Дом Святого семейства и Черная Мадонна в Лорето
«Вхожу. Со стен святые смотрят тени.
Вот жертвенник: над ним –
пещерный свод».
(Вячеслав Иванов)
Самый короткий путь от собора Святого Петра к прославленной пьяцца Навона идет по древней улочке Коронари с рядами антикварных лавочек. Некогда здесь селились торговцы, продававшие короны, то есть «венчики из роз» и других цветов, которые паломники возлагали на могилу Святого Апостола. В конце первого квартала неширокой улицы слева неожиданно распахивается просторная площадь Сан Сальваторе ин Лауро. Название свое церковь унаследовал от древней часовни Христа-Спасителя, некогда построенной среди лавровой рощи. Изображение Христа в лавровом венце и поныне можно видеть на стене дома слева от храма.
Над порталом стоящей здесь одноименной церкви Сан Сальваторе ин Лауро закреплен большой мраморный барельеф работы Райнальди. На нем изображена Богоматерь с Младенцем, восседающая на крыше дома Святого Семейства. Парящие в небесах ангелы небесные переносят Дом из Назарета в итальянский город Лорето. Кстати, название этого города также происходит от лавровых деревьев (по латыни laurentum значит лавр), которые в изобилии росли по окрестным холмам и долинам.
Как повествует предание, Святая Елена, мать императора Константина, во время поездки по святым местам отыскала не только Крест Господень, но и Святой дом в Назарете, где выросла Дева Мария, и куда явился Ангел Благовещенья. В этом доме после возвращения из Египта поселилось Святое семейство. Здесь Иисус провёл детство и юность, освоил профессию плотника, которой обучил его Иосиф-Обручник. Отсюда, из Назарета, в 30 лет Иисус отправился проповедовать свое учение. Потому Иисуса нередко именуют "Назореем" или "Назарянином".
После крестной казни Спасителя апостолы с учениками освятили скромное жилище и обратили его в молельню, где они совершали богослужения. В средневековых записках о путешествиях по Святой земле сохранились сведения об этом достопамятном месте. К слову сказать, упоминание о доме Святого семейства можно найти и в «Хождениях» игумена Даниила, первого русского паломника, оставившего свои заметки о Святой Земле (начало XII века). «В этой келийце и жила Богородица со Христом, в этой храмнице и был вскормлен Христос, тут и кроватка Его, где Он лежал. Кроватка низкая, на земле создана». Подобные заметки и повествования сохранились и в других хрониках.
В XIII веке, когда сарацины изгнали крестоносцев из Святой Земли, город Назарет попал в их руки. Как рассказывается в известной легенде, ангелы небесные чудесным образом перенесли дом Святого Семейства сначала на восточное побережье Адриатического моря, а некоторое время спустя - на противоположный берег Адриатики, в укрытый холмами и лесами город Лорето. В ту пору торговые и религиозные связи жителей, населяющих противоположные берега Адриатики, были весьма интенсивными. Венецианские и другие корабли перевозили не только товары, но и паломников к святым местам Палестины.
Согласно древним преданиям, камни Святого Дома по суше и по морю перевезли из Назарета в Лорето представители известной греческой фамилии - Анджелис. Со временем в разносимых по миру сказаниях и слухах они обратились в Ангелов небесных. Впрочём, во времена крестовых походов этому благородному деянию могли способствовать и тамплиеры, которые носили широкие белые плащи, Невежественные и суеверные люди вполне могли принять их за ангелов с белыми крылами.
В местных лоретанских записях 1465 года сохранилось сказание об удивительном событии, случившимся в ночь с 9 на 10 декабря 1294 года. «Тогда все жители пришли посмотреть на упомянутую церковь, которая стояла над землей безо всякого фундамента. По этой причине люди, думая о столь великом чуде и опасаясь, чтобы упомянутая церковь не разрушилась, окружили ее большой стеной и укрепили на очень хорошем фундаменте, как это ясно видно и сегодня».
Святой дом из Назарета являет собой небольшое каменное сооружение длиной в 9,52 м, шириной 4,1 м и высотой 4,3 м., с цилиндрическим сводом и стенами грубой кладки. Сторонники достоверности легендарных событий ссылаются на археологические исследования и результаты современного радиографического анализа, которые доказали палестинское происхождение древних камней. Дальнейшие изыскания подтвердили, что камни и даже скрепляющий их раствор датируются I веком, и идентичны материалам, которые употреблялись для строительства в те времена в Назарете. К тому же, подобные материалы не встречаются в окрестностях Лорето. А вот фундамент строения выполнен из местных материалов. Причем исследователи установили, что исходно дом не стоял на фундаменте. Он был добавлен позднее, и потому не составляет единого целого с остальной постройкой. Интересно, что на потемневших от времени камнях Дома, сохранились надписи, которые, судя по результатам филологических и иконографических изысканий, восходят к эпохе первых иудейских христиан II-V веков н. э. и схожи с подобными надписями в самой Палестине.
Так что вполне возможно, что камни Святого дома действительно перевезли в Лорето, и здесь воссоздали жилище по сохранившимся чертежам и запискам.
Внутри обители Святого семейства на алтаре стоит статуя Мадонны Лоретской с Младенцем на руках. Статуя вырезана из ливанского кедра, который почернел со временем от постоянно горевших и коптивших свечей и лампад. Потому статуэтку нередко именуют «Чёрной Мадонной». Согласно многовековой традиции фигура Богоматери облачена в богато изукрашенную тунику - далматик.
Со временем над древней святыней возвели внушительную базилику. После того, как Лорето с окрестными землями вошли в Папскую область, папа Юлий II, стремясь обеспечить дополнительную безопасность и сохранность уникального памятника, в 1507 году поручил архитектору Браманте соорудить над жилищем специальное укрытие. Так был построен своеобразный ковчег, который иногда называют «храмом во храме». Наружные стены кубического сооружения облицованы мрамором, украшены колоннами, статуями и барельефами с изображением сцен из земной жизни Богоматери.
Потолок и стены самой базилики украшены ценнейшими фресками Мелоццо да Форли и Луки Синьорелли, а также мозаиками Доменикино и Гвидо Рени.
До объединения Италии население каждого из регионов полуострова считалось «нацией» со своей, тщательно хранимой историей, со своим диалектом, отличным от римского, со своими традициями и даже со своей кухней. У каждой такой «нации» было представительство в Вечном городе и своя национальная церковь. Латинская надпись на фризе церкви Сан Сальваторе ин Лауро гласит, что церковь посвящена Марии Лоретанской и является национальной церковью города Лорето и всего региона.
Внутри светлой и просторной церкви внимание привлекают два великолепных распятия. Слева на стене Спаситель изображен «во славе», то есть в царском облачении и не распятый, но словно прислоненный к кресту. Заметим, что на заре христианства Иисус, в отличие от разбойников, которых, как и христиан распинали на кресте, никогда не изображался обнаженным. В те поры Иисуса Христа представляли облачённым в пурпурную тунику и с короной мученика над головой.
На деревянном распятии в алтарной части (XV век) Христос представлен в натуральную величину. Кропотливый мастер вырезал его так, что терновый венец можно снимать с головы Спасителя, а язык может шевелиться во рту, будто произнося последние семь слов на кресте.
В церкви хранится копия Черной Мадонны из Лорето. Это одно из многочисленных изображений Богородицы, встречающихся по всей Европе. К слову сказать, необычный цвет скульптур иногда объясняют не только накапливающейся с годами копоти от светильников, но и давней связью культов Марии и Изиды. Зародилась она во время пребывания Святого семейства в Египте, где многие фигурки выполнялись из черного эбенового дерева. Впоследствии этот культ закрепился в коптской церкви, а по возвращении крестоносцев из Святой земли распространился по всей Европе.
Интересно припомнить, что в 1797 году Наполеон забрал и перевез в Лувр черную статуэтку Мадонны из Лорето, которая, как было написано, «выполнена египетско-иудейскими мастерами». После смерти Наполеона статую возвратили в Лорето.
С четырнадцатого века небольшой итальянский город Лорето со своей святыней остается местом паломничества. Сюда шли не только простые пилигримы, но короли и королевы, принцы, кардиналы и понтифики. Со временем здесь побывали многие правители, поэты и писатели, философы и художники, будущие святые и блаженные. Нередко Лорето называют итальянским Лурдом. Сюда постоянно устремляются жаждущие исцеления больные. По распространенному поверью, изображения Черной Богоматери обладают чудодейственной силой и одинаково почитаются православными, католиками и мусульманами. Изображения Богоматери с темным ликом можно встретить в испанском Монсеррате, в мексиканской Гваделупе, во французском Рокамадуре, в польском Ченстохове. Лоретанскую Божью Матерь почитают и в России. Иконы с изображением Богородицы из Лорето можно встретить в храмах Сочи, Туапсе и Оренбурга.
В просторной базилике Святого Дома в Лорето есть многочисленные капеллы, где проводятся службы на французском, испанском и славянских языках. Славянская капелла украшена русской иконой «Богоматерь Лоретская, Прибавление ума».
С давних пор и поныне 10 декабря - день переноса Святого Дома из Назарета в Лорето отмечается как Праздник Мадонны из Лорето, или Мадонны Лоретанской.
Добавлю, что в Риме есть ещё одна церковь, посвященная Святой Деве Марии из Лорето. Она стоит в центре Рима, напротив колонны Траяна у форума Траяна. Здесь с XV века хранится высокочтимая икона с изображением Девы Марии Лоретанской. Но это уже другая история.
Свидетельство о публикации №223100201155