Таинство психологии творчества Льва Гумилёва

Историку и писателю Льву Николаевичу Гумилеву идея пассионарной теории этногенеза пришла в голову в камере «Крестов», когда его очередной раз арестовали. Сын двух поэтов — Николая Гумилёва и Анны Ахматовой — пронёс это идею через войну, два тюремных срока и годы возвращения в науку после реабилитации. К сожалению, гипотеза пассионарности увлекла его и последователей понятной простой образов, но с точки зрения науки вызывает еще много вопросов и нуждается в доработке.

Одну из причин несовершенства созданной теории можно найти в описании Львом Николаевичем процесса поиска знаний в исторической науке. Историей, по словам Гумилёва, называют разные сферы деятельности, хотя и связанные друг с другом:

Публикацию и перевод древних источников, которые дают лишь исходный материал.
Историческую критику, которая отсеивает осознанную ложь или неосознанное искажение фактов авторами найденных источников.
Сопоставление накопленного материала, которое помогает отделить факты от оценки и выявить расхождения.
Интерпретация данных в свете поставленной проблемы.
Постановка новых проблем, выходящих на стык наук.
Лев Николаевич очень образно описывает сам процесс работы с материалом:

«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, каким ходом мысли или подбором аргументов доказан тезис; это кухня научного ремесла, знать которое, конечно, надо, но одного знания мало. Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать. Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории — Клио».

На мой взгляд, в этом описании и заложены те риски, которых не удалось избежать Гумилёву. Его так увлекла идея пассионарного этногенеза, что вместо поиска фактов, сопоставления и отсеивания искажений, он начал осознанно или неосознанно маскировать дыры в своей теории, искать только подтверждающие факты и вольно интерпретировать исторические источники.

Пассионарность как «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели», описанная на примере ярких исторических личностей, даёт ощущение законченности теории. И, в том числе благодаря непростому прошлому Гумилёва, она стала популярна среди интеллигенции 1970-х годов, а сейчас подогревается ТВ-экспертами на разных ток-шоу.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Связь понятия пассионарности с проблематикой собственно этногенеза вытекает из Гумилёвской теории возникновения новых народов. По мнению учёного, „эмбрионом“ будущего нового этноса обычно становится группа („консорция“) высокопассионарных особей, объединённых общей судьбой, — например, участием в военном или колонизационном предприятии. К такой группе примыкают пассионарные представители разных народов, и постепенно она становится „точкой кристаллизации“, вокруг которой образуется новый народ. Из этой теории следует, что „вспышки“ этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе»

Этот и еще 71 материал VIKENT.RU по теме Экспансия человека

2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

https://youtu.be/yC_vZqs3oSQ

3) Видео: ВЕК РАЗУМА — эпоха ПРОСВЕЩЕНИЯ | Часть I.

https://youtu.be/D30YC0qhWU8

Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Источники
Л.Н. Гумилёв на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/7/
Л.Гумилёв, А.Панченко, Чтобы свеча не погасла. Диалог, «Советский писатель. Ленинградское отделение», 1990 г, с.70
Фото:

Лев Николаевич Гумилев
Лев Николаевич в своей первой после реабилитации комнате на Московском проспекте в Ленинграде
Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива

#vikent_ru #Гумилёв #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения


Рецензии