Времена года. Золотой сентябрь 1

Тёплый золотой сентябрь. Прелестное начало осени. Разомлевшая и притихшая в солнечном свете деревня, будто  задремавшая старушка в креслице: уютная, домашняя, в чистеньком ситцевом чепчике. Жилые домишки утопают в астрах и георгинах, нежилые - в чертополохе и крапиве. В воздухе такая свежесть, что хочется быстро-быстро успеть надышаться. Ослепительная, нежно сияющая небесная лазурь. Невесомые облака, сшитые из английского кружева. Прелестный пейзаж, словно сошедший с красивой открытки. Окна и двери открываются сами собой, впуская в дом  длинные пыльноватые лучи света.
Допивая утренний кофе, наблюдаю за тем, как престарелый соседский кот неторопливо шествует по тропинке к моему дому. Знает, что угощу его яичницей по-деревенски или тёплыми  оладьями со сметаной. Мы оба любим вкусно и плотно позавтракать. Начнёшь утро с чего-нибудь невкусного - считай весь день насмарку.

До обеда работаю в саду. Здесь  солнечно и щебечут птицы. На аккуратно подстриженной лужайке танцуют пятна света, чуть горьковато пахнут кремовые хризантемы. Заходит соседка, выбалтывает больше, чем я желаю знать.   
- Тебе пора перестать жить чужими проблемами, - говорю ей. - Заведи собственные.
Она уходит с сытым котом под мышкой и корзинкой румяных яблок неизвестной породы. Много лет назад яблоню посадил муж, теперь это единственная живая память о нём.

Мне немало лет, зрение уже не то, иногда устаю, но я прекрасно помню день нашей первой встречи. Его семья тогда переехала в наш город, в квартиру этажом выше, и мы стали соседями. Вечером я вышла во двор и увидела незнакомого лохматого мальчика. Молча и жалостливо я следила  за его рукой и к своему стыду, ничего не могла с этим поделать. В руке была  горбушка, намазанная  малиновым вареньем. Он отломил половинку, поделился. Сначала мы съели сладкие ягодки, а потом аппетитно хрустели ржаной корочкой, слизывая с губ крошки. Ничего вкуснее до сих пор не ела. Мне было шесть, он на год старше. Через пятнадцать лет поженились. Наша первая квартира напоминала коробку для обуви, но это была наша собственная коробка. Мы испытывали чувство счастья, открывая собственный  холодильник, принимая собственный душ и засыпая в своей собственной кровати. Ссорились, но  следили за тем, чтобы не зайти слишком далеко, не сказать чего-то такого, что может ранить, причинить боль.
Оба мечтали о даче в тихой деревушке, купили полузаброшенный домик, покрасили в солнечно-желтый цвет и превратили в уютное гнёздышко с просторной кухней-столовой и настоящим маленьким камином в спальне.
Он ушёл из жизни двадцать лет назад. Я впервые почувствовала себя одинокой и беззащитной, словно выброшенная на берег рыба, и от этого было страшно. Удивлялась тому, что расколовшееся от горя сердце продолжает жить. Я заставляла себя дышать, вставать пораньше, чистить зубы, принимать душ, что-то готовить и что-то есть. Умом понимая, что муж ушёл навсегда, но нескончаемо любя сердцем. Не в силах выбросить его вещи, силясь услышать знакомый голос, шаги, почувствовать прикосновение, увидеть хотя бы во сне. Я зарывалась лицом в его шарф, вдыхала увядающий с течением времени  знакомый запах и рыдала.

Оглядываясь назад, могу сказать: если тебе кажется, что ты прошёл через ад, всегда сохраняется шанс на то, что жизнь изменится к лучшему. Моя изменилась через несколько месяцев после похорон.  В тот вечер, когда я вышла из собственной квартиры и позвонила в соседнюю...

Мне нравилась молодая женщина, что жила напротив. Нравились её соломенного оттенка волосы, россыпь веснушек на носу и то, как доверчиво она смотрела на всё вокруг. Она напоминала большую добродушную собаку с  весёлыми глазами. Потом её улыбка стала тускнеть. Не исключаю, что интрижки мужа на стороне были с самого начала их совместной жизни, но потом  она  начала их замечать. Старательно созданный ею мир рушился. В конце концов, однажды, вернувшемуся под утро   был дан от ворот поворот и два чемодана в придачу.
Вечером я испекла своё фирменное медовое печенье, надела приличное платье, тщательно уложила волосы и вышла из своей квартиры, словно из кокона, сотканного из скорби и печали. Я отправилась к соседке для того, чтобы положить руку ей на плечо и сказать: - Ну-ну, всё будет хорошо. У неё и её дочек. Чтобы сказать, что она не одна. И выпить по чашечке горячего чая с чудесным печеньем. Иногда бывает трудно быть сильной ради себя, но ради близких мы становимся сильнее. Так устроена жизнь.
Саша приняла мою помощь, а если человек принимает нашу помощь, нужно обязательно помогать, я считаю. Не покупая его внимание в будущем. Мы  были словно два маленьких бумажных кораблика, в одночасье оказавшихся в бушующем океане и  ухватились друг за друга  просто для того, чтобы выжить. И мы выжили. 
Вырастили замечательных девчонок.  Маруся - боевая, активная, палец в рот не клади. Анна - тихая, незаметная, выносливая.
Та самая капля, что точит камень.
На всё лето я увозила их в этот светлый, гостеприимный дом.
Ходили босиком, купались в озере, жарили на костре сосиски, ели клубнику, пекли плюшки, от которых вся  кухня пропахла сахаром и корицей. Мы много шутили и смеялись и этот смех окутывал меня счастьем и исцелял...

Солнце припекает. Пора отдохнуть. На обед бобовая запеканка с базиликом -  сытно и вкусно. Потом, как обычно, пешая прогулка вокруг озера.
Чистое зеркало тёмных вод обрамляет густой лес. В кронах деревьев вздыхает ветер, волны еле слышно шуршат по песку. По листьям кувшинок скользят невесомые  водомерки. Навстречу вразвалку ковыляет знакомая семейка крякв, шлёпая оранжевыми лапами по траве. Утки берут угощение с протянутой ладони, это наполняет моё сердце детским восторгом и заставляет улыбаться. Приятно, когда природа тебе доверяет.
Обожаю возвращаться домой. Ценю свою уединенность, жизнь в собственном мирке, в который имею право впустить только тех, кому верю и люблю.
Заварив чай, я в который раз за последние два дня беру в руки газету и в который раз читаю: "Кошка Маня ищет дом и добрые руки". Судя по фото, эта Маня или живёт в печной трубе или работает трубочистом. Расцветка шерсти у чумазой атаманши тоже так себе. С одной стороны, у  меня есть всё, что нужно Мане: и добрые руки,  и тёплый дом, но приходится учитывать ещё и мой возраст. Я прекрасно осознаю, что жизнь имеет начало и конец. Что я медленно двигаюсь от одной точки и уже приближаюсь к другой. С другой стороны - одного взгляда на фото достаточно для того, чтобы понять: кошку не возьмут. Она слишком далека от того, чтобы называться хотя бы милой. Но именно поэтому я думаю о ней. Видимо в  нас с рождения заложена способность любить и от этого никуда не деться. А красота - она в глазах смотрящего. Ах, будь, что будет, звоню!

Вечером становится прохладно. В камине уже сложены дрова, мне остаётся только развести огонь. Спальня озаряется волшебным янтарным светом. Я одна, но не одинока. Саша и девочки не забывают меня, но я не злоупотребляю их вниманием. Я вполне ещё аккуратная,  самостоятельная, в своём уме дама.
 Люди часто хотят того, что им не дано, но я умею радоваться тому, что у меня есть и не ищу особых способов, чтобы быть счастливой. С возрастом начинаешь больше любить и ценить саму жизнь, а не то, что она даёт. Единственное, о чём сожалею - слишком мало времени нам отпущено, чтобы побыть в этом мире с теми, кого мы любим. И признательна небесам за то, что имела  возможность делить свою жизнь с тем, кто мне  воистину дорог.
Завтра привезут Маню. Я потрачу остаток своего пути на любовь и заботу.
А сейчас выйду на несколько минуток в мой маленький сад, полюбуюсь чудесным закатом и тихонько помолюсь о том, чтобы у нас всех хватило сил продолжать жить и быть счастливыми.


Рецензии
Очень приятный рассказ. Замечательный настрой на весь день
А воздух ранней осенью и правда такой чистый и магический по запаху

Елена Данченкова   02.10.2023 06:52     Заявить о нарушении
Спасибо Елена. Обожаю осень. Не устаю любоваться природой.

Анна Богданова 3   02.10.2023 18:41   Заявить о нарушении