Маша. Машенька. Маруся

Зарисовки с натуры


~Маша~

Доктор стояла у окна, растворяясь в солнечном тепле сентябрьского дня. Давно съеден бутерброд с чаем, косточка от нектарина покоится на дне мусорного ведра, и домой так хочется и надо, потому что дела поджимают, но... Звонила мама сложного пациента и просила подождать, потому что они задерживаются. Не думаю, что где-то врач будет ждать после приёма тридцать, сорок минут, а то и час... Но доктор ждала. Район Донецка из которого везут мальчика обстреливается, 24/7, как сейчас модно говорить, а такси туда ехать не хотят по той же причине. Потому и задержка.

Быстрые шаги по коридору, в дверь постучали, и хрупкая миловидная молодая женщина вошла с двумя детьми. Малышку она держала на руках, а мальчик, тот самый ожидаемый пациент, вошёл следом. Доктор раскрыла амбулаторную карту больного. Беременность первая, без патологий... Крупный плод... Почему не кесарили? Выдавили... Асфиксия... Реанимация, ИВЛ. Обстрелы. Больница без электроэнергии... Она помнила этого ребёнка. Бледное лицо с оливковым оттенком, почти ничего не выражающие взгляд, заторможенная реакция на всё...
– Здравствуй, Игорь. Помнишь меня?
Мальчик даже не поднял глаза на врача, погрузившись в свой мир. Мама взяла его за плечо:
– Поздоровайся с доктором!
Он нехотя махнул головой.
– Изменения есть? В любую сторону? - последовал вопрос уже к маме.
– Нет. Практически нет. Не хуже и то хорошо.
Врач-дефектолог задавала необходимые по протоколу вопросы. Ответы приходилось вытаскивать словно клещами. Мама раскраснелась:
– Он знает... Он растерялся... Он волнуется... Он нормальный! С сестрой играет, помогает мне, - мама спешит уверить врача в том, во что и сама не сильно верит.

Им нужна справка, они хотят ходить в нормальную школу, тем более, она за домом.
– На улице только не часто гуляем. Дом и двор расположены на северную сторону. Оттуда постоянно прилетают "гостинцы". Но и за дом тоже прилетает. Точнее, "перелетает". Прямо между школой и домом под балконами ложилось уже и не раз.
– Интересы какие-то наметились, друзья есть?
– Есть. Маша, она добрая, - неожиданно отвечает мальчик.
– Вот, хорошо. С Машей почаще играй!
– Она уехала...
– Вернётся. Каникулы закончились, - доктор торопится. Ожидание плюс приём затянулись уже на час двадцать... Она подписывает справку. Ей не жалко. Пусть ходит в школу, тем более, что из-за обстрелов снова в перспективе дистанционное обучение. Может, пересидят лихую годину дома, может наладится...

"Господи, кого я обманываю, - думает врач, прощаясь с посетителями, не замечая полных слёз глаз мамы. - Странная реакция. Справку же дала..."

"Господи, как же Маша вернётся, если она сгорела заживо вместе с бабушкой в маршрутке при обстреле несколько месяцев назад? Только бы Игорь не узнал..."


~Машенька~

На лето Машеньке задали много читать. Произведения в списке для внеклассного чтения были как русских авторов, так и зарубежных, и разноплановые настолько, что бабушка было подумала, что тут вкралась ошибка. Ну как можно давать восьмилетним деткам читать "Приключения Васи Куролесова" и рассказы Житкова, наряду с Хоттыбычем, Карлсоном и трогательной историей дружбы толстовских льва и собачки... Всем миром искали нужные книжки, чтобы не бегать в читальный зал, потому как обстановка в Донецке оставляет желать лучшего. Бабушка подняла все мыслимые и немыслимые связи, и книжки, с заскучавших полок соседей и друзей, переместились на стол ко внучке. Гаджет, конечно, приходилось отбирать на несколько часов, и чтение, местами успешное, местами с пробуксовкой, двигалось к концу списка. Не нашли только пару книг.

А в конце лета стало точно известно, что опять будет дистанционка, что обстрелы ничуть не утихли, что с работой у папы не наладилось, и выжить, не то, что прожить, стало ещё тяжелей, и пришлось уезжать.
Уехали в другую страну. Другую культуру. Другую веру...

– Почему туда? - спрашиваю бабушку, принимая из рук пакет с прочитанными книгами, хотя знаю ответ. Больше некуда, не к кому... Там живёт тётя, она приютит на первое время, там нет обстрелов. Но там нет и русской школы, хотя много русских. Надеюсь, русской девочке Машеньке запомнится внеклассное чтение лета двадцать третьего года. Запомнится и пригодится. Жизнь, она длинная. Мало ли, что ещё накуролесит?..


~Маруся~

Когда началась война, Марусе было тринадцать. Суровое для взросления выпало время. И девочка, и без того вдумчивая и ответственная с малых лет, начала писать стихи. Не о цветочках, а о родном городе Донецке, его мужественных жителях и героизме защитников. Пришла пора и девушка поступила в институт, но война никак не оканчивалась и мама настояла, чтобы Маруся уехала учиться в Россию. В то время по миру гулял Ковид, и вступительные экзамены девушка успешно сдала сразу в три московских ВУЗа. Выбор пал на лучший, один из самых престижных в стране. Поселилась в общежитие, нашла подработку и при каждом удобном случае летела в родной город к маме, друзьям, кошке и собаке. Летела не в смысле на самолёте, конечно, душой... В городе без воды помощь маме нужна была вдвойне. И носили воду, стирали, запасали, а потом снова летела на учёбу.

Когда началась СВО, Маруся стала волонтёром. На собранные деньги покупали и передавали военным тёплую одежду, бронежилеты, средства гигиены и лекарства. Она как никто другой понимала нужду, которую испытывают там. Сколько знакомых по школе, району и универу на фронте, даже затруднялась точно сказать. Мужики защищали родину.

И вот десятое лето войны на исходе, девушка вернулась в Москву и приступила к учёбе. В один из вечеров мама вышла на видеосвязь и застала дочь в расстроенных чувствах. Маруся чуть не плакала, рассказывая, что случилось.
По итогам лета задали им по английскому языку написать текст "Почему в мой город едут туристы?" Подумала Маруся, подумала и написала как есть о том, что в её город туристы не едут десять лет, что там идёт война, что едут военные и журналисты, волонтёры, врачи, строители... Про Аллею Ангелов написала, про руины Аэропорта и водную полуторагодовую блокаду...
Преподаватель сказала, что она вне политики и работу оценивать отказалась, так как тема не раскрыта...
Мама как могла утешила дочь. Как могла...


P.S. А туристы... Донецк не курортный город, туристы сюда и раньше особо не ездили, разве только на футбол... Донецк – город герой, город мученик, город воин, город труженик. Тут всегда рады друзьям, и верю, настанут для него светлые времена, потому что главное наше богатство – люди! Храни их Бог и ПВО!


01.10.2023, Донецк


Рецензии