***
Память опять возвращает меня к рассказам отца об охотах в Сибири,на Севере и Дальнем Востоке.Как-то в одну из экспедиций папа,тогда ещё молодой геолог-разведчик, взяв с собой только самое необходимое, двинулся по таёжному маршруту. Из еды у него был лишь небольшой мешок сухарей,соль в мешочке,заварка чёрного чая да несколько кусочков сахара. Всё остальное он решил добыть в тайге.
Широкие лыжи,подбитые камусом,несли его по заснеженному болоту, с редкими высокоствольными соснами.Туз ушёл в полаз и его долго не было слышно.Наконец где-то из другого конца болота донёсся звонкий лай. -По глухарю-догадался отец,зная тембр голоса собаки,отличного всякий раз, в зависимости от разной дичи.Лыжи понесли охотника в сторону лая. На самом конце болота,перед противоположным берегом,на небольшом островке росла высоченная сосна.На самой её верхушке сидел здоровущий петух-глухарь, а под сосной лаял Туз.
Отец снял с плеча промысловое ружьё "Белка".Расстояние для дробового выстрела из двадцать восьмого калибра было нереальное.Подойти ближе глухарь не позволит,поэтому человек с собакой останутся голодными на всю долгую зимнюю ночь. Охотник принимает решение стрелять метров со ста из верхнего нарезного ствола малокалиберным патроном. Остановившись,папа прицелился и нажал спуск. Тихо щёлкнул выстрел на морозном воздухе,полетели перья из птицы. Глухарь тяжело поднялся и полетел в сторону смешанного леса.
Надвигались сумерки,но надо было обязательно найти битую птицу раньше таёжных хищников. Туз искал где-то в глубине захламленого,поваленного ветром леса, а папа с трудом переставляя ноги,обходил деревья, двигаясь в сторону улетевшего подранка. Стало совсем темно,взошла луна.Туза всё не было.Отец стал устраивать нодью для ночлега.Зарядил гладкий ствол пулей на случай непрошеных косолапых гостей. Повесил над костром котелок со снегом.
Луна то исчезала за облаками,то высвечивала всё пространство болота,придавая деревьям причудливые очертания. Где-то за болотом завыли волки. И в это время в свете костра показалась остроухая голова лайки,за шею волоком тащившей здоровущего глухаря.-Добытчик ты мой золотой-растрогано сказал отец и обнял любимую собаку за шею,другой рукой скармливая Тузу почти все имевшиеся с собой сухари.
На другой день,двигаясь по следам собаки,отец установил, что лайка прошла по глубокому снегу около семисот метров,прежде чем нашла упавшего на отлёт подранка.Пуля "мелкашки" попала птице в лёгкие. И глухарь с таким тяжёлым ранением сумел пролететь от места стрела около километра.И если бы не Туз, то человек остался бы голодным в промёрзшей тайге.
Свидетельство о публикации №223100100427