Патриарх Ишая Мар-Шимун

Ишая Мар-Шимун родился в 1908 году в городе Кочанис. Во время Первой Мировой войны, пришедшейся на его детские годы, как турки, так и многие арабы и курды жестоко преследовали ассирийцев. Известны несколько массовых убийств, произошедших в период с 1914 по 1920 годы, когда вырезались целые племена, от новорожденных до стариков.

Мар Ишая был избран Патриархом несторианской Ассирийской церкви Востока в возрасте 11 лет, после смерти его дяди Павлоса.

Мар Ишая решил основать новый ассирийский национальный очаг на территории Ирака, где утвердилась власть одной из ветвей Хашимитской династии.

Между тем, в 1923 году на Международной конференции в Лозанне внесённый в план Ассирийский вопрос даже не был заслушан. Кстати, советский представитель Вацлав Воровский полностью поддерживал турецкую делегацию. И как раз в дни конференции турецкие власти выслали 20 тысяч ассирийцев из Турции в Ирак — к так называемой «Брюссельской линии».

Межнациональные отношения в Ираке резко обострились в 1932 году — после того, как эта бывшая подмандатная территория была (с британской подачи) принята в Лигу Наций. В связи с повышением официального статуса страны, её захлестнула волна безудержного арабского шовинизма! А главной мишенью для ксенофобской пропаганды явились христианские  меньшинства — в особенности, ассирийцы. Иракское правительство позакрывало ассирийские школы. Избиения, убийства ассирийцев, "приватизация" ассирийских домов — стали обычным делом... Осенью 1932 года в  Женеву прибыл 23-летний Ишая Мар-Шимун, донесший до сведения Мирового сообщества трагедию своего народа. Юный, но многоопытный святитель неустанно подчёркивал, что единственным спасительным шансом явится создание на севере Ирака  Ассирийской автономной области, располагающей собственными силовыми  структурами. Данное предложение было озвучено на заседаниях Лиги Наций 5 и 15 декабря 1932 года. Большая часть представителей согласилась с разумными доводами духовного вождя ассирийцев, и всё говорило за то, что вопрос об автономии будет решён в положительном смысле.

Но вот тут вмешался министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдуард Бенеш! 15 декабря он сделал своеобразный ход конём, протолкнув предложение: ввиду особой серьёзности Ассирийского вопроса — избрать специальный Комитет 3-х экспертов, который и должен  будет вынести окончательное решение. Эксперты не заставили себя ждать, и уже на другой день, 16 декабря 1932 г. огласили итоговый документ. Каковой был составлен с большим знанием дела, а формулировки почти не отличались от патриарших.

ПОЧТИ. Так, если Ишай Мар-Шимун требовал:

«поселить ассирийцев ОДНОЙ группой»,

— то в докладе Комитета 3-х стояло множественное число:

«поселить ассирийцев ОДНОродными группАМИ.» 

По недомыслию, или по безразличию — но эта лукавая формулировка была принята большинством голосов и вошла в окончательный текст резолюции!

Ишая Мар-Шимун незамедлительно опротестовал бенешистскую "поправку", справедливо подчёркивая абсолютную неприемлемость варианта с дискретными ассирийскими  "островками", которые в любой момент рискуют быть затопленными "Арабским морем".

Из печального опыта нашей Гражданской войны мы знаем, какие фатальные последствия возымело в ХХ веке исторически сложившееся в Российской империи дискретное расселение казачьих войск и (в ряде случаев) отдельных станиц.

Но протест Владыки не был услышан...

В июне 1933 г. Патриарх Ишая Мар-Шимун был приглашён в Багдад для переговоров с правительством Хикмета Сулеймана... и неожиданно задержан! Вскоре его выслали на Кипр.

А уже в июле 1933-го иракское правительство развязало против ассирийцев геноцидную войну, с циничной откровенностью апеллируя к турецкому опыту 1915 года!

21 июля 1933 г. более шестисот ассирийцев, под предводительством Малика Яку, пересекли границу Ирака с Сирией, в надежде получить убежище у французов, которым принадлежал тогда мандат на Сирию. Но французы выдворили их обратно, да ещё отобрали у ассирийцев почти всё оружие.

4 августа, переправившись через Тигр близ деревни Дирабун, ассирийцы столкнулись с бригадой иракской армии. Иракцы подготовились к атаке. И может показаться невероятным, но почти безоружные ассирийцы обратили иракцев в бегство. Иракская сторона потеряла 33 солдат, ассирийская — гораздо меньше.

6 августа иракская пропаганда распустила фейки об "ассирийских зверствах в Дирабуне", о том, что "христиане хотели разрушить подходы к крупным иракским городам и отравить их питьевую воду"

Иракская армия под командованием курда Бакра Сидки двинулась на север, чтобы окончательно покорить ассирийцев. Они начали 8 августа казнью любого ассирийца, встреченного в горном районе Бекер между Заху и Дахуком . Ассирийские мирные жители, передвигавшиеся на военных машинах из Заху или Дахука в необитаемые районы, по прибытии расстреливались из пулеметов , а большие бронированные машины разъезжали по их телам, не оставляя ни единого шанса ни одному мирному жителю.

Разграбление деревень
Во время резни Август 1933 года Курдские , арабские и езидские племена поощрялись к разграблению ассирийских деревень. Первоначально мэр Заху поощрял курдские племена Гулли, Синды и Селивану грабить деревни к северо-востоку от Симеле, езиды и курды организовали набеги на деревни Шехан и Амеди. Многие женщины и дети из этих деревень нашли убежище в Симеле и Дахуке.

9 августа арабские племена Шаммар и Джубур начали переходить на правый берег Тигра и совершать набеги к югу от Дахука. Главным мотивом для них была потеря значительной части скота во время засухи предыдущих лет.

Более 60 ассирийских деревень были разграблены, и хотя большинство женщин и детей, оставшись без присмотра, нашли убежище в соседних деревнях, мужчин иногда арестовывали и передавали армии, которая их систематически убивала. Некоторые деревни были полностью разграблены, и многие из них впоследствии были заселены курдами.

Резня в Симеле

« Lethbridge Herald» , 18 августа 1933 г.
Во время разграбления деревень город Симеле стал последним убежищем ассирийцев. Градоначальник Заху прибыл со своим войском между 8-м и 14-м числами.9 августа для разоружения города. Тем временем тысячи беженцев собрались возле городского полицейского участка, а полицейские обеспечивали им безопасность под иракским флагом.10 августа, арабские и курдские мародёры прибыли и, почти не беспокоясь о силах правопорядка, захватили свежеубранную пшеницу и ячмень. В ночь с 10-го на11 августа, арабские жители Симеле присоединились к грабежу, ассирийские жители деревни могли только наблюдать, как толпа их арабских соседей формировалась перед ними [ 23 ] .

11 августа, жителей деревни заставили покинуть полицейский участок и вернуться в свои дома. Они неохотно подчинились, как раз когда прибыли иракские солдаты на своих бронетехнике. Флаг полицейского участка был спущен [ 23 ] . Внезапно и без предупреждения солдаты открыли огонь по беззащитным ассирийцам. Командующий отрядом офицер Исмаил Аббави затем приказал своим солдатам не нападать на женщин. Подполковник Р. С. Стаффорд, инспектор британской миссии в Мусуле, описал последовавшую за этим резню следующим образом:

Последовала методичная и хладнокровная резня всех мужчин деревни. Вероломство её замысла и жестокость исполнения делают её одной из самых страшных, запечатлённых в кровавых анналах Ближнего Востока . Ассирийцы не участвовали в бою, отчасти из-за того состояния духа, в котором они находились после недавних событий, и главным образом потому, что были разоружены. Будь они вооружены, Исмаил Абави Тохалла и его приспешники, несомненно, дважды подумали бы, прежде чем атаковать их в лоб. Разоружив их, они устроили резню, как и планировалось. Это заняло время. Они никуда не спешили; у них был целый день впереди. Их противники были беззащитны, и не было никакой возможности помешать их планам. Пулемётчики установили своё оружие перед окнами домов, в которых укрылись ассирийцы. Затащив их в переполненные комнаты охваченных ужасом бедняков, они стреляли до тех пор, пока в этой суматохе не осталось ни одного человека. В других случаях кровавые преступления солдат принимали иную форму: некоторых мужчин силой уводили, расстреливали или забивали до смерти, а их тела складывали в кучу.

По свидетельству Ишаи Мар Шимуна,

«женщин насиловали и заставляли идти голыми перед иракскими командирами. Детей давили военные машины. Беременных женщин закалывали штыками. Детей подбрасывали в воздух и закалывали штыками. Священные книги использовались для сжигания тел.»

13 августа Бакр Сидки привел свои войска в Алькош, где он планировал устроить еще более жестокую резню для бежавших ассирийцев


Резня и грабежи оказали сильное влияние на всех ассирийцев. Стаффорд описывает их уныние по прибытии в Алькош [ 36 ]  :

«Когда я посетил Алькош 21 августа, я обнаружил, что ассирийцы, как и все остальные ассирийцы, находятся в состоянии ужасной паники. Они были не только встревожены, но и крайне утомлены. В их испуганном поведении трудно было узнать гордых горцев, которых все знали и которыми восхищались в последние годы».


18 августа Иракские войска вошли в Мосул, где их тепло встретило арабское население. Были воздвигнуты триумфальные арки , украшенные кинжалами, пронзившими дыни , символизирующими головы погибших ассирийцев. Наследник престола Гази прибыл, чтобы вручить военные награды за победу военным и племенным вождям, участвовавшим в резне и грабежах . Антихристианские настроения наиболее обострились в Мосуле, и христиане города в течение всего месяца избегали выходить из дома, опасаясь репрессий со стороны разгневанной толпы.

Иракская армия прошла маршем по улицам Багдада, празднуя победу . [ 33 ] Бакр Сидки получил повышение: он возглавил первый военный переворот на Ближнем Востоке и стал премьер-министром

А Генерал Хедлам из британской военной миссии в Багдаде заявил, что «у правительства и народа есть все основания быть благодарными полковнику Бакру Сидки!»

После резни и подавления ассирийского движения иракское правительство выступило с предложением принять закон о воинской повинности. Иракцы из неассирийских племён предложили вступить в армию для борьбы с ассирийцами. В конце августа правительство Мосула потребовало от центрального правительства «безжалостного » подавления восстания и запретило вмешательство международных организаций во внутренние дела страны. Затем правительство приняло решение сделать военную службу обязательной. На следующей неделе 49 курдских вождей племён выступили с телеграммой, призывая к поступлению в армию, благодарили правительство за наказание «ассирийских повстанцев», заявляли, что «страна может гордиться своей силой и мощью своей армии», и призывали к обязательной военной службе. Рашид Али внёс закон в парламент. Его правительство пало до его принятия, и именно правительство Джамиля Мидфала ратифицировало этот закон в [2].Январь 1934 г.

Эта резня заставила 15 000 ассирийцев покинуть Ниневийскую равнину и перебраться в Сирию, где они основали 35 новых деревень на берегах реки Хабур. А многие ассирийцы последовали на Кипр за своим духовным и гражданским лидером.

7 августа В настоящее время отмечается ассирийской общиной как День мучеников или Национальный день траура в память о резне в Симеле, как было объявлено Всемирным ассирийским альянсом в 1970 году. [ 39 ] В 2004 году сирийское правительство запретило политическую организацию, которая чтила память об этом событии, и пригрозило арестом тем, кто проигнорировал запрет. [ 40 ]

Многие ассирийские музыканты , такие как Шлимон Бет Шмуэль, написали песни на эту тему . [ 41 ] Тысячи стихотворений и рассказов были написаны об этом инциденте, наиболее известным из которых является «Семьдесят тысяч ассирийцев» [ 42 ] американца Уильяма Сарояна .

Одноименный роман на английском языке был опубликован в 2002 году, а его перевод на персидский язык — в 2005 году в Тегеране. Автор начинает свой рассказ с событий 1915 года на юге Турции и заканчивает его резней в Симеле. Резня в Симеле также вдохновила Рафаэля Лемкина на создание концепции «  геноцида  » [ 43 ] . В 1933 году Лемкин выступил на Конференции Юридического совета Лиги Наций в Мадриде с докладом о законе, касающемся международных преступлений. Для этого он написал доклад о преступлении варварства, которое он считал преступлением против международного права. Концепция преступления, которая позже эволюционировала в идею геноцида, была создана из резни в Симеле, геноцида армян и Холокоста


Позднее Мар-Шимун переехал в США, где основал штаб-квартиру Ассирийской церкви в Чикаго, а затем в Сан-Франциско. Он получил американское гражданство в 1949 году.

В 1965 году произошёл раскол в Ассирийской Церкви Востока, вызванный проведённым Мар-Шимуном переходом на Григорианский календарь. Митрополит Багдадский Мар-Тома Дармо осудил отказ от Юлианского календаря — и объявил Патриархом Ассирийской Церкви Востока себя. Мар Ишая, здоровье которого было расстроено, заявил, что уйдет в отставку в 1973 году. Но ему было предложено временно остаться на своем посту.

Мар-Тома Дармо умер в 1968 году. Его преемником стал Мар Аддай II. Его Церковная организация известна как Древняя Ассирийская церковь Востока.

В августе 1973 года Ишая неожиданно женился.

И вот в отместку за "противозаконное" вступление в брак маститый вождь был 6 ноября 1975 года убит в дверях своего дома в городе Сан-Хосе (штат Калифорния, США).

Убит не чужим, а "своим": фанатичным ассирийским националистом Давыдом Малек-Яков-Исмаилом.


Рецензии