Чермоз - былая слава и величие
Чермоз получил название самого солнечного населенного пункта Пермского края. По статистике здесь больше всего в крае солнечных дней в году. И это не случайно, рельеф местности здесь равнинный, климат теплый, богатый солнечными днями. Численность населения 3200 человек, благодаря чему Чермоз известен как самый маленький город в Пермском крае.
Изначально и вплоть до революции 1917 года поселение называлось Чермос. Происхождение названия неизвестно, лингвисты считают, что оно связано с водой, так как “мос” означает “река” у коми-зырян издавна обитавших на этих местах. Есть еще одна версия, что название произошло от племени черемисов, которые когда-то жили здесь.
Первое упоминание о Чермозе в официальных источниках относится к 1701 году. Хотя есть и более ранние записи от 1678 года, когда поселение принадлежало князю Бельскому, но он совсем не уделял ему внимания. В итоге вокруг Чермоза пошла недобрая слава. Рядом с Чермозом поселились пираты, которые грабили торговые суда, шедшие вверх по Каме. Уже тогда жители начали добывать руду, но кустарным способом и в малых количествах. Ходили слухи, что из-за добычи руды и вредных испарений местные жители постоянно пребывали в галлюцинациях и были невменяемы, поэтому место считали нечистым и обходили стороной. В 1702 году Строгановы получили от Петра I во владение Чермоз и все окрестные земли, но больших перемен это не принесло, место, как и раньше, продолжало пользоваться дурной славой. Хотя в 1761 году Николай Строганов основал в Чермозе медеплавильный завод, который затем стал чугуноплавильным и железоделательным, но в самом поселении мало что изменилось. Строганов жил в столице и не заботился о развитии Чермоза. Так бы и прозябал наш самый солнечный поселок в безвестности, если бы в 1778 году завод и прилегающие к нему земли не купил у Строганова выходец из Персии Иван Лазаревич Лазарев.
Об Иване Лазареве следует рассказать отдельно. Он был придворным ювелиром императрицы Екатерины II. Поселок Чермоз и завод достался ему после Строганова в жутком состоянии, а уже через 12 дет в 1800 году Чермоз стал центром всех владений Ивана Лазарева. Почему Лазарев выбрал из всех своих владений именно этот небольшой поселок на Урале для своего проживания, мог ведь как Строганов нанять приказчика, получать прибыль от завода и спокойно отдыхать в Москве или Петербурге. Чем пленило его это место с дурной славой?
Расскажу немного предыстории. Семья Лазаревых – отец Лазарь Назарович и его четыре сына переехали в Россию из Ирана и обосновалась в Москве и Петербурге в середине XVIII века. Обладая огромным богатством отец семейства начал свой бизнес в России с шелковых мануфактур, в 70-е годы семья Лазаревых направила свои интересы в сферу горного дела, превратившись вскоре в крупнейших владельцев горно-заводских предприятий. Самым активным из братьев был Иван. Предпринимательская и финансовая деятельность сблизила его с влиятельными царедворцами екатерининской эпохи – Орловым, Потемкиным, Вяземским и другими. Иван Лазарев, имея корреспондентов во многих странах Ближнего и Среднего Востока, а также в Европе, хорошо разбирался в международной политике. К советам Ивана Лазарева прислушивались при решении вопросов ближневосточной политики. Он был хорошо знаком с выдающимися полководцами П.А.Румянцевым и А.В.Суворовым. Проживая в Москве Иван (Ованес) Лазарев обратился к правительству за разрешением на строительство армянских церквей. В 1770 году был издан указ об отведении мест для строительства армянских христианских церквей в Москве и Петербурге. Сооружение церкви в Москве Иван Лазарев поручил известному архитектору того времени Ю.М.Фельтену. По его проекту армянская церковь в Москве была построена в 1779 году. Это была первая армянская церковь, построенная на территории России. Церковь была построена на деньги семьи Лазаревых.
Не дожидаясь окончания строительства церкви, в 1778 году Иван Лазарев переезжает в Чермоз. При нем здесь не только развивалась промышленность, но стали активно строиться новые дома. Практически весь современный облик города был заложен еще в те давние времена. В первой половине XIX Чермоз приобрел характерную для него и по сей день прямоугольную планировку. В это время было построено большинство зданий общественного и жилого назначения, многие из них стоят и поныне, внося самобытность в архитектурный облик города.
Иван Лазарев также построил школы для рабочих, открыл заводской госпиталь. Построил первую аптеку и первый театр в Пермском крае! В 1812 году в Чермозе была основана первая на Урале общественная библиотека. Вдумайтесь только, когда идет война с французами, Наполеон на подступах к Москве, здесь в провинции думают не о текущей тяжелой обстановке, а о будущем. Стремятся к тому, чтобы дети рабочих стали грамотными, приобщались к культуре, участвовали в театральных постановках, посещали библиотеку.
Чермозское железо очень быстро стало популярным не только по всей России, но даже Англия стала закупать именно его. С конца XVIII века и на протяжении почти всего XIX века Чермозский завод находился на вершине технического прогресса. В 1838 году на заводе в Чермозе первом среди частных заводов Урала было начато производство железа при помощи пудлингования. Метод был более прогрессивный, чем использовавшийся ранее криничный способ. В начале XIX века за счет объединения слесарной, столярной, кузнечной фабрик на заводе получило развитие механическое производство. Здесь проектировали, моделировали, собирали механизмы, станки и даже паровые машины.
Именно здесь трудился крепостной мастеровой Егор Епишин, изобретатель чермозских курантов и лунного календаря, расположенных на фасаде храма Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен в 1827-1829 годы, однако полная отделка завершилась лишь спустя семь лет. Здание храма одновременно представляет собой шедевр архитектуры и несет на себе многие местные черты. Для него характерно использование элементов классицизма – колонн и лепнины. Крестово-купольная система с одной стороны и широкое использование металла в виде чугунных оград, многочисленных чугунных плит на улице и внутри храма. На западном фасаде храма установлены часы-куранты и лунный календарь. Куранты бьют каждую четверть часа и каждый полный час. Лунный календарь показывает день лунного месяца и фазу луны. Такой лунный календарь единственный не только в России, но и во всей Европе! Чермозские куранты на три года старше московских курантов установленных на Спасской башне Кремля. Излишне говорить, что куранты и лунный календарь стали визитной карточкой Чермоза.
Не менее интересно одноэтажное кирпичное здание заводского госпиталя, построенное в 1804 году, позднее в 1836 году к нему был надстроен второй этаж со стенами из лиственницы, оштукатуренными внутри и снаружи, после чего количество принимаемых в госпитале пациентов возросло с 50 до 150 человек, т.е. в три раза! При госпитале сразу же был устроен аптекарский огород, где выращивали лечебные растения, а позже, было построено двухэтажное кирпичное здание аптеки. Это была первая аптека при заводе в Пермском крае. Здесь бесплатно выдавали лекарства рабочим. Известный русский писатель XIX века П.И.Мельников-Печерский, посетивший чермозский завод в 1838 году, назвал заводской госпиталь самым большим и хорошо оборудованным на всем Урале!
Уникальной особенностью госпиталя было то, что здание аптеки, кухня, все хозяйственные постройки были соединены между собой крытыми переходами, что было очень удобно и позволяло сохранить тепло в помещениях зимой, избежать сырости в непогоду. Такого разумного проектирования с заботой о человеке не было больше нигде. И, конечно же, в таком госпитале, где все было построено с большой любовью и заботой должны были работать выдающиеся врачи. Именно таким и был доктор Альберт Сергеевич Шрамм. Памятник ему, поставленный около храма на деньги пациентов сразу после его смерти в 1883 году свидетельствует о безмерной любви жителей Чермоза. Памятник изготовлен из редкого вида гранита и прекрасно сохранился до наших дней.
О докторе сохранилось крайне мало сведений. Он прожил всего 33 года. А.С.Шрамм (1850-1883) – доктор Чермозского заводского госпиталя имения Лазаревых с 1873 по 1883 годы. В январе 1873 года в Чермоз прибыл молодой доктор А.С.Шрамм. В декабре 1872 года с ним заключили соглашение в московской конторе Лазаревых. Ему было выдано 100 рублей на дорогу из Москвы в Чермоз. Доктору тогда было всего 23 года. Вот как пишет об этом главный управляющий имения Лазаревых Н.Н.Новокрещенных: «Поступив в Чермоз почти со школьной скамьи, он предался делу со всем пылом молодой души. Честнейшая личность во всех проявлениях, он по своей натуре был создан очень обаятельным человеком. Все, кто знал его, готовы были спорить между собой, кому он больше друг. И он был общим другом. Он одинаково принимал близко к сердцу болезни каждого и в случае надобности по неделям не являлся домой, ночуя около больных. Он не знал, что значит тянуть руку за рублем, даваевым за визиты, и безвозмездно десять лет лечил всех больных, как заводских, так и из окружающих сел и деревень». Приехав в Чермоз, молодой доктор решительно взялся за дело. В его обязанности входило помимо должности заводского врача также обучение фельдшеров из числа грамотных детей рабочих завода. Кроме того, врач должен был сам выращивать и собирать лекарственные травы на огороде при госпитале, готовить лекарства, делать прививки. А также совершать объезды окрестных деревень и сел. И все это он делал абсолютно бесплатно! Сложно представить это в наших современных реалиях.
Время тогда отнюдь не было безмятежным. Эпидемии в Чермозе случались очень часто, о чем свидетельствует заводская книга. Эпидемия сыпного тифа – 1815 г., эпидемия холеры – 1831 г., брюшного тифа – 1880 г., оспы – 1882 г. Т.е. на время пребывания доктора в Чермозе пришлись две страшные эпидемии. Высока была и младенческая смертность. В 1880 году она доходила до 56%, т.е. более половины младенцев не выживало. Так что жизнь доктора спокойной не назовешь. Несмотря на большую нагрузку, доктор находил время и для творчества. Он был хорошо образованный человек, знал несколько иностранных языков, увлекался музыкой и театром. В Чермозе у него появились друзья и семья. Жена родила ему двух детей – сына и дочь. Но девочка скончалась в возрасте 3 лет от скарлатины. Увы, отец врач не смог спасти ее, не оказалось необходимых лекарств. Все жители Чермоза очень любили доктора, он был для всех как родной. Его постоянно приглашали почетным поручителем на бракосочетания и крестины. Но наступила трагическая осень 1883 года, в один из ноябрьских дней “случайная неосторожность” прервала жизнь горячо любимого всеми доктора А.С.Шрамма. Его друг Н.Н.Новокрещенных вспоминал: «Тысячи плачущих людей около его могилы при похоронах красноречиво доказали, кто он был и кого мы в нем потеряли. Прекрасная личность доктора Шрамма надолго будет памятна населению Чермоза».
На стене Чермозского краеведческого музея размещен портрет доктора А.С.Шрамма. Уже издали внимание привлекают благородные, утонченные черты его лица. Необыкновенный взгляд, который излучает доброту. После рассказа гида о судьбе доктора, захотелось заказать копию портрета для себя, как пример человека – образца бескорыстного служения людям. Интересно отметить, что возле храма Рождества Богородицы сегодня стоят всего два памятника – один доктору Шрамму, второй – героям Великой Отечественной войны. Вечная память героям.
Ко времени доктора Шрамма владельцами завода стали уже Абамелек-Лазаревы, новый род, образовавшийся от союза дочери Лазарева с князем С.Д.Абамелеком. С 1873 года имение в Чермозе было переименовано из имения Лазаревых в имение Абамелек-Лазаревых. Ярким представителем этого рода стал Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1857-1916) – российский промышленник, он был не только владельцем Чермозского завода, но и известным ученым-археологом. Причем свое открытие в области археологии он совершил в юности, не будучи даже профессионалом в этой области. В 1881 году только окончив университет в Петербурге, молодой человек вместе со своим профессором А.В.Праховым едет путешествовать в страны Средиземного моря. В это путешествие месте с ними отправляется и известный художник В.Д.Поленов.
Маршрут был стандартным для тех, кто хочет ознакомиться с древними достопримечательностями: Александрия, Каир, Луксор, Асуан и обратно вверх по Нилу на парусной лодке до Каира. После осмотра достопримечательностей Египта им захотелось заехать в Пальмиру, хотя Сирия первоначально не входила в их планы. Гуляя по Пальмире “на расстоянии версты от двора храма Солнца С.С.Абамелеку-Лазареву удалось откопать плиту с надписью 6.5 метра длины и 1.6 метра высоты”. Ученый А.В.Прахов помог ему сделать копию двуязычной надписи, была списана греческая часть подписи, а с арамейской сделан эстампаж. Текст пальмирской плиты был опубликован С.С.Абамелеком-Лазаревым, и он же стал ее первым исследователем, для чего подключил французских ученых, специалистов по арамейскому языку. Надпись оказалась знаменитым пальмирским таможенным тарифом 137 г. до н.э., этот выдающийся памятник древней эпиграфики Передней Азии занял достойное место в мировой науке. Результаты первой экспедиции были опубликованы С.С.Абамелек-Лазаревым в роскошно изданной в Петербурге в 1884 году книге “Пальмира”. Интересно, есть ли ее экземпляр в краеведческом музее Чермоза сегодня? Ведь книга написана жителем Чермоза.
Спустя 14 лет, в 1895 году С.С.Абамелек-Лазарев совершает новое путешествие в страны Востока (Египет, Палестина, Сирия), но результаты были более чем скромные. Большинство найденных надписей было уже опубликовано. После чего, интерес С.С.Абамелек-Лазарева к археологии немного угасает. Он продолжает заниматься заводом и хотя, после 1850 года роль Чермоза в металлургии стала падать, так как поселок оказался вдали от железной дороги, рядом с которой возникали новые заводы и населенные пункты, все это не помешало стать С.С.Абамелек-Лазареву одним из богатейших людей России. А кто-то утверждает, что к началу первой мировой войны он был самым богатым человеком в стране.
Интересно, как порой разворачивается нить судьбы. Казалось бы, С.С.Абамелек-Лазарев совсем забыл о своей всемирно известной находке, но русский профессор П.К.Коковцев считал, что необходимо сохранить этот камень за Россией. По инициативе П.К.Коковцева русское археологическое общество в 1899 году стало решать вопрос как заполучить этот исторический памятник для России. Русский посол в Константинополе добился того, что турецкий султан подарил пальмирскую плиту, найденную князем С.С.Абамелек-Лазаревым России. Однако перевозка столь громадной плиты в тяжелых условиях бездорожья пустыни требовала просто астрономических затрат, выбить эти деньги у правительства не получилось. Тогда П.К.Коковцеву пришла в ум гениальная мысль, пусть транспортировку оплатит тот, кто нашел плиту. Профессор пишет письмо С.С.Абамелеку-Лазареву с весьма ясной просьбой: «Критический момент в деле об уплате стоимости перевозки камня наступил, и мне ужасно подумать, что именно вы окажетесь в числе лиц, меньше всего проявивших участие к судьбе камня. Внеся необходимую сумму, Вы докажете всем Ваши чувства к Пальмирскому Тарифу и вместе с тем сохраните за собою в истории России первенствующую роль, которая выпала на вашу долю в истории его нахождения и изучения». Вот какие письма надо писать спонсорам. Конечно, С.С.Абамелек-Лазарев сразу пожертвовал необходимую сумму денег. Вскоре камень был привезен в Россию и установлен в Эрмитаже, где его можно увидеть и сейчас. Так что, будучи в Эрмитаже не упустите возможность сделать селфи на фоне пальмирского камня.
И в заключении немного о местах силы Чермоза. Среди населенных пунктов, отмеченных пермскими уфологами для изучения, Чермоз стоит на втором месте после Молебки. Здесь очень много мифов и рассказов о встречах со странными существами. По некоторым версиям поселение Чермоз было основано племенем черемисов, что в переводе означает чародеи, колдуны. Черемисы до сих пор живут в Марий Эл и Башкирии. В 1761 году Строганов построил завод, но местные жители, хоть и работали на заводе, но были по-прежнему тесно связаны с окружающими лесами, болотами и рекой. Каждый мужчина охотился, соблюдая традиции дедов и отцов, которые знали все повадки зверей и птиц, общались с духами леса.
Перескажу вам историю про чермозский балаган от пермских уфологов. Балаган – это охотничий домик, поставленный в лесу. В 2001 году от жителя Чермоза пришло письмо в центр изучения аномальных явлений России, где он рассказал о необычной встрече на болоте, недалеко от балагана со странным существом небольшого роста. Встреча эта произошла в местечке под названием Батин Лог. Члены экспедиции центра аномальных явлений приехали в Чермоз лишь спустя 7 лет после получения этого письма и конечно никакого Батина Лога найти не смогли. Вот что пишет Николай Субботин, организатор экспедиции в Чермоз: «Странное чувство недосказанности осталось после попыток найти Батин Лог. Жители Чермоза давали крайне противоречивую информацию. Кто-то говорил, что добраться очень сложно, другие – что рукой подать. Но все в один голос отговаривали туда идти, так как там при таинственных обстоятельствах пропадали люди. В итоге члены экспедиции так и не нашли его, но услышали одну очень интересную легенду. Шел как-то местный охотник мимо Батина Лога в сторону своего дома, заприметил в траве большой камень, присмотрелся, а на нем странные письмена, похожие на церковные. Камень оказался слишком большим и тяжелым. Охотник подобрал палку, воткнул ее рядом с камнем, чтобы потом по метке найти его. Пошел за подмогой, вернулся с мужиками. Палка стоит, а камня нет. Вот такая была история».
Куда же пропадают люди в Батином Логу и в лесах Чермоза? В местном отделении полиции рассказали, что лет двадцать назад в одном из таких балаганов охотник ночью из ружья изрешетил все стены, явно отстреливаясь от кого-то. Потом он ничего толком рассказать не смог, только упоминал какое-то существо невысокого роста, похожее на женщину с длинными светлыми спутанными волосами. У Чермоза есть еще одна тайна. 7 мая 1971 года недалеко от Чермоза упал и разбился военный самолет МИГ-25 с полным боекомплектом около двух тонн. Самолет поднялся в воздух с военного аэродрома, в районе Чермоза у него загорелся двигатель. Летчик увел самолет в сторону от поселка, он упал на другом берегу Камы в болото. Летчик спасся, успел вовремя катапультироваться. Местные жители сами нашли самолет и пытались поднять его, но тот крепко застрял в болоте. Очень странно, что самолет не подняли сами военные, ведь тогда это была самая совершенная машина. Вскоре после падения самолета случился мистический случай с тремя школьниками Чермоза, что пошли на поиски упавшего истребителя. Ребята заблудились в лесу, плутали почти неделю, один мальчик погиб. Двое оставшихся рассказали, что видели светловолосую женщину очень маленького роста. Опять женщина со светлыми спутанными длинными волосами. Что это? Случайность, совпадение или больное воображение. В Прикамье давно ходит легенда о таинственной чуди. Народе умельцев и чародеев, которые в давние времена ушли под землю, где до сих пор живут в пещерах. Может быть, это были встречи с чудью? Похоже, Чермоз и по сей день хранит какую-то великую тайну, открыть которую можно не каждому.
апрель 2018 г.
Свидетельство о публикации №223100200683
Слава Дозорный 21.12.2023 16:07 Заявить о нарушении