З - 2

ЗАКАТЫ зимние похожи
На окровавленный туман.
Он смотрит тихо на прохожих,
Кровоточит с небесных ран…
               Виктор Левашов

     Беспечный здоровяк, хохотнув, ответит, мол, эко диво – закат. А внимательный собеседник подумает про себя: «Да ты, брат, ни одного не видел. Всё мельком, второпях…» Людей, которые носят в себе душу поэта, художника, присутствуя при прощании Солнца с Землёй, обуревают смешанные чувства: восторга и печали. И те, быстро меняющиеся краски неба отражаются на их настроении.
     Зимний вечер в нашем парке, тихий, задумчивый. Даже синички присмирели, и дятлы всё реже отстукивают азбуку Морзе. Дорожки аккуратно расчищены от снега, дремлют выкрашенные в яркие цвета скамейки. Всё гуще тени от высоченных сосен, у которых ветки где-то там, вверху. И только за крайними от озера деревьями, словно яркая солнечная ширма. Закатное солнце вскользь, мимо леса посылает свои прощальные лучи. И эти лучи словно опадают вниз, приседают, прижимаясь к засыпанному снегом льду озера.
     Я, пока шла дорожкой к озеру, Солнце и вовсе спряталось за горизонт, втянув в себя щупальца-лучи. Осталось только сочувствовать угасающему отблеску небесного костра…
     А теперь спросите любого человека в возрасте: «Это чудо стоит твоего внимания?» В ответ услышишь только горький вздох. Мол, ночь впереди, дожить бы до утра. Пожилому человеку, что ни день, то – чудо. Закат – как в последний раз солнце вижу… Никому не дано знать наперёд судьбу свою. От того каждый миг жизни – это уже подарок. А за подарки ещё мама, в твоём раннем детстве, учила благодарить…

                *
     Признаюсь по чистой совести: не люблю  позднюю осень, это скучное, тоскливое предзимье. Только выбирать не приходится, живу и переживаю всё то, что веками Природой узаконено. Только даже в самом строгом законе мудрые законодатели предусмотрели исключения, что ж тут удивляться тому, что Природа-матушка в иной день радует своих детушек тёплыми днями. У нас, как водится, в любой и каждый день, дай волю работе и передохнуть не даст. Только на то Боженька человеку в головушку умишка щепотку кинул, чтобы данным ему временем смог распорядиться. Выглянет солнышко в это непростое время года, бросай все домашние хлопоты и вспомни о тех делах, которые ждут тебя за порогом. Только торопись помалу. Это в моём понимании: иди, куда идти надумала, но помни, солнышко землю радует и ты гляди на мир Божий, и, при этом не забудь, что у счастья короткий век. Надо успеть высмотреть нечто такое, чтобы и в суровые морозы вспоминать было о чём.
     Вот, с такими мыслями я и вышла с подъезда. Осень, она и есть – осень, что в Природе, что в жизни человеческой. Как ни торопись, а получается медленно. Не та уже сила. Обгоняют меня те, кто помоложе, а я себя утешаю: я хоть медленно иду, зато есть время больше увидеть. Вчера холодный ветер и мелкий дождь тоску нагонял, а сегодня тихо, ночной заморозок траву выбелил, а заодно капельки, наподобие ледяных почек на берёзах развесил. Только, как ни торопился морозец, но раньше времени власть над миром ему не захватить. Вот они, берёзы белые, ветки долу свесили, а на тех ветках золото листвы солнечные лучи к себе манит. Не-ет, не уснули ещё берёзоньки, качают на руках детушек своих. Самые младшенькие листики за мамкин подол держатся. Как же мне жаль их…
     И вспомнились мне те дни, когда провожала сынов своих в армию служить… Прозвучал приказ, и новобранцы стали заходить в автобус. А я, мать, родившая их, выпестовавшая, на ноги поднявшая, лишилась власти материнской. Теперь чужие люди будут их казнить и миловать…
     Мне тогда показалось, что всё в моей груди инеем покрылось. Одно твержу: «Господи! Лишь бы не было войны…»

                *
     Ехали мы с сыном на легковой машине по пустынной загородной дороге. И вдруг, на повороте, в свете фар появились кусты.
     - Останови! Смотри, кусты зимой расцвели! Конечно же по-своему, по зимнему… Но, красиво же?..
     После обильного снегопада, накатила оттепель. Ветер ветки качал и снег на них лежавший, комками падал вниз, на кусты. И получилось так, будто кусты кто снежками закидал. И так это было красиво, что мы несколько минут стояли и любовались кустами на обочине дороги. Потом не спеша поехали и ещё много таких кустов видели у дороги.
     А мне подумалось, что и в зимней старости есть своя красота, она особенная. Пусть с холодного снега собранная в букеты. Но это красота! И если она душу радует, то какая разница: зимой это произошло или летом, днём или поздним вечером…

                *
     Мы не забываем то, что в нашей суетной жизни часто повторяется. А та житейская история, которая скрылась в тумане прожитых лет, не забылась, а просто отдалилась и поблекла. Но стоит увидеть нечто подобное, заиграет яркими красками. Так случилось и в этот раз.
     В далёком моём детстве шли мы с бабушкой через поле в соседнее село по твёрдому насту. Дошли до лесополосы. И тут мы увидели то, что не под силу сделать руками человеческими. Все деревья стояли наполовину занесены снегом, словно их сверху до низу разрезали ножом. Ледяная корка с налипшим на ней снегом покрывала деревья ровно наполовину, по стволу дерева, будто вдоль разрезанный огурец. Было такое впечатление, что это огромные медведи стали на задние лапы и задремали, прислонившись к деревьям. Бабушка посмотрела на это чудо природы, истово перекрестилась и прибавила шагу. Что она в этот момент подумала, этого я не знаю, мне же хотелось посмотреть, но бабушка сердито поторапливала меня.
     Прошли годы, и я уже самостоятельно ходила через то поле в школу соседнего села. Не так часто, а всего несколько раз мне довелось наполовину занесённые деревья. Скажу я вам то, что сама видела и что чувствовала: в утреннем тумане это зрелище выглядит жутко. Кем бы ты ни был, но страх заставляет человека просить защиты у Бога. А поскольку в те годы мы, хуже напасти боялись насмешек толпы, то осеняла себя крестным знамением - молча, мысленно. И ещё жалела те деревья, за которые вцепился снежный монстр.
     Уехала я из села. В далёкой Сибири жила в уютном городе. В самые сильные морозы сосны и ели обмерзали так, что казалось снег от холода - поднялся на дыбы. И только однажды, за городом увидела наполовину занесённую снегом островерхую ель. Честно говоря, такое чудо, сотворённое непогодой, вызвало мистический страх, разбавленный любопытством. Я в это время ехала в машине и, в силу своего возраста, не обращая внимания на соседей по салону, перекрестилась. Одно только заметила, как стихли разговоры за моей спиной. Но это уже их проблемы…

                *










   


Рецензии