Водяной
Но, после второго и третьего классов родители настойчиво посылали Вовку в эти самые пионерские лагеря. Зато после четвертого класса Вовка твердо заявил "Нет".
- Буду дома сидеть и книги читать. И ни в какой пионерский лагерь не поеду. Вы же сами мне подарили книгу Сабанеева "Все о рыбалке", - сказал Вовка родителям.
Да, толстенную книгу Сабанеева Вовке действительно подарили на день рождения. Но не родители, а бабушка.
Вот всю эту историю с Вовкиным отказом ехать в пионерский лагерь и решением читаль книгу о рыбалке, и рассказал Вовкин папа своей матери - Вовкиной бабушке. Той самой, что эту книгу подарила.
-Ну, раз не хочет, то и заставлять не надо, - решила бабушка. -Но могу его взять с собой на нашу заводскую базу отдыха: один месяц я там буду столовой заведовать, как и на заводе. А, если Вовке понравится, то второй месяц я там просто отдыхать буду, в домике как и все наши заводские. А там и лес есть, и главное - река с хорошей рыбалкой.
А Вовка то, что там сам делать будет, если ты в столовой работаешь весь день? - спросил папа. - Его самого оставлять на весь день нельзя.
- Ну, в столовой на базе отдыха только обеды есть - а значит и я буду там находиться с 11 утра и до 3 дня, примерно, - ответила бабушка, учитывая свой предыдущий опыт. - Но у меня и на эти четыре часа моего отсутствия есть идея! Можно Ирише позвонить и ее девчонок пригласить - они и сами отдохнут, и за Вовкой присмотрят.
Ириша, или просто Ирина - была бабушкиной дочкой, старшей сестрой Вовкиного папы. А ее девочки Александра и Лена, Вовкины двоюродные сестры были даже немного постарше Вовки. Александре было уже шестнадцать, а Лене - двенадцать лет.
- Ну, если они согласятся, - то я только "за",- обрадовался Вовкин папа. - И сестер он давно не видел, и веселее им всем вместе будет.
К Вовкиному счастью, двоюродные сестры и их родители с удовольствием приняли бабушкино предложение: жили они на севере, ни бабушку, ни всю вовкину семью давно не видели, да и сами сестрички хотели немного пожить вдали от родителей.
Правда, меньше всех этой идее обрадовался сам Вовка: находиться под присмотром сестер ему совсем не хотелось, да и компания из них никакая: ни на рыбалку их не затянешь, ни в футбол погонять.
- Но все же база отдыха с рекой лучше пионерского лагеря, - решил для себя Вовка и согласился. Тем более, что на базе отдыха он рассчитывал познакомиться и с другими мальчишками.
И Вовка действительно познакомился с двумя пацанами на базе отдыха. Правда, Вовкиных ровесников среди мальчишек на базе не оказалось, но Юрка и Сашка, которым было лет по пятнадцать, оказались для Вовке вполне приемлемыми друзьями-рыбаками.
Только часто по утрам, когда был самый клев, Вовкины новые друзья подрабатывали: они перевозили на лодке через реку бабок из соседней деревни. Бабки эти несли на базу отдыха на продажу молоко, яблоки и груши, ягоды, кукурузу и картошку. Конечно, можно было переправиться через реку и на пароме, но до парома нужно было топать почти два километра пешком и еще столько же от причала до маленького рынка на базе отдыха. А тут ребята за яблоко, стакан семечек, пару-тройку картофелин или початок кукурузы могли переправить через реку прямо от деревни к рынку да еще и сумки поднести помогали. А некоторые старушки расплачивались с Сашкой и Юркой деньгами: кто давал пять копеек, а кто и все десять.
Понятное дело, что яблоки или семечки Вовкины новые друзья съедали, кукурузу и картошку относили к родителям в домики - там были газовые плиты на закрытой веранде, на которых хозяйки готовили завтрак и ужин. А на деньги, заработанные за неделю, Сашка и Юрка покупали пачку сигарет "Прима" за 14 копеек и бутылку или две пива: количество бутылок пива зависело от недельного заработка, но на "Приму" хватало всегда.
Это пиво и сигареты друзья делили между собой на рыбалке, когда отплывали на лодке подальше от базы отдыха. А поскольку и Вовка всегда присутствовал в этой большой лодке, то и ему всегда предлагали пиво и покурить. Ну, от пива Вовка отказался сразу же после первой попытки хлебнуть "Жигулевское" прямо из бутылки. Пиво показалось Вовке горьким, даже хуже кислого компота в пионерском лагере. А вот курить Вовка научился. Не в затяжку, конечно. Но так, чтобы дым кольцами выпускать... Хотя после курения Вовке и приходилось старательно жевать мяту, чтобы запах табака перебить, но от своей сигаретки в лодке Вовка никогда не отказывался.
Правда, однажды Александра таки унюхала, что Вовка курил и пришлось Вовке делиться полученными от друзей сигаретками и с двоюродной сестрой: иначе она бы рассказала все бабушке и тогда прощай рыбалка со старшими пацанами. Кстати, эти пацаны были и друзьями Александры: они и сами с Александрой сигаретами делились. Но Александре понравилось держать Вовку на этом "крючке" и требовать от него сигаретку.
А Ленка была просто задавакой: всего на год-полтора старше двоюродного брата, а всё пыталась следить за его поведением и воспитывать.
-Ты в холодную воду не лезь... Ты после рыбалки руки с мылом мой... Целый день в плавках не ходил, - поучала она Вовку. И ещё Лена пыталась Вовку шантажировать курением,чтобы он выполнял ее требования, хотя и сама она пробовала курить и пускать кольца, как Вовка. Но Вовка ей не подчинялся, курить ей самой не нравилось и она приберегала этот метод шантажа для какого-нибудь другого случая.
Самым странным было то, что ведь и Вовка знал, что его двоюродные покуривают, но как-то не использовал это в своих целях. Да и целей у него, кроме как порыбачить, никаких не было, а сестры его, по большому счету, и не трогали: они проводили все дни на пляже или в лесу. А, кроме того, ведь у Вовки была книга Сабанеева, и все, что писал этот великий знаток рыб о рыбалке Вовка решил проверить на практике. И проверял...
Так однажды Вовка и вычитал у Сабанеева, что была у крестьян такая снасть - топтуха. Топтуха - это объёмный конус из веток, три стороны которого обтянуты рыбацкой сеткой, а основание конуса открыто. А ловили рыбу этой топтухой так: два человека заходили в воду примерно по грудь и держали конус топтухи со стороны вершины. А третий рыбак заходил со стороны основания топтухи, но на несколько метров он нее в воду и гнал рыбу в топтуху, топоча ногами по дну и поднимая в воде максимальный шум. Собственно, из-за этого топотания и шума снасть и называли топтухой. Потом те двое, что держали топтуху, поднимали ее над водой, вода из топтухи стекала и в сетке оставалась загнанная туда рыба...
Вот Вовка и подбил своих новых друзей-рыбаков смастерить такую топтуху.
- Сабанеев пишет, что мужики после такой ловли рыбу ведрами домой носили, - рассказывал Вовка друзьям.
- Так то ж сто лет назад было, - сомневался Юрка. - Тогда и рыбы в реках полно было. А где эта рыба сейчас? Ведрами носили? Да мы тут двух ершиков на троих удочками ловим...
- Но попробовать можно, - поддержал Вовку Сашка. - Я у бабок из деревни старую рыбацкую сеть спрошу: там мужики браконьерят иногда сетью.
- А я почитаю про места, где лучше всего топтухой ловить, - поддакнул Вовка. -Тогда точно хороший улов будет.
Короче, смастерили друзья топтуху метра два в длину из сухих толстых веток. И сетку Сашка добыл, как обещал. Правда, топтуха получилась тяжелой - Вовка бы сам и до реки ее не дотащил. Но втроем справились. А Вовка все о рыбных местах у Сабанеева вычитал: это должны быть илистые места, покрытые водорослями и тиной, почти возле самого берега на небольшой глубине. Ну, слава богу, на реке таких мест было много, если от пляжа подальше отойти.
Сразу же распределили роли на рыбалке: Юрка и Сашка с топтухой, поднятой над водой, обходили эти заросшие водорослями и тиной места со стороны чистой воды. И, только обойдя такое место, тихо опускали топтуху в воду. А Вовка, в сандалях, чтобы не поколоть ноги в воде, заходил в воду именно со стороны водорослей и тины и прямо ломился через все эти водоросли и тину по направлению к топтухе. Ну, а рыба от этого Вовкиного топота должна была бросаться из водорослей прямо в сетку топтухи.
На самом же деле все оказалось не так просто, как писал Сабанеев: в первую свою попытку загнать рыбу в топтуху, Вовка запутался ногами в густой тине, упал носом в водоросли и сандаль один потерял. Пришлось ему опускать голову в воду и копаться в тине, отыскивая свой сандаль. Да еще и тина оказалась очень липкой и воняла тухлыми яйцами и еще чем-то очень противным. Но Вовка не сдавался: сандаль свой он нашел, закрепил ремешки на ноге покрепче и опять пошел топтать. Теперь он старался двигаться не так быстро, чтобы снова не упасть или не потерять сандали. На этот раз, тоже, без падения в вонючую тину не обошлось, но Вовка сумел быстро подняться и продолжить топтать.
Появился и первый улов - два окунька: один небольшой, с ладошку, а второй вполне приличный. Потом был третий заход, четвертый, пятый, шестой, седьмой... Ребята уже наловили почти полное ведро рыбы и ловили бы дальше, если бы Сашка не заметил, что вдалеке на пляже уже почти никого нет.
- Ребята, айда по домам! Обед в столовке пропустим! - заорал Сашка.
Пришлось срочно бежать домой. Всю пойманную рыбу решили отдать Вовке, как главному идейному руководителю рыбалки. А Сашка и Юрка потащили топтуху.
-Метод работает, - констатировал Юрка. - Мы себе еще наловим, а ты неси рыбу бабушке в столовку. Похвастайся! - сказал он Вовке.
Вовка и помчался прямо в столовую с ведром свежей рыбы. Заходить в домик и переодеваться Вовка посчитал лишним. Тем более, что у него в руках было целое ведро свежей рыбы.
- Бабушка ее всем нажарит! - радовался Вовка. - И все в столовой увидят, какой я рыбак.
Но первым делом в столовой Вовка решил пойти не к бабушке, а к столику, где сидели его двоюродные сестры.
- Пусть девчонки первые увидят, что мы на рыбалке не только курим... Может и сами захотят теперь рыбу ловить, а не меня после рыбалки на запах табака нюхать, - наивно рассуждал Вовка.
И сестры действительно нюхать Вовку не решились, а позажимали свои носы руками, когда Вовка к ним приблизился в столовой. Да и не только сестры - все, кто был в столовой шарахались в стороны от Вовки, от его вида и запаха. А Вовка, весь в темно зеленой тине, с водорослями на голове и ушах, вонял хуже помойной ямы или мусорного бака. Некоторые маленькие дети, которые были в столовой захныкали, увидев это чудовище с ведром живой рыбы в руках. А кто-то даже крикнул: "Водяной пришел! Спасайся кто может!" .
Вовка даже не понял сразу, кого это назвали водяным, тем более, что он сам это слово и не знал. Но на шум в зале столовой вышла Вовкина бабушка - заведующая столовой.
- Боженька! - воскликнула бабушка, увидев Вовку. -Точно, настоящий водяной, - добавила она, подойдя поближе к внуку и почувствовав все ужасные запахи, исходившие от Вовки.
- Где же это ты так? - спрашивала бабушка, уведя за руку Вовку из зала столовой. - Что случилось?
- Рыба, где же рыба? - вспомнил о рыбе Вовка и вырвавшись из бабушкиной руки, бросился назад в зал. Из зала опять раздался плач малышни и крики "Водяной", но Вовку это не остановило. Он нашел свое ведро с рыбой и вернулся к бабушке.
- Вот! Мы рыбу ловили. Топтухой, по Сабанееву... - гордо заявил Вовка бабушке. - Тут рыбы на всю базу отдыха хватит!
-Ну, на всю базу может и не хватит, - ответила бабушка, оценив Вовкину добычу взглядом заведующей столовой.
- Но попробовать нужно! - настаивал на своем Вовка.
- Надрать задницу этому Сабанееву, тебе и твоим дружкам! Вот, что нужно! - полу-строго, полу-шутя заметила бабушка. - Как же тебя то отмывать теперь от этой засохшей грязи? Баня то сегодня не работает, а в рукомойнике в домике вода только холодная.
-А в посудомойке! - услышал Вовка голос Александры. - Там вода горячая есть и моющие средства... Двоюродные уже стояли рядом.
- А еще он ку...- видно хотела наябедничать Лена, но старшая сестра ее отдернула.
- Нет, купаться в реке не поможет, - пыталась исправить начатую сестрой фразу Александра. - А пока посуду мыть не начали - в посудомойке в самый раз.
На эти доводы Александры бабушка согласилась, и бабушка с Александрой Вовку таки отмыли горячей водой в большой посудомоечной раковине.
Ленку бабушка поставила дежурить у окошка посудомойки, чтобы никто туда посуду не носил во время вовкиного купания.
- Бабушка, а кто такой Водяной? - вдруг настороженно спросил Вовка.
- Ну, это такой сказочный герой, - мягко ответила бабушка, отдирая тину от вовкиной руки.
- Он живет в воде - поэтому и Водяной, - дополнила бабушкин ответ Александра, - намыливая вовкину попу.
Бабушку и Александру Вовка почти не стеснялся, а Ленку он и вообще не заметил, стоя с намыленной головой и зажмуренными глазами. А ехидная сестрица сквозь окошко в посудомоечной сама подглядывала за голеньким Вовкой, которого отмывали под струями теплой воды.
- Отрицательный герой и живет не просто в воде, а в болоте, - вставила в разговор и свою фразу Ленка. Но двоюродный брат её не услышал, так как он как раз промывал уши от мыла.
Потом и саму раковину пришлось долго отмывать кипятком и моющими средствам, но в итоге запах исчез и следов тины не осталось..
А рыбу Вовкину бабушка поджарила и Вовка сам разносил ее соседям по домикам. Конечно, самых лучших рыбок он отнес Юрке и Сашке, которым уже рассказали о происшествии в столовой. Вернее, к вечеру об этом происшествии знала вся база отдыха, а имя "Водяной" навсегда закрепилось за Вовкой.
- Ну и что, что Водяной? - рассуждал Вовка. - Зато столько рыбы и взрослые дядьки у нас на базе никогда не приносили с рыбалки. И, между прочим, рыбку то все с удовольствием ели!
Свидетельство о публикации №223100100149