Дед
Мы вышли с товарищем из "Свислочи". Был весенний вечер. Пивной бар, построенный к московской олимпиаде 80го. Наверное тогда это был хороший бар. И попасть туда. Было сложновато. От слова совсем. Вкус пива того вечера стёрся. Тусовочное место. По тем временам.
Мне вечером, в четверг, позвонил родственник, Мартин. Сказал завтра в Свислочи. Нас пропустят. Он и я - студенты . Я технарь . Он - человек творческий . Извел не одну бочку краски и газетной бумаги. Не шучу. Мартин человек даже не творческий. Он - человек чалавечаских забабонав. Из самой глухой деревни на белорусском Полесье.
- Вось ты ведаешь, песню про Алесю, шо ў паднябессі? Дык ведай, гэта з нашых. Вядзьмарка. Прыгажуня.
Столькі хлапцоў маладых загубіла.
Усе песьні беларускія пра ціпа нечысць, так кажуць. Але ж - брэшуць.
Тое папы праваслаўныя напрыдумлялі. І іншыя , з імі. Улады колишния, цяперашния.
Жылі мы тут , з сваімі багамі. На сваёй зямельцы. І было нам добра. І халадно. І жарка. А зараз , ты дзівіся. Бойкі. Брат брата рве. І нам ніякага спакою.
Мы вышлі з Свіслачы. Бара. На сьвежым паветры добра пацурболіць. Падыйшлі да веснавой , шчэ шэрай , сапраўднай Свіслачы.
Вось глядзі. Тут когда-то был большой камень Дед. Священный . Все мы к нему ходили. Не глядя на конфессии. Кто его убрал? Зачем? Такая достопримечательность города, история!!! Бомба!!!
Надо сказать, Мартин был студентом мастацкай вучэльні. Поступил сразу. Увидели в нем стержень.
К сваім деятнадцати годам достаточно он был образованным и начитанным. И Оззи обожал. Имел свое мнение за Шагала.
Мы частяком спорили и иногда дело до драки доходило. Потом мы мирились. И бродили по городу , делясь мыслями, приходили к выводу в разных вопросах в согласие. Но не всегда. Я слушал Севу Новгородцева. Он Севу отрицал.
Тогда Марцин говорил, вот послушай, если это так, спроси у своего бога, и посмотрим. Кто прав.
Мы стояли у Свислочи. Каменную набережную к тому времени уже сделали. Берега облагородили.
Вот, спроси у своего бога, прав ли тот, кто убрал Деда с этого места или нет.
Ответ увидим, опустив руку в священные воды Свислочи.
Спорить? Легко!
Особенно осушив по четыре куфля пива!
Мы одновременно, залпом, задали свои вопросы , посмотрели в небо. Я перекрестился. Марцин - просто приложил руку к сердцу и вскинул ладонь к небу.
В облаках блискануло и чуть что-то треснуло, заискрилось. Подул свежий озоновый ветерок.
Я лег на каменную набережную и опустил руки в воду. Ухватил нечто и выбросил на берег. Сумка , черная сумка. Я раскрыл сумку. В ней шевелилась дюжина огромных раков.
Вот , Мартин. Раки, к чему это?
Сейчас посмотрим.
И опустил руки в холодную воду.
Долго там шерудил. Прошло минут двадцать. Скоро там? Или твой бог умер и забыл про тебя? - я нервно засмеялся.
- умер ? Да он нам знак шлёт, ранимый ты мой .
Мартин спортивно откинулся на бетонный тротуар. В руках его была сетка. Обычная авоська. Алкоголичка.
В зелёной тине.
Я помог ему очистить улов. Промыть в воде.
В сеточке находилось пять бутылок. Волшебных. Две Беловежские настойки. И две коньяка. Азербайджанского. Пять звёзд. Ещё того. Настоящего.
Изюминкой набора - финский брусничный ликер Polar. 40 градусов. В пузатой бутылке.
Мы опять заспорились. Чей бог щедрее. И правильно ли реагирует на вопросы.
В бар Свислочь мы не вернулись в тот вечер. И не зря.
Там заварушка случилась. Студенты из Политеха в черных рубашках пришли и побили черных ребят, из Универа. На вопрос за что, - а не хер наших девчат еbaць.
Кое-кто из моих знакомы досрочно закончил получение высшего образования и с прической под комбрига Котовского отбыл защищать демократию. В Афганистан.
А Дед есть. И будет.
Горит у него (не)всегда огонь.
Уручье, окраина Минска, тоже неплохое место. Собак только много.
Но Деду это нравится.
Собаки, они животные полезные.
Шел апрель 1984 года.
В 1994ом, Мартин ступил на палубу парома "Эстония". Посмотреть ежегодную художественную выставку, в Стокгольме.
Свидетельство о публикации №223100100054