Коля Новиков

Текст Бориса Херсонского, но будет правильно-вспомнить этого неординарного художника, хотя бы и не в моем авторстве.


Мне тоже есть что вспомнить. У нас в больнице десятилетиями не то, чтобы лечился, а жил художник-бродяга (это его самоназвание) Николай "Коля" Новиков. Очень талантливый график. Невозможный алкоголик. Симпатичный, милый человек.

Легенда говорит, что в художественном училище, куда его приняли, он провел восемь лет на первом курсе. Жил и пил в общежитии. До тех пор, пока одна из его подрухек "синеглазок"
не повесилась на чердаке общежития. И Коля был выписан "на улицу". Он был дитя сиротского дома. И прямая дорога ему была только в тюрьму.

В сумме он провел в заключении около двадцати лет. За одну ходку не сидел не более полугода.  Потому что сидел он всегда только по одной статье "Нарушение паспортного режима".  Сидел несправедливо. Думаю, что судить за нарушения паспортного режима можно только того, кто имеет паспорт. А вот паспорта у Коли не было никогда.
Через полгода его выпускали. Выпускали в никуда. Но братья по профессии любили Колю и старались его спасти. Кто только его не спасал! Не было в Одессе художественной мастерской, в которой бы он не прожил какое-то время. В конце концов Коля совершал в этой мастерской нечто такое, после чего его дальнейшее пребывание там было совершенно невозможным.
В конце концов мест, где Колю. могли бы принять в городе Одессе, уже не было. Правда, оставалась тюрьма.  Думаю, и поныне его произведения украшают стены начальников некоторых колоний...

В психиатрическую больницу его определили по письму Правления Союза Художников, в котором Коля, разумеется, никогда не состоял. Первым доктором, взявшим его под опеку, был я. Вскоре у Коли обнаружили туберкулез и перевели в специализированное туберкулезное отделение. Туберкулез вылечили, но Но Новиков так и остался в туберкулезном отделении.

Несколько раз его из больницы забирали сердобольные одинокие медсестры и санитарки. Терпения больше, чем на месяц, не хватило ни у кого. Наконец, его забрал мужчина. Это был процветавший в то время бизнесмен, когда-то сидевший с Колей в одном бараке. Он разыскал своего другана, поселил того при ресторане, которым владел, одел в самую модную дорогую одежду, короче, не только привел в порядок, но и навел блеск. Дело кончилось пожаром в ресторане. У Н. была привычка варить чифирь. Делал он это неизменно с помощью самодельного электрокипятильника в зеленой эмалированной кружке, с которой не расставался нигде и никогда. Кипятильник делался из безопасных лезвий, но прибор от этого безопасным не становился.
Итак, Коля опять вернулся в больницу. Теперь уже навсегда. По количеству "Спасателей" этот человек явно установил рекорд среди всех известных мне больных.

Живопись никогда не была сильной стороной Новикова. Лист А4, дверца от больничной тумбочки, кусок картона от ящика для  аптеки, перо и черная тушь были его материалом. Вариант - деревяшка закращивалась черной краской и Коля процарапывал свое произведение шилом или сапожной иглой.
 
В чем-то Коля был виртуозен. Его творчество - яркий пример, что быть аутсайдером и быть представителем "наива" не обязательно. Рисунки его напоминают мне тюремную графику Параджанова. Свои инициалы Н.Я. (он был Николай Яковлевич) на рисунках Коля неизменно заключал в венок из колючей проволоки. тюрьма диктует сови законы, свой стиль. Коля говорил мне, что делал рисунки для татуировок на зоне. Но ни одного украшенного татуировкой в его стиле сидельца я не встречал.


Рецензии