Внутри себя

    У каждого человека есть  внутренний мир, куда он может уйти, погрузившись в свои мысли. В этом мире можно укрыться от жизненных невзгод, но надо уметь это делать. Это твой мир, это твое суверенное государство. Здесь ты король и в тоже время единственный подданный.

    Людовик 14-й говорил: «Государство – это я». Философ Александр Зиновьев заявлял: «Я есть суверенное государство». Тем самым он становился  подобным королю-солнцу. Вся разница между ними в количестве подданных – у первого миллионы, у второго всего один. Но слава короля не в количестве подданных, а в величии.

    Какие вдохновляющие идеи для истинного индивидуалиста!
    Но странные открытия ждут того, кто нашел путь в свой внутренний мир, погрузился туда и стал приглядываться к окружающему, изучая себя внутреннего. К своему удивлению ОН ОБНАРУЖИТ, ЧТО НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЗДЕСЬ ХОЗЯИН СВОЕГО СУЩЕСТВА, своего тела, своих мыслей. За трон надо еще бороться.

    Какой бред, какие дикие выдумки, подумает критически настроенный читатель, так подумают миллионы здравомыслящих людей.  Я – это всегда я. Я полностью контролирую себя, отвечаю перед законом, ставлю ту самую закорючку, мою подпись, которая перед всем обществом подтверждает мою волю.

    Так думал и я много лет назад, пока не открыл книгу Э. Берна «Познай себя» и прочитал про трансакционный анализ. ОКАЗЫВАЕТСЯ Я НЕ ОДИН, НАС ТРОЕ УПРАВЛЯЮТ МНОЙ ОТ МОЕГО ИМЕНИ: РОДИТЕЛЬ, ВЗРОСЛЫЙ, РЕБЕНОК.
 
    В СОСТОЯНИИ РОДИТЕЛЬ МЫ ЖИВЕМ СОГЛАСНО ДАВНО УСВОЕННЫМ ПРЕДПИСАНИЯМ И АВТОМАТИЧЕСКИМ ПРОГРАММАМ ПОВЕДЕНИЯ, на все вопросы у нас есть стандартный ответ. Мы не выносим критики и нас ни в чем невозможно убедит.

    ВЗРОСЛЫЙ – ЭТО НАШЕ РАЗУМНОЕ Я. Его основное оружие логика, самоконтроль, критическое отношение к своим действиям.

    РЕБЁНОК – ЗАКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ВСЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ, ДЕТСКОЕ, НЕУПРАВЛЯЕМОЕ, ЧТО В НАС ЕСТЬ. В состоянии ребенок нами управляют эмоции, чувства, инстинкты. (Подробнее об этом сказано в статье «Три человека живут внутри нас».)

    Близкие идеи можно обнаружить у многих психологов, в том числе у Фрейда, имена управителей только другие: Супер Эго, Эго, Ид. Прочитав Берна внимательно, я понял, что это правда, великая правда, которую подтверждают, мои собственные ощущения и поступки.

    В то же время это  не полная правда. НА САМОМ ДЕЛЕ НАШ ВНУТРЕННИЙ МИР ЕЩЕ БОГАЧЕ И МНОГОЦВЕТНЕЕ. Тех сущностей, которые могут управлять нами от нашего имени еще больше. Любая сильная эмоция, например, страх, гнев, обида, стыд, вина может захватить нас полностью и управлять нашими поступками. То же самое относится к привычкам, автоматическим программам поведения. Итак, наше разумное Я может быть безжалостно отстранено от власти, низложено, свергнуто, а вместо него царствовать будет какая-нибудь эмоция. Хотя это будет не навсегда, а лишь на время, но даже короткого времени может хватить, чтобы произошло непоправимое: подписан кабальный договор, расторгнут многолетний брак, совершено преступление.
 
    Можно ли избежать всего этого? Возможно ли взять под контроль свои эмоции, привычки?
 Да. Такую возможность показал выдающийся русский психолог и философ  Ю.М. Орлов.
Об этом в следующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА
1. Эрик Берн. Познай себя. Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004, 368 с.


Рецензии