Таинство психологии творчества Льва Гумилёва
Одну из причин несовершенства созданной теории можно найти в описании Львом Николаевичем процесса поиска знаний в исторической науке. Историей, по словам Гумилёва, называют разные сферы деятельности, хотя и связанные друг с другом:
Публикацию и перевод древних источников, которые дают лишь исходный материал.
Историческую критику, которая отсеивает осознанную ложь или неосознанное искажение фактов авторами найденных источников.
Сопоставление накопленного материала, которое помогает отделить факты от оценки и выявить расхождения.
Интерпретация данных в свете поставленной проблемы.
Постановка новых проблем, выходящих на стык наук.
Лев Николаевич очень образно описывает сам процесс работы с материалом:
«Самые на вид простенькие обобщения требуют такого душевного подъема и накала чувств, при котором мысль плавится и принимает новую форму, сначала поражающую, а потом убеждающую искреннего читателя. И дело не в том, каким ходом мысли или подбором аргументов доказан тезис; это кухня научного ремесла, знать которое, конечно, надо, но одного знания мало. Дело в том, почему иногда удается новый тезис найти и доказать. Это таинство психологии творчества, которое древние греки приписывали музе истории — Клио».
На мой взгляд, в этом описании и заложены те риски, которых не удалось избежать Гумилёву. Его так увлекла идея пассионарного этногенеза, что вместо поиска фактов, сопоставления и отсеивания искажений, он начал осознанно или неосознанно маскировать дыры в своей теории, искать только подтверждающие факты и вольно интерпретировать исторические источники.
Пассионарность как «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели», описанная на примере ярких исторических личностей, даёт ощущение законченности теории. И, в том числе благодаря непростому прошлому Гумилёва, она стала популярна среди интеллигенции 1970-х годов, а сейчас подогревается ТВ-экспертами на разных ток-шоу.
Автор: Алексей Александрович Морозов
Интересно? Еще можно почитать
1) «Связь понятия пассионарности с проблематикой собственно этногенеза вытекает из Гумилёвской теории возникновения новых народов. По мнению учёного, „эмбрионом“ будущего нового этноса обычно становится группа („консорция“) высокопассионарных особей, объединённых общей судьбой, — например, участием в военном или колонизационном предприятии. К такой группе примыкают пассионарные представители разных народов, и постепенно она становится „точкой кристаллизации“, вокруг которой образуется новый народ. Из этой теории следует, что „вспышки“ этногенеза, последствием которых является возникновение сразу нескольких новых народов, связаны с резким усилением количества пассионарности в данном регионе»
Этот и еще 71 материал VIKENT.RU по теме Экспансия человека
2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ
https://youtu.be/yC_vZqs3oSQ
3) Видео: ВЕК РАЗУМА — эпоха ПРОСВЕЩЕНИЯ | Часть I.
https://youtu.be/D30YC0qhWU8
Это принципиально бесплатный формат. Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Источники
Л.Н. Гумилёв на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/7/
Л.Гумилёв, А.Панченко, Чтобы свеча не погасла. Диалог, «Советский писатель. Ленинградское отделение», 1990 г, с.70
Фото:
Лев Николаевич Гумилев
Лев Николаевич в своей первой после реабилитации комнате на Московском проспекте в Ленинграде
Написано для канала дзен VIKENT.RU, портала о Творческих личностях и методиках креатива
#vikent_ru #Гумилёв #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения
Свидетельство о публикации №223100100385