Заметки мимоходом. 1 - 30 сентября 2023 года

1 сентября
Стал публиковать на своих ресурсов 100 ответов, которые я дал на 100 вопросов Жамбал Жамцу, издание «Баабар», Монголия.

***

Благодаря СТЕНЕ ПАМЯТИ БУРЯТ-МОНГОЛОВ, люди стали составлять ИСТОРИИ СЕМЕЙ и вносить туда имена своих репрессированных родных и близких. Вместе с ПРАВДОЙ рождается НАРОД.

2 сентября
Мир станет лучше, если люди перестанут общаться с теми, кто не дорожит их временем.

3 сентября
На мою заметки из серии «Вернись в свой мир!» читатель С. Шагжиев поместил комментарий:
«В настоящее время у большинства монгольских племен есть одно общее: они имеют свою письменность и свой литературный язык. Этот язык благодаря своему долголетнему существованию благодаря тому, что на нем писалась разнообразная литература, выработался в чрезвычайно тонкий, высокоразвитый язык... Этот язык обладает одной особенностью, которая делает его драгоценной для монголов, – это то, что он является для них общим. То, что пишут буряты, могут прочесть монголы, живущие в других странах, и наоборот... Что написано в Пекине, читается у бурят, что написано у бурят, читается в Монголии».
Из доклада «Современное состояние языка и литературы у арабских и монгольских племен», Астрахань, 1928 год. Нашёл и читаю. Очень интересный труд.

9 сентября
В маленьких национальных образованиях непрерывно проходят конкурсы величия.

***

3 сентября 2023 года после продолжительной и прогрессирующей болезни скончалась единственная родная дочь Даширабдана Батожабая и Бутид Цыреновой – Дарижаб Даширабдановна Батожабай.
Молебен и похороны состоялись 8 сентября.
Ом – мани – бадме – хум…

На её долю досталась жизнь, сложность и суровость которой прошли почти незамеченными ею. Таково свойство высокой культуры и нравственности. Но они также не были известны обществу, для которого Дарижаб-абжа отсутствовала...

Но в памяти всех, кто знал Дарижаб Даширабдановну, она осталась человеком потрясающей красоты, каковыми и были её родители – писатель Даширабдан Батожабай и корректор издательства Бутид Цыренова. Поэтическая строка «По стране красавица идёт…» в полной мере относится к Дарижаб Батожабай, а её современники и современницы добавят, что она была первой красавицей Бурятии 1970-1980-х годов.

Продолжая род, Дарижаб Батожабай родила и воспитала дочь – Лидию Владимировну Хунданову (Бужинаеву). В семье Бужинаевых двое детей – Андрей и Дарья. Этим предложением я хочу подчеркнуть, что названные люди, на данный период, – единственные кровные потомки Даширабдана Батожабая.

Должен сказать, что Дарижаб Даширабдановна моя двоюродная сестра, моё детство, юность и часть зрелой жизни освещены её присутствием и овеяны незабываемыми проявлениями духовной культуры и человеческой красоты, где звучали английская речь, высокая поэзия, музыка, а присутствие книг было обязательным. В нашем мире, как и вообще в природе, признавалась разность, но отсутствовали оценки по каким бы то ни было признакам.

Мой перевод трилогии Д. Батожабая, который я начал в мае 2020 года посвящён памяти Дарижаб Даширабдановны Батожабай (1952-2023). Обстоятельства требуют продолжить прерванные работы, что я и сделаю как только появится для этого время. Заодно поведаю читателям о своих интересных и талантливых родственниках по материнской линии - детях Шарлан Цырена, а также их потомках, одной из которых была Дарижаб Даширабдановна Батожабай.

Пусть душа Дарижаб-абжа найдёт покой и блаженную обитель на небесах. Ом-мани-бадме-хум…
На снимке: моя двоюродная сестра Дарижаб Даширабдановна Батожабай


10 сентября
Ацагат

7 сентября побывал в Ацагатском дацане. Откликнулся на приглашение сразу, хотя такое со мной случается редко. Причину понял позже…

Странно, что в наши дни вызывают удивление такие качества, как честность, справедливость, отсутствие торгашества, спекуляции на человеческих чувствах, когда, казалось бы, что это элементарные нормы для большинства людей. Трагедия, когда эти нормы исчезают даже в религиозных учреждениях, на стенах и воротах которых пора писать «Мы открылись!».
Процессы современного мира, расчеловечивающие человека мне и многим другим хорошо известны и понятны.

Но в Ацагатском дацане святое осталось святым, нормальное – нормальным, там совершенно отсутствуют коммерция, спекуляция на чувствах верующих. Только в таких местах обновляется и излечивается душа человека, где он обретает равновесие, ибо нормальное не вызывает удивления, а снова становится обычным состоянием. Этим велик и свободен любой человек, думающий о ближнем и всегда готовый ему помочь. Ведь любовь к ближнему и помощь ему никогда не бывают малыми или излишними, ибо это бесконечный духовный процесс, в котором и развивается настоящий Человек, но всё, что расчеловечивает его всегда обман, а потому смертельно для души.

Ацагатский дацан – пример для всех остальных дацанов и, конечно, прихожан. О нём, также фонде Агвана Доржиева надо писать и рассказывать массовому читателю, всему монгольскому и не монгольскому миру постоянно.

Причина моего мгновенного отклика на приглашение становится понятной только теперь. Ацагатский дацан и деятельность Агвана Доржиева должны обязательно присутствовать в современном информационном пространстве, ибо Человек только тогда Человек, когда обладает нормальными человеческими качествами. Пора возвращаться к ним через практику буддизма.


***

Начал просматривать старые записи. Оказывается, написано так много, что можно издавать книгу за книгой. Ведь я пишу каждый день. Но где взять секретаря, который разберётся с моими записями и архивами? К тому же у меня нет и никогда не было никаких (!) условий для работы. Окружение только в последние годы стало понимать значимость моей деятельности, да и то в связи с финансами. Вдруг обнаружилось, что моё сидение за компьютером – это и есть кормление окружение, их известность, почёт и всё, что к ним прилагается. Хотя лично мне пофиг всё это. Не мешали бы думать и работать – это для меня главное условие.

11 сентября
Одна журналистка (блогерша) несколько раз просила меня дать ей интервью. Сегодня дал, она взяла. И, конечно, была совершенно растеряна. Не ожидала мыслей, а также истории, о которых она вовсе не подозревала. Да и публика её, кажется, такого уже уровня, если это можно назвать уровнем. В общем, всем им предстоит долгая работа над собой для того, чтобы дойти до того, что называется уровнем. А вместе с ними - и мне, и всем остальным бурят-монголам. Пока же ничего нет. В общем, господи прости и дай нам всем ума:))
Главное – не отказал. А наболтал сгоряча, не был готов. На этом успокоился. Не надо было обещать…

12 сентября
Желательно стараться довести до читателей и слушателей не свои убеждения, не свою точку зрения, а то, что подсказывают факты, здравый смысл и логика. Надо быть совершенным идиотом или психически больным существом для того, чтобы не обращать внимания на эти три великие правды, на которые ассоциирует внимание всякий нормальный человек.

Пример научно доказанного факта, здравого смысла и логики показывает высказывание величайшего русского учёного Ивана Петровича Павлова:
«При болезненной нервной системе, при её парадоксальном состоянии теряется восприимчивость к действительности, а остаётся восприимчивость только к словам. Слово начинает заменять действительность. В таком состоянии находится сейчас всё русское население. Вообще, я должен высказать свой печальный взгляд на русского человека. Русский человек имеет такую слабую мозговую систему, что он не способен воспринимать действительность как таковую. Для него существуют только слова. Его условные рефлексы координированы не с действительностью, а со словами».

Радоваться этим словам нерусским людям рано, ибо сегодня, к сожалению, это высказывание относится уже ко многим народам, включая и монголов мира. Как говорится, дурной пример заразителен. Конечно, мало людей, готовых признать такую правду по отношению к самому себе, хотя эту правду говорит и показывает сама действительность, на которую они не реагируют, но реагируют только на слова посторонних людей.

***

Мир непрерывно формируется, но ничего оформившегося нет…

13 сентября

Время никогда не приходит, оно только уходит.

14 сентября

Человек никогда не станет лучше оценивая, осуждая или ненавидя.
Он развивается только видя разницу, прощая, любя и веря в себя и ближних.

***

Монголы Мира – народы, имеющие великую историю и проживающие в Китае, Монголии, России. Вместе мы – Монголы Мира. Сколько нас и где мы живём?

16 сентября
Самое превосходное, на мой взгляд, замечание конца 19 века А. Эрмана: «Монголо-бурятский язык является живым языком на иркутских базарах». А что сейчас?

17 сентября
Понравилась фраза одного лектора: «Историк-марксист способен на всё!»

25 сентября
Нация, как и человек, не имеющий абстрактного мышления, обречена исчезнуть, так и не выйдя из тюрем сознания…

26 сентября
Никто и никогда в мире не был и не будет озабочен историей, судьбой и будущим Монголов Мира.

30 сентября
Спящий воин и Марко Поло
Из цикла «Монгольская тетрадь»

Ночной пейзаж: вот над курганом
Сверкает месяц как клинок,
Река, укрытая туманом,
Над юртой медленный дымок…

Неровно движется автобус,
А степь в ночи, как материк.
И огибая плавно глобус
Автобус въедет в Ханбалык,

Где брызжет, красками играя,
Неон, мерцает и горит,
Близ урны воин Хубилая
Напился вдрызг и крепко спит,

Табун оставив с жеребцами,
Сменив худон свой на уют…
У стойки жрицы со жрецами
Жеманно жмурятся и пьют.

Пока пастух, не горожанин –
Халат, кушак, короткий нож.
В окне отеля – латинянин,
Не Марко Поло, хоть похож.

Но рядом с парнем иномарка.
На ней отару он пасёт
В степи, где месяц светит ярко?
А Марко Поло будто ждёт

Наплыв былых воспоминаний,
Обрывков записей, картин,
Пейзажей, битв, завоеваний,
Где смуглый воин средь равнин.

Вот он рванул, летит с другими
В безумной скачке брать Китай,
И месяц брызжет свет над ними
И в этом свете – Хубилай…

Урча, уплыла иномарка,
В ней жеребцы с оравой жриц.
Исчезла звёзд небесных арка,
Явился город бледных лиц.

Пуста бутылка пепси-колы,
Гноится рана на башке.
Близ урны шприц после укола,
И жвачка – в грязном кулаке.


Рецензии