Яйца выеденного не стоит
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.
К. И. Чуковский. (Айболит. 1929)
(О гастрономических странностях,и не только в холодильнике)
-Ты вообще ,в курсе что есть ещё и -"пашот"?
-Не-а
-Но попробовать это блюдо,в скором времени суждено именно тебе,-Лариса достает из холодильника яйцо.
-И не смотри на него так ,словно из него сейчас вылупится динозавр!
Я протягиваю руку в сторону смартфона,в надежде быстро "огуглиться",дабы вернуть своё утраченное невежеством признание
в глазах" просвещенных и всезнающих ".При этом моё эго не выдаёт ни тени смущения.
Невозможно же все знать!
Одно название чего стоит. Соседа зовут Ашот,я хоть с ним не дружу,но всегда приветствую при встрече.
А здесь " пашот"!
Лариса успевает обойти меня дотянувшись до спасительного устройства связи и не только, первой.Ей определенно повезло ,телефон находится в радиусе доступа,а для меня похоже он недосягаем.
-Просвети ,- обречённо соглашаюсь я.
"Пашот", -слово французское ,- начинает она с улыбкой и достает капусту.
Далее она подробно рассказывает как нужно "бережно и осторожно в замедленном темпе опускать освобожденное от скорлупы сырое яйцо в кипящую воду,погружая его так,чтобы не нарушить целостность желтка.
После чего я постигаю все тонкости меню французского завтрака,наблюдая как сестра занимается ужином погружая в кастрюлю свежую,нарезанную капусту.
Попутно узнаю историю появления древнего китайского рецепта " императорских яиц"
Которые по хитро мудрому описанию проходят обязательную процедуру захоронения,путем погребения в земле,а через два-три месяца после эксгумации,когда они приобретают соответствующий цвет и запах,а именно: белок чернеет,а желток зеленеет,их подают во дворце на блистательной трапезе.
Спокойно вникая во все умопомрачительные подробности этого жуткого "хоррора" я задаюсь лишь одним вопросом:
Зачем?
При этом,стараясь сохранить самообладание продолжаю наблюдать за действиями Ларисы.
Она достает сковороду и перекладывает в неё часть "припущенной",не до конца тушеной капусты,в которой сохранилось достаточно жидкости, образовавшаяся в процессе приготовления.
Лариса приглашает меня к плите,ознакомиться с главными деталями процесса " паширования "
Итак : на сковороде кипит и дымится капуста.Раздвигая её ложкой к бортам,она освобождает в центре оазис,и разбивает в этот участок сырое яйцо так,как это делают при жарке глазуньи.
Нужно заметить что капуста тушилась без масла,оттого в ней сохранилось много жидкого составляющего,иначе она бы пригорела.
Таким образом яйцо находясь в сковороде попадает в образную ванну.В тот момент когда прозрачный белок начинает приобретать вид вареного,Лариса ложкой из этой же сковороды берет капусту и буквально "засыпает" ею яйцо сверху ,видимо в соответствии с озвученным прежде ритуалом императорского погребения яиц.
-Ну вот и все ,- выдыхает она.
Самого яйца в сковороде теперь не видно,оно очевидно "пашируется" под слоем кипящей капусты.
Затем она добавляет масло ,специи и закрывает дополнительно крышкой.
-Вот так я делаю "капустный пашот"
Интересно,-думаю я,как на это отреагировали бы французы?
Хотя в сравнении с лягушками и улитками это ерунда.
Ибо нет предела изощрённости человеческого ума!
От "курочки рябы" "страсти по яйцам" не утихают.
Дед бил,баба била,а повара императора их похоронили.
А также странный персонаж Шалтай-Болтай из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Стране чудес",который не учитывая особенности внутренней неустойчивой конституции умудрился взобраться не куда то,а на стену городской ратуши.Да так,что вся королевская конница и вся королевская рать не смогли впоследствии падения сию субстанцию собрать.
Но самым предприимчивым оказался все же наш Кощей.Жизнь свою в яйце хранил.
Так вот почему на Пасху яйца освящают,оттого что много вокруг них всего нечистого.
Если пасхальное освященное яйцо
действует благотворно,то как действует императорское на организм ?
"Много шуму из ничего " того, что " яйца выеденного не стоит.
Смысл "пашота" тот же что и яйца в смятку только без скорлупы,но меня удивляет лишь то,что образовалось вокруг всего этого .
-А некоторые пашот варят в пластиковом ситечке,-Лариса извлекает из-под капусты "яйцо не пашот"перекладывая в мою тарелку.
Для любителей подобного сочетания это несомненная гастрономическая находка.
Но пирог с тем же составом на мой взгляд куда лучше.
-Главное что консистенция достигнута,и желток внутри действительно что называется "в мешочек"- удовлетворённо заключает она.
Вот оттого с тех пор сама эта церемония ассоциируется у меня с необычными изысками стола китайского императора
В качестве достоверности всего вышесказанного цитирую как это происходит в реале :
"Суньхуадань — императорские яйца
Обмажьте сырые яйца смесью земли, соли, извести и соевого соуса и закопай в землю. Через шестьдесят дней выкопай и убедись, что желток стал темно-зеленым, а белок почернел и сделался прозрачным. Теперь можно подавать к столу"
Но как здесь промолчать о ни с чем не сравнимом запахе деликатеса?
При всём этом остаётся только расценивать как " неизбежные издержки производства"
Человечество на всем протяжении его существования,тревожил по сей день неразрешенный вопрос-кто появился раньше: "курица или яйцо?"
Кроме того вокруг "оного" постоянно вращается множество всевозможных происшествий и событий связанных с известными личностями. В литературе сам продукт фигурирует довольно часто.
Любопытно, что и Гоголь к этому "моголю" непосредственно причастен .Одним из его любимых блюд было козье молоко, сваренное особым способом, в которое он добавлял ром . Этот рецепт он называл гоголь-моголем и часто, смеясь, говорил: "Гоголь любит гоголь-моголь"
А также одна из легенд о певчем могилёвской синагоги Гогеле и его рецепте лечения горла : "Взять сыру яичку и кокнуть в кружку, покрошить хлеб,посолить и взболтать"
Сохранилось воспоминание однокурсника А.С.Пушкина И.И.Пущина рассказавшего "историю гогель-могеля, которая присутствует в летописях Лицея", о том, как несколько учащихся, в том числе и Пушкин, затеяли выпить гогель-могеля с ромом.
Из сего вышесказанного и я прихожу к выводу что иногда стоит "поболтать" о яйце,даже не смотря на то что само оно того вовсе не стоит.
На фото картина
художника Владимира Куша
Свидетельство о публикации №223100200571
Николай Русаков 11.06.2024 18:10 Заявить о нарушении
Ярких летних дней,добра и счастья!
Таис Никольская 12.06.2024 14:16 Заявить о нарушении