Куликова Людмила Ивановна

            Ежегодно в третью пятницу сентября в России отмечается День секретаря. В этот день я сажусь и вспоминаю тех секретарей нашего Производства технологического оборудования АВТОВАЗА, ставшего позже Волжским машиностроительный заводом и прекратившим свое существование в 2016 году по злой воле на тот момент хозяев-иностранцев АВТОВАЗА, которые оставили у меня самые тёплые воспоминания: Наташа Старостина, Лариса Шкадинова, Люба Викторова и других, но на первое место всегда «выходит» Людмила Ивановна Куликова. И в том, что я до сих пор помню её полное имя и отчество, как и фамилию, заслуга её самой. До нее при директоре Гурине Ю.И. тоже была секретарь, но я запомнил только её имя Фаина, и то сомневаюсь, не ошибся ли я?
            Куликова пришла к нам на производство вместе с новым директором Сеньковым Петром Романовичем в 1983 году, а ушла тоже вместе с ним в начале двадцать первого века. Мы её ежегодно поздравляли с Днем рождения (родилась 17 мая 1947 года), а вот поздравить с Днем секретаря в России не могли, этот профессиональный праздник появился только в 2005 году.
            Если кто думает, что должность секретаря руководителя только отвечать на телефонные звонки, то он ошибается. Секретари руководителей, в чём я убедился за долгое время работы ведущим кадровиком,  не меньше загружены, чем их руководители. Но речь идет, понятно, только о добросовестных секретарях. С недобросовестных «взятки гладки».
             Должность секретаря в России появилась ещё при моём тёзке Петре Первом в 1720 году. Однако поначалу её занимали только мужчины. Больно большую ответственность возлагал на секретарей император, женщины вряд ли справились бы. В наши дни они справляются с помощью компьютера. Но в наше советское время все документы приходилось им печатать на пишущей машинке, недостаток которых заключался в том, что напечатанную ошибку просто так исправить как на компьютере нельзя, приходилось  «вредную» букву закрашивать специальной белой краской и сверху писать «невредную».
               Секретарь же директора имела преимущество: необходимые для директора или от директора документы ей печатали в канцелярии. По-другому было нельзя. Приёмная директора, насколько я помню, не пустовала: руководители подразделений шли к нему с разными рабочими вопросами. Кроме личных. Для этого существовал «День приёма по личным вопросам» по понедельникам. Несмотря на то, что эту функцию (запись на приём) Петр Романович возложил на бюро кадров, Людмила Ивановна, как то «око государево» при Петре Первом следила, кого кадры записывают на приём. Не любой кадровик мог это сделать, а только начальник их.
            С 14 мая 1994 года и по 7 мая 1996 года на приём к директору работников производства по личным вопросам записывал я, поскольку исполнял обязанность руководителя кадровиков. Вот тут я понял, что будь на место Куликовой таже Фаина, мне бы трудно было справиться с записями на прием. В бытность директора Гурина, при котором она была секретарем, мне только однажды пришлось попасть на прием к директору. Не хочу описывать своими  похождения, скажу только, что в итоге на прием к Юрию Ивановичу я всё же попал.
        Как не внимательно мы с Людмилой Ивановной отсеивали посетителей, иногда случались ошибки. Однажды на приём я записал одного мастера по вопросу расширения жилплощади. Ни у меня, ни у секретаря директора он подозрений не вызвал. Но когда я сидел во время приёма его у директора, то готов был «провалиться сквозь пол», ибо он меня обманул: пошёл жаловаться к директору на своё руководство цеха. Вскоре он уволился, но неприятный осадок у меня остался: получалось, что я подвёл не только директора, но его секретаря Куликову.
            При Людмиле Ивановне я заходил к директору в любое время, за что ей низкий поклон, так как были кадровые вопросы, не требующие отлагательств. И если бы я стоял в приёмной в очереди, то у меня возникли бы проблемы.  Мне особо запомнился один случай.
           В один из вторников перед поездкой на совещание в Управление кадров ко мне обратился один рабочий с заявлением на увольнение по собственному желанию без отработки в связи с выездом в другую местность. Утром следующего дня он должен был уехать из города с семьей. Но прием и увольнение работников окончательно оформлялся не у нас, в бюро кадров, а в заводском Управлении кадров. На первый взгляд ничего страшного: бери у него заявление и подписывай, но … , чтобы предотвратить злоупотребление начальников цехов при приеме и увольнении рабочих, Петр Романович требовал, и по моему, правильно делал, визировать соответствующие заявления у него. Этим нам удавалось отсеять многих кандидатов, на приеме на работу которых настаивали руководители.
                Так вот, взял я то заявление рабочего и бегом к директору. А в приемной народа видимо-невидимо. Я, как партизан, пробрался к секретарю, объяснил ситуацию. И случилось непредвиденное: когда вышел из кабинета очередной посетитель, Людмила Ивановна преграждает путь новому и приглашает зайти меня.
              Прошло много времени с тех пор, она, возможно, и не помнит этого эпизода, ведь сколько лиц посетителей мелькало перед ней за долгие восемнадцать лет работы с директором, но я-то не забыл. Благородные поступки людей остаются в моей памяти навсегда.
            Что же касается того посетителя, то он со мной долго не разговаривал. Помирились уже тогда, когда я не исполнял обязанности начальника бюро кадров. Извинившись, он просил меня подписать в Управление кадров заявление на прием инженера. Наш директор ему завизировал, но вышестоящие кадры отказали, ввиду того, что прием был временно закрыт. Мой начальник не смог подписать, Кто-то посоветовал обратиться ко мне. И не случайно. Все знали, что нерешаемые вопросы я решал с помощью дорогого для меня человека, ныне покойного, Алексея Даниловича Фомичёва, занимавшего должность выше начальника Управления кадров и курировавшего его работу. Прежде всего я встретился с этим кандидатом в инженеры, переговорил и понял, что он нужен нашему производству. Взял его с собой к Фомичёву и … заявление на прием на работу его он подписал. Конечно, мне приятно было слышать после от руководителя того инженера, что когда он доложил об этом Сенькову, Петр Романович, улыбаясь ответил ему: «Ничего удивительного, Петр Алексеевич  юрист  по образованию».
            Когда Петр Романович ушёл на другую работу, а новый директор предлагал Куликовой остаться при нём, Людмила Ивановна  не предала того, с которым до этого работала долгие годы. И ушла с ним. Это делает ей, безусловно,  честь. За свою долгую работу в кадрах я видел, как предавали, не моргнув глазом, руководители тех, кому были обязаны своей карьерой. Кроме отвращения  к ним,  я ничего не испытывал. И старался держаться от них подальше.

01.10.2023 г.


Рецензии