Литературные курьезы. 1. Запойные правдоискатели
Иван Бунин к своим текстам возвращался постоянно и тщательно их правил, даже те тексты, которые были давно изданы. Подобное стремление к литературному совершенству, дополненное талантом, и подарило русской литературе бунинские непревзойденные образцы умения владеть словом.
Как пример того, к чему может привести нежелание авторов возвращаться к своим текстам и править их, служат сочинения графа Д.И.Хвостова (1757-1835), в которых столько нелепостей, что они надолго стали объектом едких издевок современников. И в самом деле, как было удержаться от иронии, читая подобные перлы:
Отрывок из притчи «Два голубя»
Случились там поставлены силки,
Куды несмысленны валятся голубки.
В них голубок попал, сидел в темнице,
Кой-как разгрыз зубами узелки
И волю получил.
Строки эти вызвали бурное веселье критики и не забывались в течение многих лет. Так, А. Е. Измайлов в рецензии на «Басни и сказки» Василия Тебекина писал: «Чего не делает всемогущая поэзия? Прикоснется ли магическим жезлом своим к Голубку, запутавшемуся в сети, — мгновенно вырастают у него зубы и он разгрызает ими узелки…»
История с зубастым голубем имела продолжение: книга притч, вышедшая в 1802 году, была посвящена великому князю Николаю Павловичу — будущему императору. Над зубастой птицей (басня была переложением Лафонтена) издевались Д. В. Дашков и сатирик А. Е. Измайлов; члены «Арзамаса» и А. С. Пушкин, назвавший Хвостова «отцом зубастых голубей».
Другое стихотворение Хвостова, «Осел и рябина», из того же поэтического сборника, еще в большей степени наполнено подобными нелепостями. Сюжет стихотворения довольно прост: осел в дождь решил укрыться под кроной рябины, но вместо того, чтобы просто стоять под защитой листвы, он почему-то лезет по стволу наверх:
Ослиной головой мотает
И крепко лапами за дерево хватает;
Ползет —
И дерево грызет.
И подобных нелепостей в русской литературе- даже классической!- великое множество. Я предлагаю читателю небольшую подборку подобных литературных курьезов.
1.Запойные правдоискатели
Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" известна нам, пусть и фрагментарно, еще со школьной скамьи. Поэт, задумавший представить читателям широкое полотно народной жизни, построил сюжет не совсем удачно (исключительно с моей точки зрения). Семь мужиков из-за пустячного спора о том, "кому живется весело вольготно на Руси", забросив все свои дела и семьи, легкомысленно отправляются искать такого счастливого человека. На первом же ночлеге они изрядно выпили, подрались, расквасили друг-другу носы, но решения своего не изменили.
Понимая, что поиски их будут длительными, поэт озаботился тем, что они будут есть-пить в дальней дороге. И не придумал ничего лучшего, как ввести в сюжет сказочный элемент: птичка-пеночка дарит им скатерть самобранку, с помощью которой и решаются все вопросы с питанием. Воодушевленные таким подарком, мужики- бездельники (или правдоискатели? )двинулись в свой дальний путь.
И здесь начинается нечто интересное. Начнем с вопроса: чем же кормила скатерть-самобранка наших любопытствующих странников? Французскими булками, страсбургскими паштетами, супами и антрекотами от Максима, или просто здоровой деревенской пищей - щами со свининой, гречневой кашей с маслом, свежим молоком с пшеничным хлебом?.. Увы, читатель, дневной рацион наших героев оказался весьма
скудным:
«Дам хлебушка
По полупуду в день,
Дам водки по ведерочку,
Поутру дам огурчиков,
А в полдень квасу кислого,
А вечером чайку!»
Итого получается, что скатерть- самобранка выдавала в день на всю честную компанию 8 кг хлеба (1.14 кг на человека), неизвестное количество огурцов (видимо, соленых), неизвестное количество кваса и неизвестное количество чая. Согласитесь, что с таким несерьезным питанием как-то невесело путешествовать по необъятным просторам Руси? Но вот с водкой дело обстояло иначе. Скатерть самобранка неожиданно расщедрилась и выдавала ежедневно ведро водки нашим путешественникам, или 12,3 литра. Таким образом, на человека приходилось 1.76 литра.
Читатель, я уверен, что и тебе приходилось выпивать, и ты можешь правильно оценить состояние человека после приема почти двух литров водки.Здесь не то что бродить по просторам родной земли, но и голову оторвать от этой земли вряд ли удастся. А наши герои такие порции принимали каждый день! Пожалуй, дальше того леса, где они обнаружили скатерть-самобранку, они уже и не пошли. Были просто не в состоянии. Там же и померли все от перепоя.
Чем же объяснить то, что Некрасов так щедро поил своих героев? Как истинный интеллигент имел весьма смутные представления о том количестве водки, которое может выпить человек? Или был не в ладах с арифметикой и ошибся в подсчете приемлемой дневной нормы?
Думаю, что все было проще. В стихотворный размер хорошо вписались слова "дам водки по ведерочку", и поэт, понимая, что это многовато на семь мужиков, все же не стал себя утруждать поисками рифмы с более адекватным количеством спиртного. Посудите сами: как-то не звучит "дам водки по полведерочку", или "дам водки по четверть ведерочка". Если перейти на штофы (одна десятая ведра), то и здесь нарушается стихотворный размер - "дам водки по три штофа"... Как-то коряво получается. И поэт оставил это "ведерочко", решив, что почтенная читающая публика не заметит такой мелочи.
В результате подобного нежелания утруждать себя и править свои стихи и получилось, что у одного поэта голуби с зубами, осел с лапами, который неизвестно зачем лазает по деревьям, а у другого, вместо степенных рассудительных поселян, получились запойные мужики- правдоискатели. Легко представить себе, как они с сизыми мордами и трясущимися руками ищут некую глубинную правду бытия ( если выжили!). Получилась некая нелепица, уважаемый читатель! Правда, эта нелепица не была замечена современниками, и поэма Некрасова заняла прочное место в русской классической литературе.
Свидетельство о публикации №223100101411