обращены в казачье сословие. Было предписано – «для обеспечения способов к обмундированию по казачьим образцам предоставить в пользу нижних чинов ружья, боевые патроны и всю прочую казённую амуницию ныне на них состоящую... Все нижние чины, поступающие в казаки сохраняют пожалованные им от казны пенсии и прибавочное содержание по знакам отличия …. Чтобы дать время вновь причисляемым ознакомиться с новым порядком службы и снабжения себя всем для того нужным, употреблять их на службу только при своих домах, очередуя их с прежними казаками».

Земли и угодья упразднённых линейных батальонов были переданы в Оренбургское казачье войско. С образованием и заселением Новолинейного района крепости и редуты на «старой линии» утратили оборонное значение и переходили в состав внутренних укреплений, но казаки небольшими командами продолжали нести кордонную службу и «на старой линии».

В 1837 году Цесаревич Александр, будущий император Алесандр II, побывал на Южном Урале и проехал по старинному тракту от Верхнеральска до Оренбурга.

Редуты Верхнекизильский, Янгельский, кортеж цесаревича проехал без остановок в них. Цесаревич пожаловал 1500 рублей для награждения организаторов его встречи – офицеров и чиновников крепостей и редутов, через которые проходил его путь.

В 1847 году в расписании нарядов кордонной стражи указано, что на «старой линии» в станицу Янгельскую команды на зиму и лето состояли из одного урядника и шести казаков. В станице Верхнекизильской был такой же состав команд.

В 1851 году после пожара в Санарском бору, формировались многосотенные команды казаков, которые занимались очисткой бора от погорелого и валежного леса. Работа велась несколько лет, в ней принимали участие и казаки Янгельской и Верхнекизильской станиц.

Так, в 1853 году, команды казаков из станиц расположенных по «старой линии», помимо работ по очистке бора, вывезли и более двадцати тысяч пудов сена, заготовленного казаками кордонной стражи в близких к бору кордонных лугах.

В октябре 1851 года «Высочайше повелено: для устранения неудобств, происходящих от различного наименования поселений войска: станиц, деревень, отрядов, форпостов, редутов, сёл, слобод, выселков, - называть на будущее время:

а) станицами – те из поселений, в которых существуют станичные правления;

б) отрядами – те, которые имеют от 50-ти и более дворов

в) выселками – селения, имеющие менее 50-ти дворов».

В 1857 году в отряде Верхнекизильском 139 домов и 370 душ мужского пола, В 1866 году в Верхнекизильском отряде домов – 157, часовня, почтовая станция, кожевенный завод. Население 457 человек мужского пола, 452 – женского.

В 1874 году в посёлке Верхнекизильском построена церковь. Строением деревянная, именовалась Покровской.

В 1891 году, через станицы второго отдела проезжал будущий император Николай II. Историк Оренбургского казачьего войска – есаул С.Н. Севастьянов, которому довелось сопровождать цесаревича от Алабужского посёлка до Оренбурга, впоследствии составил подробное описание маршрута, с краткими сведениями о населённых пунктах по пути следования, а в своей работе «В Оренбургском крае» дополнил и описанием того, как население встречало своего «Августейшего атамана». «Посёлок Верхнекизильский. … Домов 206, семейств 192, жителей обоего пола 1539 душ, из них мужского 781 и женского 758. Лошадей 1311, рогатого скота 809 и мелкого 2097. Школа одна, соединённая: мальчиков 45 и девочек 12…».

«В Верхнекизильский посёлок Его Высочество прибыл в начале 1-го часа пополудни. Квартира для Государя Наследника была назначена в доме казака Степана Казанцева близ которой построился конвой и встали ученики и ученицы поселковой школы».

Как отметил С.Н. Севастьянов: «Дальше, на 2-й версте, Его Высочество встретили джигиты: шесть школьников и 4 казака приготовительного разряда, которые сопровождали поезд до станицы Магнитной, где была назначена перезапряжка и завтрак. «Августейший атаман», как называло цесаревича местное население, ехал тогда по местности, которая являла собой сплошную жаркую пыльную степь с редкими лесными островками, где воочию была видна неприглядная картина страшной засухи, постигшей Урал в лето 1891 года.

Оренбуржцы не остались без царской милости: в том же году в пользу голодающих казаков было ассигновано 3 миллиона 700 тысяч рублей на закуп хлеба, семян и других продуктов. Кроме того, государственное казначейство списало половину недоимок, числящихся за населением всей Оренбургской губернии за 1891-1892 годы.

По сведениям первой Всероссийской переписи 1896 года, в посёлке Верхнекизильском 244 дворовых места, церковь, поселковое правление, соединённая школа, почтовая станция, общественный хлебный магазин, одна мануфактурная лавка и две мелочных, водяные мельницы.

Грамотность в Оренбургском казачьем войске была выше, чем в других казачьих войсках империи, и заметно выше, чем среди представителей других сословий, кроме дворян и духовенства.

Труд учителей находился под пристальным вниманием войскового правления и в признание заслуг вознаграждался государственными наградами.

В посёлке Верхнекизильском, была награждена серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте: учительница Верхнекизильской поселковой женской школы Параскева Панова.

Серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте – учитель Верхнекизильской соединённой школы Василий Казанцев.

Золотой медалью «За усердие» на Станиславской ленте – учитель Верхнекизильской поселковой мужской школы Александр Андреев.

Особо следует отметить, что свою лепту в развитии народного образования вносили предприниматели и люди, добровольно жертвовавшие деньги школам своих станиц и посёлков. Серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте, серебряной медалью «За усердие» на Анненской ленте – попечитель Верхнекизильской мужской школы Иван Севастьянов.

Государственных наград удостаивались атаманы посёлков и станиц, служащие местных правлений, казаки и казачки за различную общественную и хозяйственную деятельность. Награжден был серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте бывший атаман Верхнекизильского посёлка Феофан Завьялов

В начале XX века семья Феофана Ивановича Завьялова была в числе крепких хозяйств посёлка, к этому времени, он сумел собрать капитал и держал в посёлке небольшую торговую лавку. В семье у него было 6 детей. Три сына и три дочери. Довелось Феофану Ивановичу послужить в должности атамана посёлка. В 1907 году был в числе четырех уполномоченных выборщиков от Верхнеуральского уезда на губернском съезде по выборам кандидатов в депутаты 2-й Государственной Думы. В июле 1916 года урядник Феофанов был утверждён почётным судьей по станице Магнитной на второе трёхлетие.

Это лишь небольшая часть жителей посёлка награждённых государственными наградами, о которых удалось отыскать сведения.

В сентябре 1909 года, в посёлке Верхнекизильском было завершено строительство новой деревянной церкви. Как отмечалось «тщанием прихожан и старанием священника Николая Дмитриевича Громогласова». Внутри церковь была оштукатурена. Снаружи отделана струганой доской и выкрашена белой масляной краской. Церковным старостой был Михаил Фёдорович Казанцев. В 1914 году, в посёлке Верхнекизильском – 222 дома, мужского населения 584 человека, женского – 615.


Рецензии