Суицид

Нет ничего легче, чем решиться на суицид - лично я решался раза три.
Правда, я так и не доводил ни разу дело до конца, потому что мешали разные  причины, не последней  из которых был монолог Гамлета  «Быть или не быть».
Да,   Гамлет многим самоубийцам попил крови.
Годам к пятидесяти  поняв наконец, о чем  идет речь в знаменитом монологе,  я очень обрадовался, что дорос  до Шекспира.
С другой стороны, радоваться было нечему, так как  из-за этого я так ни разу и не совершил  давно назревший  акт.
Кстати, теперь, спустя еще десять лет после того, как я понял, о чем толковал Гамлет, я задним числом думаю, что Шекспир многое передернул.
Если задуматься, датский принц тех времен, о которых идет речь, вряд ли был бы полноватым, сильно рефлектирующим джентльменом в обтягивающих рейтузах и  жиденькой шпажонкой на боку.
Наоборот,  это был бы звероподобный мужчина с боевым двуручным мечом, если не с топором  и одетый чуть ли не в звериные шкуры.
Вряд ли бы этот Конан-Варвар  вдавался в такие тонкости, как спасение души, тем более что совсем  недавно его дедушка покончил  с собой, прыгнув со «скалы предков», чтобы не позориться немощной старостью.
Такой у датчан и кельтов  был гордый обычай.
А тут вдруг молодое, едва оперившееся,  неизвестно откуда взявшееся, христианство, взяло и нагнало  жути  на  такого  викинга. Да он бы, если  надо,  перерезал себе глотку как дважды два.
Но, конечно,   если бы Гамлет был таким, как он описан у Шекспира, хотя это и явный анахронизм, то он из-за своих расстроенных нервов действительно мог бы испугаться огней ада.
Понятно, что христианство как религия молодая не могла здесь быть                оригинальной и позаимствовала идею у более старой, в частности, у иудаизма, незаконным ребенком которого оно, строго говоря  и было.
В иудаизме  самоубийство считалось  важным грехом, равным убийству другого человека.   Естественно, речь  шла об убийстве  еврея,  прочих же филистимлян набожные иудаисты  крошили в капусту не задумываясь. /См. Ветхий Завет,  «Книга Иисуса Навина»,  о  захваченных  ими городах Ханаана, «заклятых Богом», где вырезались не только младенцы, старики, женщины и мужчины, но даже  овцы и ослы. А когда один сотник препутал Божью шерсть с личной,  Господь Саваоф  испепелил его на месте./
Вера отцов жива и поныне,  и последние исследования показывают, что «религиозные еврейские подростки демонстрируют признаки суицидального поведения вдвое реже, чем их сверстники из светских семей.»
Можно только надеяться, что в современном иудаизме  убийство нееврея уже  считается более-менее смертным грехом.
Если же взять по-настоящему древние религии типа буддизма  и индуизма /возможно они и не старше иудаизма, но мне кажется что немного постарше/, то у них, конечно, отношение к суициду помягче и потолерантнее. Так, буддизму, в котором отсутствует такая нужная вещь как ад, в-общем-то было все равно, убьете вы себя или нет, с небольшой тенденцией скорее  одобрять подобные настроения.
Но это было раньше, до нашего двадцать первого века,  когда цена человеческой  жизни возросла неимоверно и  растет все дальше, совсем как цены на российский газ.
Теперь  буддизм всячески отпирается от поощрения суицида, приводя свежие доводы. Оказывается, «самоубийство в буддизме есть крайняя   форма  эгоизма. Если какой-то человек убил сто человек, он может раскаяться и начать исправляться. А если человек совершил тягчайший грех над собой,  тогда он уже не сможет исправиться.»
Меня терзают смутные подозрения, что все коменданты концлагерей и члены зондер-команд были стихийными буддистами.
В Древнем Риме самоубийство не было чем-то  особенным, а наоборот очень почетным.  А для философов почти  обязательным.
В Индии еще до середины 19 века ожидать своей смерти считалось позором. Мудрецами называли тех, кто сжигал себя заживо, когда наступала старость.
В средневековом Китае  признаком высшей добродетели считалось самоубийство благочестивых вдов. И так длилось  вплоть до 20 века.
В японской религии хотя и есть ад под названием «дзигоку», населенный демонами, но он как-то не распространяется на делающих харакири, которое всегда считалось  хорошим делом, как и самосожжение у китайских вдов.
Кстати, японцы не употребляют этого слова - «харакири», а говорят: «сэппуку», что означает то же самое и пишется теми же иероглифами, но наоборот.  Ну,  японцам, безусловно,  виднее.
Странно, что и на Руси, расположенной от Индии и Китая далеко во всех смыслах, древние славянки тоже добровольно сжигались на костре с трупами мужей - живая вдова бесчестила семейство. /Мне так и видятся укоризненные лица  соседей: «Что ж это, дорогая Любава? Мужа медведь задрал, а ты все живая и живая? Нехорошо это, не по-перуновски.»/
При Петре вышел указ, где он боролся с суицидальными настроениями подданных одному ему присущими средствами: «Ежели кто сдуру  убьет себя, того привязать к лошади и таскать по улицам, дабы иным неповадно было.  Опосля  повесить. А уж потом…» и так далее.
Да даже и в христианстве четкое отношение к суициду оформилось не сразу. Впервые самоубийство было робко осуждено в 4 веке. Что говорит о том, что Гамлеты того времени чувствовали себя свободными как рыба в воде и не тратили время на самоанализ.
Ислам,  возникший всего лишь в 7 веке, как религия света и добра категорически отвергает суицид, заходя еще дальше иудеев и считая его  более тяжким злодеянием, чем убийство другого человека. И это очень приятно, и рисует мусульман с самой лучшей стороны. /Все исторические экскурсы, цитаты, даты и вообще все более-менее умное, взято автором из ютуба и пересказано почти дословно. Но автор не считает это чистым плагиатом, так как все же кое-где вставил и своих пару копеек. Подлый режиссеришка, оскверняющий своей экранизацией великий литературный шедевр /российский фильм  «Замок» по Кафке; немецкий  «Признания авантюриста Феликса Круля» по Томасу Манну; итальянское  «Собачье сердце»/ , в таких случаях говорит, совсем как Ляпис-Трубецкой: «Это мое видение!»
Возможно, кто-то скажет, что незачем  всуе касаться  таких мрачных предметов как суицид /кстати, «суицидом» самоубийство названо для пущей важности, естественно, на латыни,  от sui caedere - «убиваю себя»/, но я думаю, что в наши прекрасные времена, когда мир и мы вместе с ним катимся не просто к чертям, а куда-то еще глыбше, почему бы и не поговорить на эту интересную для многих тему?
Да, странная вещь суицид. То есть, ничего странного в нем нет, скорее наоборот, но странна география этого явления. Но об этом  позже.
Психиатры говорят, что:
1. Число суицидов среди мужчин превышает число среди женщин.
Что  по-человечески понятно.
2. Нет никакой зависимости между количеством самоубийств и уровнем жизни, состоянием экономики или системой здравоохранения  в той или иной стране.
Это уже не так понятно, как то что женщины умнее  мужчин  и я вынужден с этим не согласиться, так как убедился на своем опыте, что кое-какая зависимость есть.
Вышло это так.
Когда-то, лет двадцать назад, я  взял с собой в «кабинет» /так интеллигентные мужчины называют сральник/  журнал «Автогол» своего сына Шурика. И там, между делом, проштудировал его от корки до корки /хорошее  выражение, первоначальный смысл которого от нас уже ускользнул/. Футбол меня интересовал постольку-поскольку/еще одно очень хорошее  выражение/,  но меня заинтересовала статья собственного корреспондента журнала о Швейцарии.  Спецкор, по счастливой случайности оказавшийся главным редактором,  по заданию редакции  слетал в страну часов и шоколада   посмотреть какой-то грандиозный матч, вроде  «Лозанна» - «Лугано» и,  доложив  итоги, решил описать и саму Швейцарию в целом.
Пробираясь сквозь дебри остроумия автора  и переползая  пустыни его начитанности,  я наконец напоролся на что-то интересное:  «Да-а, - сказал главный редактор  журнала «Автогол», сидя в ресторане на берегу озера  Комо. - Да-а,  - повторил он, - хорошая страна Швейцария! Но плохо, что в ней очень скучно. Жизнь здесь так легка и удобна, что швейцарцы совершенно утратили к ней вкус,  не имея ни  куда  стремиться, ни чего  желать. Так что, - с сочувствием сказал  кореспондент-редактор - хорошо здесь, да не очень! Например, уровень самоубийств зашкаливает, намного превышая  наш, украинский!»
И я как дурак  двадцать лет рассказывал знакомым, впавшим в суицидальные настроения, что все не так плохо, то есть плохо, но не настолько, если даже в сытой Швейцарии… зашкаливает… и т.д.
И вот, не прошло и четверти  века, как я, лежа на своем верном диване и от нечего делать шарясь по ютубу, вдруг вспомнил и решил проверить тот давний факт, чтобы приподнять свое упавшее в 13-м году настроение.
Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что это проклятый брехун, этот шакал пера, шарфюрер коричневого журнальчика «Дас Автогол беобахтер» - ввел всех в заблуждение и в Швейцарии не только ничего не зашкаливает, но наоборот, намного меньше суицида чем у нас!
В частности, если Украина находится на 15-м месте в мире со своими восемьнадцатью с половиною самоубийцами  на сто тысяч населения, то лощеная, потерявшая  вкус  к жизни, Швейцария - на шестьдесят третьем, со своими лишь одиннадцатью и тремя десятыми!
Какой удар от статистиков!
Но, поскольку время возмущаться было упущено,  я вскоре остыл. Тем более, как ни крути, редакторишка все же посеял если и не разумное, то доброе / «Да что там! - думалось временами. - У нас еще ягодки-цветочки! А вон в Швейцарии - зашкаливает! Ехали бы к нам, бедолаги, в Украину! Тут бы некогда было не то что вешаться, а вспомнить как его зовут, суицид этот! Выживали бы каждый день, а не х… страдали!»/.
Ладно, Бог с ним, с редактором - такая у него профессия - репортер.
Тем более, что он уже  постарел,  обрюзг  и косит глазами как ученый с летающего острова Лапута.
Я пошел закурил и пока курил, думал, что автор фразы: «Все тайное с течением времени  станет  явным», -  имел в виду не Страшный Суд, а ютуб.
Вообще, интернеты-шмоньтернеты - забавная штучка, намного интереснее классической литературы.
Так, я бы никогда не узнал, а теперь знаю, что: больше всего самоубийств происходит в … Гренландии  - 82,3 самоуб./100 000 чел.  Меньше же всего на острове Барбадос - всего 0,4/100 000, то есть в двести раз меньше по сравнению с гренландцами.  Почти одинаково количество решивших уйти из жизни в: России и Литве; Чехии и Северной Корее; Бельгии - Республике Чад; Эстонии - Шри Ланке;  Исландии - Монголии; Франции - Гаити; Швейцарии - Замбии; Кубе - Норвегии; Германии -Киргизии; Сейшельских островах - Сомали; Китае - Румынии; Армении - Италии; Таджикистане - Сауд.Аравии. Почти не убивают себя на Багамских островах, что понятно, но и в Сирии - что понять сложнее.  Нищая же  Венесуэла почему-то идет рука об руку с расслабленной,  кейфующей  в кофейнях, Грецией.
Это и вправду тяжело объяснить, но все же меня не оставляет смутная догадка, что курение плана на райских  островах меньше располагает к желанию «прекратить собственную жизнь самостоятельно и добровольно», чем прозябание  в обледенелой Гренландии. Я бы тоже, если бы платил за тепло по одиннадцати месяцев в году,  долго  бы не колебался.               
               


Рецензии