Вспомогательные крейсера-рейдеры

Морские коммуникации играли и продолжают играть важную роль в экономике многих стран, а для таких стран как Великобритания или Япония являются жизненно важными. Поэтому, еще с древних времен, противники старались прервать коммуникации друг друга. Кроме кораблей военно-морского флота широко использовались частные вооруженные суда каперов или корсаров (не путать с пиратами!) - своеобразные ЧВК тех времен. Каперы, получив соответствующий патент от своего правительства, топили или захватывали торговые суда противника, «отстегивая» оговоренную доля от добычи в казну своей страны. Примером могут служить Френсис Дрейк и каперский флот царя Ивана Грозного во главе с датским пиратом Карстеном Роде во время Ливонской войны 1558-1583 годов .

Триумф «Алабамы»

Во время Гражданской войны в США 1861-1865 гг. южные штаты (Конфедеративные штаты Америки) практически не имели океанского военно-морского флота, поэтому для борьбы с торговым судоходством северян первоначально им пришлось прибегнуть к каперству, так как США Парижскую декларацию 1856 г. «О морской войне», запрещавшую каперство, не подписывали. На Юге каперские патенты выдавались весьма охотно, к чему Север относился крайне отрицательно.
Северяне судили экипажи двух захваченных каперских судов («Саванна» и «Джефферсон Дэвис») как пиратов, после чего коммерческие рейдеры стали принадлежать самой Конфедерации (а не частным лицам), а их команды состояли на действительной военной службе.
На морских коммуникациях северян довольно успешно действовало несколько крейсеров-рейдеров южных штатов, на наибольшую известность приобрела «Алабама».
Контракт на строительство «Энрики» (будущая «Алабама») был подписан 1 августа 1861 года с английской фирмой “John Laird, Sons and Company”. Официально это было гражданское судно, так как Британия старалась не допускать нарушения своего нейтралитета.
Судно было спущено на воду 15 мая 1862 года, а 29 июля, выйдя в море с набранной в Англии гражданской командой для очередного этапа ходовых испытаний, на верфь не вернулось, опасаясь конфискации британскими властями согласно закону о нейтралитете.
10 августа «Энрика» отдала якорь в бухте острова Терсейра (Азорские острова), а через несколько дней туда же прибыли два судна с орудиями, боеприпасами, различными припасами. Прибыл и новый командир Рафаэль Семмес (Raphael Semmes), прежде командовавший успешным рейдером «Самтер», со своими офицерами.
К 24 августа вооружение было установлено, припасы размещены на штатных местах, над кораблем в торжественной обстановке был поднят флаг Конфедерации и он стал именоваться CSS Alabama. Удалось, хотя и не полностью, решить и вопрос комплектования команды - 80 моряков-англичан перегонной команды выразили желание примкнуть к конфедератам. Недостающих членов экипажа в дальнейшем вербовали из моряков захваченных судов или при заходе в дружественные порты. Экипаж «Алабамы» насчитывал 120-149 человек.
Водоизмещение «Алабамы» составляло 1050 тонн, корпус корабля был деревянным, паровая машина мощностью 300 л.с. позволяли развивать скорость до 13 узлов. Запас угля в 350 т обеспечивал работу машины в течение более чем 20 суток. Кроме того, корабль имел парусное вооружение трехмачтового барка. При плавании под парусами винт поднимался в специальный колодец для снижения сопротивления движению.
Вооружение рейдера состояло из восьми орудий британского производства различных калибров, как нарезных, так и гладкоствольных. Общий боезапас составлял 770 снарядов и ядер.
Крейсерство «Алабамы» на просторах Атлантического, Индийского и Тихого океанов продолжалось 657 суток, из которых 534 она находилась в море, пройдя 75 тысяч миль. Было досмотрено около 450 судов, из которых 54 сожжено, а 10 отпущены «на выкуп», то есть под подписку капитана уплатить Конфедерации определенную сумму после окончания войны. Еще одно захваченное судно было вооружено и превращено в рейдер «Тускалуза» (CSS Tuscaloosa). В плен взято более 2000 человек, при этом жертв среди членов экипажей «Алабамы» и захваченных судов не было. Кроме того, в морском бою у порта Галвестон (штат Техас) была потоплена железная канонерская лодка северян «Гаттерас».
В бою с винтовым шлюпом США «Кирсардж» (USS Kearsarge), произошедшим 19 июля 1864 года на рейде французского порта Шербур, «Алабама» от полученных повреждений затонула. Погибли 20 «алабамцев», 21 был ранен. Потери северян --один убитый и двое раненых.
В результате действий рейдеров южан было потоплено около 5% торгового флота Союза, однако судовладельцы США быстро изобрели способ избегать атак, переходя под флаг нейтральных государств - в 1865 году почти 75% их торгового флота несли такие флаги.
После окончания Гражданской войны правительство США предъявило Англии иск на компенсацию ущерба нанесенного судоходству рейдерами Конфедерации, построенными на британских верфях в нарушение нейтралитета. В 1872 году международный суд в Женеве признал Англию виновной в нанесении США ущерба в размере 15,5 млн долларов, что англичанам пришлось возместить.

Добровольный флот России и русско-японская война

После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов и подписания выгодного для России Сан-Стефанского мирного договора, резко стала расти напряженность в отношениях с западноевропейскими странами, в первую очередь с Англией и Австро-Венгрией, недовольных результатами этого договора, что грозило перейти в войну.
Поэтому для усиления флота по инициативе правления «Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству» 11 (23) апреля 1878 года был учрежден Комитет по устройству «Добровольного флота» на народные пожертвования под управлением наследника-цесаревича, великого князя Александра Александровича.
Организаторы «Добровольного флота» исходили из того, что экономика Англии зиждется на море, ее обеспечивают 30 тысяч торговых судов под британским флагом. Если малочисленный военный флот России не сможет тягаться с могучим флотом «владычицы морей», то действия крейсеров, включая вспомогательные, на коммуникациях противника нанесли бы его экономике и вооруженным силам непоправимый ущерб.
В руководящих документах «Доброфлота» указывались основные цели общества:

1. Добровольный флот имеет целью содержать срочное почтовое и товаро-пассажирское сообщение между Одессой и портами Восточного океана и, вообще, содействовать развитию отечественной торговли.
2. Суда эти в случае войны обязательно поступают по распоряжению Правительства на военные надобности в качестве крейсеров; в мнрное же время служат целям торговым.
3. Выгоды, имющие произойти от употребления означенных судов для коммерческих целей, составляют особый ФОНД, употребляемый исключптельно на поддержание и приобретение новых Имени НАСЛЕДНИКА ЦЕСАРЕВИЧА судов Добровольного Народного Флота.

Пожертвования поступали быстро и к 20 сентября 1878 года составили более 3 миллионов рублей. Выбор первых трех судов и вооружения для них, а затем и приобретение производилось непосредственно их будущими командирами, которые 24 мая выехали за границу. 2 июня у фирмы Фридриха Круппа были приобретены орудия и боеприпасы к ним: три 210-мм, шесть 170-мм, десять 150-мм орудий и по 280 выстрелов на орудие. 6 июня с германской судоходной компанией Гамбургско-американского акционерного общества был подписан контракт на приобретение трех грузопассажирских пароходов, получивших в России названия «Россия», «Москва» и «Петербург».Стоимость сделки составила 1,5 миллиона рублей. Это были «первые ласточки» Доброфлота, всего же за время службы общества (1878-1925 гг.) в его состав входили 74 судна (не считая арендованных). «Наследником» Доброфлота является современное Дальневосточное морское пароходство (FESCO).
После прихода судов в Кронштадт они были вооружены, укомплектованы экипажами Морского министерства (так тогда называлось военно-морское ведомство) и включены в состав Императорского военно-морского флота в качестве крейсеров.
После минования опасности войны с европейскими странами суда Добровольного флота снова были переданы Комитету и использовались для коммерческой деятельности. Тем не менее, они по-прежнему в любой момент могли быть использованы в качестве вспомогательных крейсеров. Орудия и боеприпасы хранились в трюмах и могли быть установлены на штатных местах силами экипажа. Капитаны и большая часть командного и рядового состава являлись военнослужащими, прикомандированными к Добровольному флоту Морским министерством.
Суда Доброфлота в основном работали на линии порты Черного моря - порты Дальнего Востока, следуя через Суэцкий канал. Это об этом поется в известной песне «Раскинулось море широко». На Восток везли переселенцев, ссыльных, каторжан, солдат и промышленные изделия, в том числе грузы для строившейся Транссибирской железнодорожной магистрали, продовольствие, а обратно чай и другие азиатские товары.
Хотя суда Добровольного флота участвовали в большинстве вооруженных конфликтов России, в качестве крейсеров-рейдеров их применяли только в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг.
26 февраля 1904 года особым совещанием при Морском министерстве было принято решение об организации крейсерской войны на торговых путях противника с использованием вспомогательных крейсеров, переоборудованных из пароходов Добровольного флота и закупленных за границей. Основной задачей была борьба с военной контрабандой, перевозимой на судах европейских стран в Японию. Общее руководство этими операциями было возложено на контр-адмирала великого князя Александра Михайловича.
Для проведения предполагаемых операций было вооружено шесть судов, получивших статус крейсеров 2 ранга. В Либаве во вспомогательные крейсера переоборудовались четыре закупленных (фиктивно будто бы для Доброфлота) в Германии судна - «Дон», «Урал», «Терек» и «Кубань», в Севастополе - два парохода Добровольного флота «Петербург» и «Смоленск».

Название Год постройки Водоизмещение Скорость Вооружение
 «Смоленск» 1902 12000 20 узл. 8–120, 7–75, 4–47
 «Петербург» 1894 9500 19 узл. 7–120, 8–47, 10– 37
 «Дон» (ранее «Фюрст Бисмарк») 1891 10500 19,5 узл. 2–120, 5–75, 8–57, 2 пулемета
 «Урал» (ранее «Мария-Терезия») 1890 10500 19 узл. 2–120, 4–75, 8–57, 2 пулемета
 «Терек» (ранее «Колумбия») 1896 10000 19 узл. 2–120, 4–75, 8–57
«Кубань» (ранее «Августа-Виктория») 1900 12000 18,5 узл. 2–120, 4–75, 8–57, 2 пулемета

Кроме того, в состав Владивостокского отряда крейсеров входил крейсер 2 ранга «Лена», бывший пароход Доброфлота «Херсон» (1896 г., 10675 т, 19,5 узлов, 6-120-мм и 6-75-мм орудий). Во время крейсерства в Тихом океане из-за неисправности механизмов он был вынужден зайти в Сан-Франциско, где был интернирован до конца войны.
В июне-августе 1904 года балтийские крейсера «Дон», «Урал» и «Терек» крейсировали в Восточной Атлантике, опускаясь на юг до Канарских островов. Было остановлено и досмотрено 27 судов, но военная контрабанда обнаружена не была.
Черноморские «Петербург» и «Смоленск» должны были действовать в Красном море и у восточных берегов Африки вплоть до Мадагаскара. До выхода из Суэцкого канала они следовали под торговым флагом, а в Красном море было установлено вооружение, подняты военно-морские флаги и 11 июля корабли приступили к крейсерским операциям, продолжавшимся до 1 сентября.
Поиск, досмотр и задержание судов нейтральных государств, подозреваемых в перевозке военной контрабанды, предполагалось производить на основании данных, полученных из Главного морского штаба через специальных агентов. За время крейсерства было досмотрено более 20 судов, четыре британских судна с контрабандой были задержаны и отправлены в Россию с призовыми командами на борту.
Эти действия были признаны правительством Англии неправомерными и оно потребовало освобождения судов, угрожая в противном случае разрывом дипломатических отношений. Основным доводом являлось непризнание за пароходами Добровольного флота права быть использованными в качестве вспомогательных крейсеров, особенно при условии выхода из своих баз под торговым флагом и замены его в море военным. А причина смены флагов была в том, что военные корабли воюющих стран не имели права прохода через Черноморские проливы.
Опасаясь осложнений в отношениях с Англией, российское правительство отдало приказ прекратить крейсерские операции и вернуть захваченные суда. В сентябре «Петербург» и «Смоленск» прибыли в Либаву.
Следующим этапом деятельности вспомогательных крейсеров-рейдеров стал поход 2-й Тихоокеанской эскадры, вышедшей в начале октября из Либавы на Дальний восток. В состав эскадры вошли 6 вспомогательных крейсеров (крейсеров 2 ранга) - «Дон» (доброфлотовская «Москва»), «Рион» (доброфлотовский «Смоленск»), «Урал», «Днепр» (пароход Доброфлота «Петербург»), «Терек», «Кубань».
С прибытием эскадры в район боевых действий ее командующий вице-адмирал Рожественский решил в начале мая (по старому стилю) 1905 года начать крейсерские операции у Тихоокеанского побережья Японии и в южной части Жёлтого моря, выделив для этого «Рион», «Кубань», «Терек» и «Днепр». Перед ними была поставлена задача топить все суда с военной контрабандой. Таким путем Рожественский намеревался отвлечь часть японского флота из Корейского пролива и облегчить прорыв эскадры во Владивосток.
Четыре вспомогательных крейсера, действуя на коммуникациях в течение двух недель, потопили пять пароходов с военной контрабандой, а несколько десятков судов после досмотра были отпущены.
11 (24) июня, вероятно из-за протестов Англии, крейсера получили приказ следовать в Россию и не задерживать более нейтральные пароходы. «Терек» был интернирован в Батавии (Голландская Ост-Индия), куда зашел для бункеровки углем, а остальные рейдеры вернулись в Россию.

Первая мировая война - рейдеры кайзера

На протяжении Первой мировой войны военно-морской флот Германии в широких масштабах проводил крейсерские операции на морских коммуникациях противника, используя также и вспомогательные крейсера.
В качестве вспомогательных крейсеров-рейдеров применялись суда различных типов, от фешенебельных трансатлантических пассажирских лайнеров до грузовых судов и даже парусника («Зееадлер»).
Крупнотоннажные «пассажиры» изначально предполагалось использовать в качестве рейдеров, что учитывалось при разработке их проектов, а постройка субсидировалась государством. Лайнеры участвовали в операциях в Атлантике и Тихом океане с августа 1914 до марта 1915 года. Это были «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» (Kaiser Wilhelm der Grosse - 14 350 БРТ, 22 узла, 6-105-мм, 2-37-мм), «Кронпринц Вильгельм» (Kronprinz Wilhelm - 14 908 БРТ, 23 узла, 2-120-мм, 2-88-мм), «Сар Трафальгар» (Cap Trafalgar - 18 710 ГРТ, 17 узлов, 2-105-мм, 6 -37-мм), «Принц Эйтель Фридрих» (Prinz Eitel Friedrich - 8 797 ГРТ, 15 узлов, 4-105-мм, 6-88-мм, 4-37-мм).
При этом «Кронпринц Вильгельм» и «Сар Трафальгар» после начала войны получили вооружение, боеприпасы и военных моряков для их обслуживания прямо в океане с германских военных кораблей.
Огромной проблемой для вооруженных лайнеров была бункеровка углем. Так, однотипные пароходы «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» и «Кронпринц Вильгельм» на полном ходу «съедали» его в сутки 500 тонн при нормальном запасе 4000 т. Бункеровка в портах нейтральных государств не всегда была возможна, да и стоянка там не могла превышать 24 часов, в противном случае военному кораблю воюющей страны грозило интернирование. Приходилось в основном рассчитывать на редкие немецкие суда-угольщики или уголь с захваченных судов-призов. Поэтому позднее от использования в качестве рейдеров слишком прожорливых лайнеров отказались и перешли к применению грузовых судов меньшего тоннажа.
26 августа 1914 года во время погрузки угля с двух угольщиков «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» был обнаружен британским бронепалубным крейсером «Хайфлайер» ("Highflyer"). Несмотря на явно безнадежную ситуацию, немцы смело вступили в бой, а когда боеприпасы закончились, взорвали и затопили свой корабль. К этому времени рейдер потопил 3 судна.
11 апреля 1915 года в нью-йоркский порт вошел «Кронпринц Вильгельм», на борту которого оставалось всего лишь 25 тонн угля. По истечениии 24 часов корабль был интернирован американскими властями.  Его рейдерство продолжалось 250 дней, а его добычей стали 15 судов. Аналогичная судьба постигла и «Принц Эйтель Фридрих», прибывшего в Нью-Йорк 10 марта. На счету этого рейдера было 11 потопленных судов.
А «Сар Трафальгар» 14 сентября погиб в бою с британским вспомогательным крейсером «Кармания», бывшим пассажирским лайнером компании «Кунард».
В январе 1916-феврале 1918 года на океанских коммуникациях охоту вели немецкие пароходы-рейдеры «Мёве» (“M;we” - 3600 БРТ, 14,5 узла, 4-150-мм, 1-105-мм, 2 торпедных аппарата, 500 мин), «Грайф» (“Greif” - 4962 БРТ, 13 узлов, 4-150-мм, 1-105-мм, 2 торпедных аппарата), «Вольф» (“Wolf” - 5809 БРТ, 11 узлов, 7-150-мм, 4 торпедных аппарата, 465 мин, гидросамолет).
Деятельность «Грайфа» продолжалась недолго - уже через двое суток после выхода из германского порта он столкнулся с британским вспомогательным крейсером «Алькантара» (15 831 ГРТ, 18 узлов, 8-152-мм, 2-57-мм). В завязавшемся бою английский корабль был потоплен, а «Грайф» получил тяжелые повреждения и был затоплен экипажем.
«Мёве» в 1915-1917 годах совершил два боевых похода в Атлантику и благополучно вернулся на родину. Его жертвами стали 37 судов.
Поистине эпическим было рейдерство «Вольфа» на просторах Атлантического, Индийского и Тихого океанов, длившееся 444 дня (30 ноября 1916-17 февраля 1918). Кроме охоты на коммуникациях противника, он выставил минные заграждения у берегов Южной Африки, Индии, Австралии, Новой Зеландии и у Сингапура. Им были захвачены или потоплены 15 судов (38 549 БРТ), от выставленных им мин затонуло 12 судов (79 440 БРТ), еще 7 судов (75 414 БРТ) - предположительно, а 3 судна (20 601 БРТ) получили тяжелые повреждения.
Кроме того, одно из захваченных судов было превращено во вспомогательный крейсер «Ильтис» (“Iltis”). На выставленных им у Адена минах подорвался и затонул британский пароход. Позднее «Ильтис» был перехвачен английским крейсером и взорван экипажем.
Однако, самым необычным германским рейдером стал парусник «Зееадлер» (“Seeadler”). Трофейный американский трёхмачтовый стальной парусный корабль “Pass of Balmaha” валовой вместимостью 1852 брутто-регистровых тонн оснастили дизелем мощностью 1000 л.с., вооружили двумя 105-мм орудиями, двумя пулеметами и превратили во вспомогательный крейсер.
21 декабря 1916 года «Зееадлер» с экипажем из 64 человек под командованием капитан-лейтенанта графа Феликса фон Люкнера (Felix Nikolaus Alexander Georg Graf von Luckner), приняв на борт 480 тонн дизельного топлива, 360 тонн пресной воды и запас продовольствия на два года, отправился в свой легендарный боевой поход.
Маскируясь под норвежское судно, «Зееадлер» преодолел линию британской морской блокады и вышел в Атлантику, где его добычей стали 10 торговых судов, еще четыре были потоплены в Тихом океане. Кроме того, захваченный французский барк “Cambronne” был отпущен после передачи на него 281 члена экипажей потопленных судов.
И-за отсутствия свежих продуктов (поход длился уже более полугода) у экипажа начали проявляться признаки цинги, заканчивалась пресная вода. Поэтому фон Люкнер решил направиться к необитаемому атоллу Маупихаа (другие названия - Мопелиа, Лорд-Хау) расположенному в архипелаге Острова Общества (Французская Полинезия). Здесь командир собирался предоставить экипажу короткий отдых и надеялся пополнить рацион кокосовыми орехами, мясом черепах, птичьими яйцами, рыбой, а может и пресной водой.
28 июля «Зееадлер» стал на якорь у атолла, так как узкий пролив не позволил ему войти в лагуну, но отдых оказался недолгим - 2 августа волна цунами, вызванная подводным землятресением, выбросила корабль на коралловые рифы. Мачты рухнули, корпус получил пробоины. Экипаж «Зееадлера» и его пленники оказались в положении Робинзонов. Так закончился рейд протяженностью 224 дня.
Однако фон Люкнер духом не пал и на шестиметровой шлюпке вместе с пятью добровольцами, вооруженными пулеметом, винтовками и гранатами, отправился в океан в надежде захватить какое-нибудь судно и вернуться на нем за остальными жертвами кораблекрушения.
Страдая от голода, жажды, цинги и ревматизма, смельчаки прошли 2300 миль, пока не достигли одного островов в архипелаге Фиджи. Здесь они попытались захватить парусник, но в последний момент были арестованы и отправлены в разные лагеря для интернированных и военнопленных.
Фон Люкнер попал в лагерь а Новой Зеландии, но и там остался верен себе. Возглавив группу интернированных курсантов немецкого мореходного училища, вооруженных двумя украденными винтовками и самодельными гранатами, он угнал моторную шлюпку коменданта лагеря, а в море захватил парусник. На свободе немецким морякам удалось пробыть всего несколько дней - их обнаружил военный корабль и они снова оказались в лагере.
На острове Мопелия из радиоперехвата «робинзоны» узнали о пленении фон Люкнера и поняли, что теперь они могут надеяться только на себя. Под руководством старшего помощника командира лейтенанта Клинга им удалось захватить подошедший к острову французский парусник, но в ходе дальнейшего плавания при подходе к одному из островов судно налетело на подводную скалу и немецкие моряки были интернированы чилийскими властями.
Хотя немецкие рейдеры и нанесли некоторый ущерб торговому судоходству противника, нарушить его океанские коммуникации не удалось и в эти задачи были возложены на подводные лодки.

Гражданская война в Испании - рейдеры Франко

После начала Гражданской войны под контролем законного правительства Республики осталась большая часть военно-морского и торгового флота. Поэтому для действий на морских коммуникациях, по которым защитникам Республики шли из-за границы важные военные и другие грузы, Национальный ВМФ (Armada Nacional - флот франкистов) был вынужден применять и вспомогательные крейсера. Переоборудование гражданских судов началось в ноябре 1936 года и в феврале 1937 года первые франкистские вспомогательные крейсера вышли в море.
Наиболее известными из них были “Mar Cantabrico” и “Mar Negro”. Оба эти грузопассажирские судна были построены в 1930 году на верфи в Бильбао для компании Compa;;a Mar;tima del Nervi;n для плавания между портами Средиземного моря и США. Они имели водоизмещение 11 260 тонн, пять грузовых трюмов могли вместить до 7600 т груза, а двухвальная дизельная установка позволяла развить скорость до 15 узлов. При скорости 10 узлов дальность плавания достигала 60 000 миль. Суда могли разместить на борту 48 пассажиров.
В 1936 года после начала Гражданской войны суда были реквизированы республиканским правительством и использовались для перевозки войск и военных грузов. “Mar Cantabrico” некоторое время использовалось и в качестве плавучей тюрьмы.
8 марта 1937 года “Mar Cantabrico”, следовавшее с крупными партиями военных грузов из Нью-Йорка и Веракруса (Мексика) в Сантандер (северная республиканская зона), на подходах к порту назначения был захвачен франкистским крейсером «Канариас» и отведен в Эль-Ферроль. Здесь по приговору военного трибунала 26 членов экипажа «республиканца» были казнены, а остальные получили пожизненное заключение.
Первоначально судно использовалось а качестве транспорта, а апреле-августе 1937 года на верфи в Эль-Ферроле было переоборудовано во вспомогательный крейсер с экипажем в 300 человек и солидным вооружением:

• 4 - 152-мм (сняты с береговых батарей)
• 4 - 88-мм зенитных орудия (поставлены Германией)
• 4 - 47 мм зенитных орудия
• 3 - 20 мм зенитных орудия
• Глубинные бомбы

В сентябре 1937 в руки мятежников попало и «Мар Негро». Судно с военными грузами следовало из Одессы в Барселону, но у побережья Алжира сменило курс и направилось в итальянский порт Кальяри, где находилась база Национального флота (франкистов). По одним сведениям, туда его увел сам капитан при поддержке части экипажа, по другим - захвачено диверсантами в сотрудничестве с командой теплохода во время его стоянки на рейде Алжира в ожидании эскорта.
К маю 1938 года на верфи в Бильбао судно было переоборудовано во вспомогательный крейсер с вооружением, аналогичным «Мар Кантабрико».
Оба «Мара» успешно действовали на морских коммуникациях в Средиземном море и обстреливади береговые цели противника. Между 19 и 22 декабря 1938 года «Мар Негро» захватил три греческих парохода в Сицилийском проливе. 16 марта 1939 г. произошли два инцидента между “Mar Negro”, осуществлявшим блокаду порта Валенсия, и британским тяжелым крейсером “Sussex”. В первом случае испанцам удалось высадить на борт английского торгового судна, пытавшегося войти в порт, призовую партию до вмешательства «Сассекса». Захваченное судно было уведено в Пальму-де Майорка. В тот же день “Mar Negro” попытался захватить еще одного «англичанина», но тот на требование остановиться не среагировал и пошел на таран, в результате чего оба судна получили ряд повреждений. Подоспевший «Сассекс» взял «земляка» под защиту.
На счету «Мар Кантабрико» кроме других оказалось и самое большое судно, захваченное Армадой Насьональ - греческий пароход “Victoria” (6600 БРТ).
Кроме вышеуказанных, в состав флота мятежников входили еще не менее девяти вспомогательных крейсеров, переоборудованных из грузопассажирских судов меньшего тоннажа. Район деятельности этих кораблей был весьма обширным: Средиземное море, Бискайский и Бристольский заливы, Северное море, Центрально-Восточная Атлантика, включая Гвинейский залив.
В рейде в Северное море осенью 1938 года участвовали вспомогательные крейсера “Ciudad de Alicante” и “Ciudad de Valencia” (ранее грузопассажирские суда компании Compa;;a Trasmediterr;nea). Крейсера были замаскированы под норвежских «торгашей», вооружение скрыли за откидными деревянными щитами. В получении необходимой информации оказывала содействие германская разведка. В ходе рейда было захвачено два республиканских судна, вышедших из Ленинграда, одно потоплено, а еще один пароход выбросился на норвежский берег, спасаясь от атаки “Ciudad de Valencia”. Остальные суда укрылись в портах и оставались там до конца войны.
Жертвой франкистского вспомогательного крейсера стало и советское судно «Постышев», следовавшее с грузом угля из Англии в Оран и захваченное 31 мая 1938 года в Гибралтарском проливе крейсером “Vicente Puchol” (1-120-мм, 2- 101,6-мм, 2- 47-мм, 1-57-мм орудий, 60 мин). Судно было конфисковано и вошло в состав Armada Nacional под названием “Castillo de Olite”. С этим судном связана величайшая трагедия в истории испанского флота. 7 марта 1939 года транспорт был потоплен огнем республиканской трехорудийной 152-мм береговой батареи на подходах к Картахене. Из находившихся на борту 2112 военнослужащих, 1476 погибли, 342 были ранены, а 294 попали в плен. Вместе с судном на дно пошло большое количество вооружения и других военных грузов.
Благодаря своим грамотным и энергичным действиям, Национальному флоту, несмотря на полное превосходство флота Республики, удалось прервать поставку военных грузов через республиканские порты, важную роль в этом сыграли вспомогательные крейсера. Такие поставки стали возможными только в порты Франции, а затем по суше, на что французские власти далеко не всегда давали согласие.

Вторая мировая война - рейдеры стран оси

В ходе Второй мировой войны Германия вновь использовала вспомогательные крейсера-рейдеры, которые показали себя в этой роли более эффективными, чем надводные боевые корабли. На их долю пришлось 71% всех потерь торговых судов.
Крейсерские операции девяти вспомогательных крейсеров Кригсмарине продолжались с марта 1940 до октября 1943 года. За это время они потопили и захватили 129 судов союзных и нейтральных стран общим тоннажом 801 тысяча БРТ, в том числе в Атлантике - 72 судна (427 тыс. БРТ), в Индийском океане - 40 (267 тыс. БРТ) и в Тихом - 17 (107 тыс. БРТ). При этом погибли 5 вспомогательных крейсеров.
В качестве крейсеров использовались транспортные суда со скоростью 14-18 узлов и большой дальностью плавания. Их вооружение состояло из шести-восьми 150-мм и нескольких орудий калибром от 105 до 20 миллиметров, четырех-шести торпедных аппаратов и до 390 мин.

Название Время нахождения в море, суток Потопленный тоннаж, БРТ Тоннаж, потопленный за один день в море
“Orion” 511 76 724 150,14
“Atlantis” 622 144 506 232,32
“Widder” 180 58 644 325,8
“Thor” 642 152 584 237,67
“Pinguin” 328 138 010 420,76
“Stier” 142 30 725 216
“Kormoran” 352 68 274 193,96
“Komet” 516 41 293 80,03
“Michel” 528 121 995 231

В значительно меньших масштабах рейдерские операции проводил Императорский флот Японии. Во вспомогательные крейсера-рейдеры были конвертированы только два однотипных быстроходных грузопассажирских лайнера “Aikoku Maru” и “Hokoku Maru” (тоннаж 10 438 GRT, скорость - 20,9 узл). Они получили по четыре старых 152-мм орудия, снятых со списанных кораблей времен русско-японской войны (позднее заменены более современными 140-миллиметровыми образца 1914 года), по два 76-мм орудия и по два спаренных крупнокалиберных зенитных пулемета. Кроме того, их вооружили двумя 533-мм двухтрубными торпедными аппаратами, мощными прожекторами и двумя гидросамолетами.
В декабре 1941 - ноябре 1942 года крейсера совершили три совместных рейда - один в Тихий и два в Индийский океан. Было потоплено три и захвачено 2 торговых судна. Второй рейд в Индийский океан стал фатальным для «Хококу-Мару». В бою 11 ноября 1942 года с более слабым противником - индийским шлюпом “Bengal” (1 - 102-мм, 3 - 20-мм орудий, пулеметы) и голландским танкером “Ondina” (1 - 102-мм орудие, пулеметы) японский рейдер был потоплен.
Итальянцы в в качестве рейдеров предполагали использовать вооруженные банановозы “Ramb I” и “Ramb II” (5750 т, 18,5 узла) к моменту вступления Италии в войну (10 июня 1940 г.) находившиеся в порту Массауа (Итальянская Восточная Африка). Вооружение (4 - 120-мм орудия, 8 - 13,2-мм пулеметов для каждого судна) и боеприпасы для них были заранее складированы в порту.
В феврале 1941 года, когда войска Британской империи уже приближались к Массауа, вспомогательные крейсера покинули порт и незамеченными проскользнули сквозь британскую блокаду Баб-эль-Мандеба на просторы Индийского океана.
Утром 27 февраля в трех сотнях миль к юго-западу от Мальдивских островов “Ramb I” был обнаружен новозеландским крейсером “Leander”. «Итальянец» попытался выдать себя за британское торговое судно, но это уловка не удалась. Поняв это, командир «Рамба» приказал поднять итальянский флаг и открыть огонь. После 20 минут боя “Ramb I” затонул.
23 марта в японский порт Кобе, благополучно пройдя 9 555 миль, прибыл “Ramb II”. Итальянцы намеревались использовать вспомогательный крейсер, базирующийся на японские порты, для действий против вражеского судоходства. Но Япония, будучи тогда нейтральной, нарушать международное право не пожелала и «Рамбу» пришлось разоружиться в дальнейшем использовалось как транспортное судно.


Рецензии