5. Легенды священной горы
Прозвенел будильник - знак того, что пора покидать уютный номер санатория. За воротами уже стоял огромный автобус, обклеенный яркими постерами, на которых запечатлены красоты кыргызской земли. Гид выдал каждому туристу карту с пометкой маршрута нашего движения. Конечная точка которого находится на юге страны, а сам путь пролегает через всю Киргизию с севера на юг.
Ехали мы достаточно долго, дорога со значительными перепадами высоты относительно уровня моря, действовала как колыбельная. Разговоры сидевших по соседству туристов и музыка из проигрывателя , казалось, отдаляется. Меня окутала легкая, невесомая дрёма.
Наконец, вот она — «южная столица» Кыргызстана — город Ош. Мы ехали сюда за столько километров не просто посмотреть на улочки города, а познакомиться с главной достопримечательностью , которую трудно не заметить даже человеку, впервые оказавшемуся о Ош. Огромная глыба растянулась с запада на восток в самом центре южной столицы, разделяя город фактически на две части. Изначально её называли Башней Птолемея , потому что она в то время находилась на середине Шёлкового пути и служила ориентиром для торговцев и путешественников. Сколько ей лет, никто точно не знает, но исторические находки говорят о том, что Ош вместе с Сулейман горой — ровесники Рима. Как нам рассказал гид, упоминания о горе встречаются в литературных памятниках разных эпох. И своё культовое значение она приобрела ещё в самом начале зарождавшейся тут цивилизации, а именно в III веке до нашей эры.
Автобус тем временем проезжал по улочкам города, медленно пробираясь к священной горе сквозь поток машин. Остановившись неподалёку от пешеходной улицы, напоминающей Арбат и протянувшейся вдоль горы Сулеймана, усеянной мелкими магазинчиками и торговыми палатками с различными сувенирами, пассажирам было предложено покинуть автобус и организованно пройти вслед за гидом. Молодой человек со смуглой кожей и по-азиатски прищуренными раскосыми глазами, одетый в национальный головной убор — топу (тюбетейка) ,опоясанный поясом с национальным орнаментом — кемер , что придавало его строгому офисному туалету по- восточному торжественный вид, будучи нашим гидом, повёл своих туристов вереницей по вымощенной некрупным камнем улочке. Он рассказывал легенды, связанный с этим местом. По одной из таких легенд сам Заратустра жил в одной из пещер священной горы , и здесь же было написано знаменитое собрание священных книг «Авеста». Интересно то, что священная гора Сулейман во все периоды истории почиталась местными народами. Мы сразу же убедились в этом , зайдя в одну пещеру , расписанную петрографами. Это были какие-то непонятные современному человеку символы и изображения то ли людей, то ли животных, то ли богов. Меня поразило то, как хорошо сохранились наскальные письмена!
Мы шли дальше и слушали истории о том, что по преданию здесь молился даже пророк Мухаммед. Может быть поэтому многим видится в контурах вершин горы слово «Аллах», написанное арабской вязью. Мне же в силуэтах вершин привиделся человек, лежащий на боку. Оказалось, если посмотреть под другим ракурсом, действительно контуры вершин напоминают образ лежащего человека. Местные говорят, что это пророк Сулейман, потому священная гора и носит его имя, а еще есть то, что вызывает у людей особое уважение - это камень с «отметками», что оставил сам пророк. Мы поднимались на одну из верхних площадок. По преданию , именно отсюда Сулейман вёл свои наблюдения за долиной. Вот, наконец, мы увидели тот самый священный камень - гладкий большой, около метра в диаметре и с несколькими углублениями разной величины. Местные уверены, что это следы от рук, колен и головы молящегося пророка. Вокруг камня как бы возведены стены, что напоминает небольшую , полуразрушенную мечеть или келью. Историки же считают, что келья по-мусульмански - худжа, была построена в начале 16 века, скорее всего над уже лежащем здесь камнем, правнуком Тамерлана - основателем Великих Монголов. Настоящая же постройка была уничтожена в начале 60-х годов прошлого столетия, так как представляла угрозу для посетителей, и сейчас мы находимся уже в подобии оригинала той самой мечети.
Всего же на горе Сулейман-Тоо семь пещер. Но побывать в каждой из них нам не удалось, и на то есть свои причины. Об этом я, конечно же , расскажу читателю чуть позднее. То, что меня поразило больше всего, это - музей внутри самой большой пещеры. Построен он был еще в советское время, где-то в 60-70-к годы. Это своего рода - этно-музей, экспонаты рассказывают о быте кыргызов эпохи неолита, наглядно представлены предметы быта и орудия труда, оружие , выполненные из заточенных камней, нити из шерсти животных и, конечно, наскальные рисунки, а еще сверху вниз свешиваются с потолка сталактиты, мокрые от подземных источников или же от воды, стекающей по расселинам с вершин гор. В зале, где было больше всего сталактитов на табличке написано одно поверье: «Если на тебя упадёт капля воды - будешь здоровым и счастливым». Посетители пещеры стоят долго под нависшими над головами каменными сосульками в надежде , что пророк благословит и одарит грешных святой водой, но та упорно даже не собирается скатываться вниз, чтобы образовать заветные капли.
День подходил к концу, однодневный тур на Священную гору приближался к своему финалу. Несомненно, можно было остаться в Ош еще на пару дней и исследовать каждый сантиметр семи пещер. Но наступал момент прощания с самобытной и неповторимой Киргизией. Пару дней назад я бросила в синие воды Иссык-Куля монетку, загадав желание во что бы то ни стало хотя бы еще раз сюда вернуться. А потому, я не ставлю точку в этой истории и не прощаюсь надолго с книгой киргизских легенд…
Октябрь 2023
Свидетельство о публикации №223100201254
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в специальном льготном Конкурсе Международного Фонда ВСМ для авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2023/10/19/1009 .
С уважением и пожеланием удачи.
Фонд Всм 21.10.2023 10:31 Заявить о нарушении