***

ПАМЯТНАЯ ВСТРЕЧА.

В 1979 году приехали мы с отцом на катере в охотугодья острова Березниковский. Было это тогда закрытое для гражданских лиц охотхозяйство общества охотников "Динамо". Но какой-то процент путёвок гражданским лицам всё же продавался, поэтому нас всё-таки туда пустили. Егерь в военной форме с погонами капитана внутренних войск придирчиво осмотрел мой кандидатский билет и сказал, что с ружьём в угодья он меня пустит только под ответственность отца. Папа заверил его в полной безопасности моего нахождения в угодьях. Затем тот выдал нам ключи от крайнего домика, бельё и предупредил, чтобы с 23 часов никакого шума не было, потому что ожидается приезд генерала КГБ. И таинственно поднял вверх большой палец правой руки.

Устроив быт, пошли с Мартом посмотреть ближайшие места. Нашли скошенную луговину со стожками сена, вокруг которой были в шахматном порядке разбросаны несколько небольших озёр, а конец луговины упирался в подковообразный большой залив, на берегу которого лежало несколько гребных лодок.Вернувшись назад, мы спросили егеря, можно ли охотиться на луговине с собакой и в каких озёрах мы никому не помешаем.Его ответ нас несколько обескуражил.Оказывается, генерал заядлый спаниелист,любящий стрельбу луговой и болотной дичи, поэтому по лугу можно будет ходить только с его разрешения. А вот утку можно стрелять везде, поскольку на базу из охотников никого больше не приехало.

Поужинав, мы сели на сходнях за стол и стали наблюдать за коренным фарватером. Вот издалека показались огни большого теплохода, с которого доносилась музыка, вот прошёл гружёный нефтеналивной танкер, а вот быстро пролетели огоньки моторной лодки. Через час к причалу подошёл катер на подводных крыльях. Из него выгрузились двое. Первый был небольшого роста, крепкого сложения седой человек с пронзительным взглядом умных глаз, а второй был белобрысым молодым человеком лет двадцати пяти в очках.
За ними на сходни выпрыгнули и тут же легли два чёрно-пегих спаниеля.
Март подбежал знакомиться, но один из спаниелей злобно зарычал, после чего наш кобель вернулся назад.-Нельзя,Малыш!-строго прикрикнул седой и кобель отвернулся от нас, продолжая лежать. -Красивый пойнтер у Вас-сказал он отцу и представился-Васькин Василий Тимофеевич-добавив-Дмитрий, мой младший сын,учёный- биолог. После чего представил собак:-Малыш и Бекас.
Мы также представились .

Утром егерь постучал к нам в окно, сказав, что приехавший генерал зовёт нас вместе чай пить. Быстро умывшись, мы с папой проследовали в генеральский домик. -Присаживайтесь, Валерий Павлович-пригласил за стол генерал-ничего такого особенного нет, вот малинки с нашей дачи попробуйте.
После чаепития Василий Тимофеевич поинтересовался, как у молодого охотника с техникой безопасности и узнав, что с этим у меня всё в порядке, вдруг предложил мне пострелять из привезённого им ружья.

Я был польщён и удивлён этим,а отец мой не меньше моего.-Да не волнуйтесь, сейчас все вместе пойдём на луговинку, надеюсь что дупелишки с бекасиками ещё остались.Генерал открыл два ружейных ящика. В первом лежал хорошо исполненный ИЖ-12 с серебряной гравировкой и двумя парами стволов, во втором лежал великолепный Голланд-Голланд Ройал с двумя парами стволов и золотой гравировкой на досках.
Нуте-с, пойдёмте молодой человек Вам ружьё посмотрим-сказал он и потянул меня за руку в следующую комнату дачи. Вот это попробуйте-сказал он, вручая мне в руки на вид довольно простенькое ружьё с неполными замками.
w.w.Greener-прочитал я надпись на стволах. -Ну пошли на охоту-сказал Василий Тимофеевич и добавил-вскиньте, как ложится?Не длинновато ложе?
Но я уже весь раздулся от счастья и такого доверия, совсем забыв о привезённой папой специально для меня императорской тулке.

Туман над луговиной постепенно рассеивался, потянул едва заметный ветерок.
Мы разошлись. Дмитрий Васильевич с Бекасом обыскивали левую часть луговины, Василий Тимофеевич с Малышом правую, нам же с папой и Мартом, как гостям была предоставлена практически вся середина. -Это как раз для пойнтера-сказал нам генерал, добавив-ни пуха! Март начал широко челночить между стогами сена. Наконец первая стойка, из-под которой отец дал мне стрелять. Крякнув, жирный дупель потянул по дуге через луговину. Гринер лёг в плечо, планка догнала птицу и вот уже папа поздравляет меня с полем.

Птицы оказалось немного. Выстрелы со всех трёх сторон звучали нечасто. Когда охотники сошлись в конце луговины, то у всех на ягдташах висело по пять-шесть птиц. У одного лишь отца было шесть дупелей, четыре бекаса и один коростель. Все поздравили друг друга с полем и мы двинулись на базу.

Всю дорогу Василий Тимофеевич рассказывал нам про свой Голланд.Оказывается, когда он был министром МГБ Таджикистана, это ружьё в ужасном состоянии подарили ему местные миллиционеры.Сначала его хотели отдать в музей, поскольку по преданиям, его подарили Бухарскому эмиру англичане во время интервенции 1919 года.Затем, за неимением документальных свидетельств этого, его подарили министру-охотнику. После этого ружьё было направлено в ЦКИБ, где его полностью отреставрировали, вдобавок изготовив к нему новую тульскую пару цилиндров.

Придя на базу генерал сразу же достал принадлежности для чистки, посадил нас всех рядом с собой и мы приступили к чистке, и смазке ружей. -Оружие, за ним ухаживать надо, тогда и оно нам не откажет никогда-сказал он нам в назидание. Разговорившись, узнали, что Васькины всей семьёй живут в доме, где живёт семья маминой старшей сестры. Прощаясь, Василий Тимофеевич пригласил нас к себе в гости.

Много лет после этой первой встречи, пришлось мне общаться с членами этой удивительной семьи. Дмитрий Васильевич, впоследствии работавший доцентом кафедры зоологии и энтомологии СГСХИ и преподававший там охотоведение, научил меня основам таксидермии.
Много раз мне приходилось оказывать врачебную ветеринарную помощь различным животным, жившим в их семье.

Я знал наизусть все ружья в генеральской коллекции. Мною прочитана каждая книга домашней библиотеки с их Ex librisом. Но время неумолимо. Из всей семьи единственным живущим ныне охотником остался их внук, сын Дмитрия Васильевича. После смерти Василия Тимофеевича почти вся коллекция ружей и библиотека были распроданы далеко не за их действительную стоимость.Нет в живых многих, с кем приходилось много общаться и дискутировать. Но та давняя памятная встреча как сейчас стоит у меня перед глазами.


Рецензии