Патриарх Ишая Мар-Шимун

Ишая Мар-Шимун родился в 1908 году в городе Кочанис. Во время Первой Мировой войны, пришедшейся на его детские годы, как турки, так и многие арабы и курды жестоко преследовали ассирийцев. Известны несколько массовых убийств, произошедших в период с 1914 по 1920 годы, когда вырезались целые племена, от новорожденных до стариков.

Мар Ишая был избран Патриархом несторианской Ассирийской церкви Востока в возрасте 11 лет, после смерти его дяди Павлоса.

Мар Ишая решил основать новый ассирийский национальный очаг на территории Ирака, где утвердилась власть одной из ветвей Хашимитской династии. 

Межнациональные отношения в Ираке резко обострились в  1932 году — после того, как эта подмандатная территория была (с британской подачи) принята в Лигу Наций. В связи с повышением официального статуса страны, её захлестнула волна безудержного арабского шовинизма! А главной мишенью для ксенофобской пропаганды явились христианские  меньшинства — в особенности, ассирийцы. Иракское правительство позакрывало ассирийские школы. Избиения, убийства ассирийцев, "приватизация" ассирийских домов — стали обычным делом... Осенью 1932 года в  Женеву прибыл 23-летний Ишая Мар-Шимун, донесший до сведения Мирового сообщества трагедию своего народа. Юный, но многоопытный святитель неустанно подчёркивал, что единственным спасительным шансом явится создание на севере Ирака  Ассирийской автономной области, располагающей собственными силовыми  структурами. Данное предложение было озвучено на заседаниях Лиги Наций 5 и 15 декабря 1932 года. Большая часть представителей согласилась с разумными доводами духовного вождя ассирийцев, и всё говорило за то, что вопрос об автономии будет решён в положительном смысле.

Но вот тут вмешался министр иностранных дел Чехословакии д-р Эдуард Бенеш! 15 декабря он сделал своеобразный ход конём, протолкнув предложение: ввиду особой серьёзности Ассирийского вопроса — избрать специальный Комитет 3-х экспертов, который и должен  будет вынести окончательное решение. Эксперты не заставили себя ждать, и уже 16 декабря 1932 г. огласили итоговый документ. Каковой был составлен с большим знанием дела, а формулировки почти не отличались от патриарших.

ПОЧТИ. Так, если Ишай Мар-Шимун требовал:

«поселить ассирийцев ОДНОЙ группой»,

— то в докладе Комитета 3-х стояло множественное число:

«поселить ассирийцев ОДНОродными группАМИ.» 

По недомыслию, или по безразличию — но эта лукавая формулировка была принята большинством голосов и вошла в окончательный текст резолюции!

Ишая Мар-Шимун незамедлительно опротестовал бенешистскую "поправку", справедливо подчёркивая абсолютную неприемлемость варианта с дискретными ассирийскими  "островками", которые в любой момент рискуют быть затопленными "Арабским морем".

Из печального опыта нашей Гражданской войны мы знаем, какие фатальные последствия возымело в ХХ веке исторически сложившееся в Российской империи дискретное расселение казачьих войск и (в ряде случаев) отдельных станиц.

Но протест Владыки не был услышан...

А уже в июле 1933-го иракское правительство развязало против ассирийцев геноцидную войну, с циничной откровенностью апеллируя к турецкому опыту 1915 года!

Мар-Шимун в том же 1933 году эмигрировал на Кипр Многие ассирийцы последовали за своим духовным и гражданским лидером.

Позднее Мар-Шимун переехал в США, где основал штаб-квартиру Ассирийской церкви в Чикаго, а затем в Сан-Франциско. Он получил американское гражданство в 1949 году.

В 1965 году произошёл раскол в Ассирийской Церкви Востока. Митрополит Багдадский Мар-Тома Дармо объявил Патриархом Ассирийской Церкви Востока себя. Мар Ишая, здоровье которого было расстроено, заявил, что уйдет в отставку в 1973 году. Но ему было предложено временно остаться на своем посту. Мар-Тома Дармо умер в 1968 году.

В августе 1973 года Ишая женился.

И вот в отместку за "противозаконное" вступление в брак доблестный вождь был 6 ноября 1975 года убит в дверях своего дома в городе Сан-Хосе (штат Калифорния, США).

Убит не чужим, а "своим": фанатичным ассирийским националистом Давыдом Малек-Яков-Исмаилом.


Рецензии