Варианты казаков в Европе и Азии

.Варианты казаков в Европе и Азии.
Казаки - это явление интересно, и достаточно редкое. Но отнюдь не уникальное:-) Ибо отечественный опыт с разной степенью успешности, пытались перенимать многие властитель как Европы, так и востока. О некоторых из них мы с Вами вспомним
Граничары.

Гранича;ры, также гранычары, — обобщенное название пограничников и иррегулярных войск в Австрии[1], основного населения Военной границы Габсбургской империи (сербов и хорватов).
Граничары на османской (турецкой) границе, из числа хорватской стражи, назывались богмеи.
Граничары были освобождены от большинства феодальных повинностей, и жили по разным комитатам. Селились они вдоль военной границы в чардаках или чардаци — наблюдательных пунктах (НП), и гарнизон в каждом НП составлял до 39 нижних чинов, а всего в 101 НП состояло 3 200 человек личного состава, образовывая 17 рот[2].
Также граничары были обязаны в случае войны выставлять определённое количество полков. Необходимое военное снаряжение они приобретали за свой счёт и получали денежное содержание только во время войны[3].
В XVIII веке граничары (нем. Grenz-Infanterie — «пограничная пехота», от нем. Grenze — «граница») составляли треть австрийской армии. В военное время граничары формировали батальоны лёгкой пехоты, а с 1798 года — пехотные полки. В период Наполеоновских войн они использовались в качестве лёгкой и вспомогательной пехоты для разведывательно-патрульной службы. С 1805 года 17 полков пограничной пехоты имели в своём составе три полевых и один резервный батальон по четыре роты в каждом. В состав полка также входило артиллерийское (50 канониров и три 3-х фунтовых пушки) и понтонное подразделение[4].
В XVIII веке по приглашению Петра Алексеевича Романова часть граничар переселилась в Россию, где образовались области Новая Сербия и Славяносербия в Новороссии.
Березин, «Хорватия, Славония, Далмация и Воен. Г.», СПб., 1879 год.
Граничары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Граничары // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
Николић Д. Одевање граничара Војне крајине у XVIII и XIX веку. Београд: Српска академија наука и уметности, 1978. 216 с.
Гайдуки
(от венгерск. слова hajd; — погонщики). В Венгрии первоначально назывались так пастухи, затем мадьяры, сербы и валахи, которые бежали от притеснений турок в леса и оттуда вели партизанскую войну, и, наконец, пешие легко вооруженные воины. Г. составляли пехотную милицию, которую мог нанимать всякий состоятельный владелец. В 1605 г. Бочкай (см.) отвел им земли и даровал им значительные привилегии, которые в 1613 г. были подтверждены сеймом. До новейшего времени Г. пользовались всеми дворянскими правами, кроме свободы от податей. Поселения Г., уже в XVII ст. потерявшие свое военное значение, составляли автономный Гайдуков округ, занимавший 966 кв. км с населением в 62914 чел. (1869). В 1876 г. он вошел в состав комитата Гайду. От Г. получила название венгерская пехота, при Стефане Батории проникшая и в Польшу. В XVIII стол. Г. стали называться в Венгрии судебные прислужники присутственных мест и драбанты магнатов, а при немецких дворах лакеи и т. п. прислужники, которые выбирались из людей рослых; в России при Петре I Г. назывались конные барские лакеи. У южных славян Г. назывались люди, уходившие в горы и леса с целью мстить за притеснения турок. разные названия этого класса людей; аналогичное явление представляют далматинские ускоки (см. это сл.). Г. — не простой разбойник; он — "мома" (молодец), "юнак" (добрый молодец, богатырь), как наш запорожец был "лыцарь". Таким выступает он в южно-славянском эпосе, в котором он следует непосредственно за старыми героями, царями, князьями и банами; "юнацкие песни" новейшего периода — по преимуществу гайдуцкие. У сербов и болгар походы открывались с Юрьева дня (весеннего); по зимам Г. жили скрытно дома или у своих друзей. В походе болгарские Г. носили одежду обыкновенную и простую, сербские Г., напротив, одевались в платье, расшитое разноцветными украшениями, на груди носили бляхи или крупные серебряные монеты, а на голове — шелковые шапки, с большою падавшею на грудь кистью. Г. действует иногда один, но чаще набирает себе дружину (чету) или пристает к готовой. Численность дружины не превышала 30 человек; в болгарских песнях число дружинников доводится до 300, но это, вероятно, эпическая гипербола. В случае нужды, четы соединялись и помогали друг другу. Каждая дружина имела свое знамя (байрак) и своего предводителя — арамбашу. Добыча делилась поровну. Составляя чету, дружинники приносили клятву в соблюдении справедливости, верности данному слову и обету — мстить за неправду и кровь неповинных жертв турецкого ига. В дружину принимался не всякий приходящий, а лишь испытанный юнак. Песни изображают гайдуков людьми набожными, благочестивыми. Гайдучество считалось своего рода подвижничеством, в продолжение которого Г., как наши запорожцы, избегали женского общества. Но девушки, в сопровождении своих родных, могли сами становиться Г. и даже предводительствовать четами. В болгарских песнях воспеваются "войвода Бояна", "мома Елена" и др. В конце прошлого столетия известна была Сирма-войводка, предводившая отрядом Г., которые долго не знали, что их начальник — женщина. Г. действовали на турок страхом мщения и этим отчасти сдерживали их хищничество. Сознание своей независимости и уверенность в народном сочувствии делали Г. настоящей судебной властью. Гайдуцкий суд происходил на общем собрании дружинников. Гайдуки зорко следили за всем, что делается в городах и селах, грабили и убивали злых турок, смотрели и за своими соотечественниками, кнезами, кметами и купцами — помогают ли они бедным в нужде, защищают ли от турок. Не всегда они сразу принимали крутые меры; иногда они отправляли "гласоношу" или "книгоношу" (письмоносца) с предостережением об исправлении несправедливости в назначенный ими срок. По отношению к изменникам ("отпадникам", "отлюдам") Г. были беспощадны. Они всегда оставляли неприкосновенным девичье приданое; ограбить девицу, по их мнению, было то же, что ограбить церковь. Народ считал подвиги Г. настоящими делами христианской добродетели; он верил, что "пока есть в лесу Г., до тех пор будет и правда". Когда народное негодование на притеснителей перешло в Сербии в восстание, Г. явились его естественными предводителями: знаменитый Георгий Черный бывал Г., Милош — также. Знаменитейший из болгарских Г. — известный писатель Георгий Раковский. Пойманного Г. турки сажали на кол; обыкновенно ему предлагалось для спасения жизни принять магометанство, но это отвергалось им с презрением. Кроме сборников песен сербских и болгарских, см. соч. бывшего болг. Г. Панайота Хитова: "Мое-то путувание по Стара планина и животописание-то на некой Булгарски стари и нови воеводи", изд. под ред. Л. Каравелова (Бухар., 1872; русск. перев. в "Славянском Сборнике", т. II, СПб., 1877); А. Пыпин, "Герцеговинские Г. сто лет тому назад" ("Вестн. Европы", 1877, № 6).

Пандуры.
Пандуры как войска были известны сразу в 3 империях - Австрийской, Российской и Турецкой.
Именно австрияки ввели в обиход название этого термина. Предполагается, что произошло от местечка Пандур в Венгрии, где и был образован первый отряд. По другой, слово «пандур» происходит от слова «бандерия» (лат. Banderium - знамя), организационно-тактическая единица, аналогичная польской «хоругви». Кроме того, есть версия, что термин «пандур» искаженным от немецкого das Band - лента. Для австрийской империи - пандур это был пехотинец в иррегулярных войсках, обычно из горных районов Сербии и Венгрии. Одеты и вооружены по образцу турок.
Примечательно, что первой войной, в которой пандуры принимали участие, была война за испанское наследство. И хотя за пандурами волочилась весьма дурная репутация, поскольку они отличались жестокостью и грабежами, они действовали эффективно. Особенно хорошо это получалось в местностях гористых и пересеченных. И это давало повод для копирования подобных вещей. В начале Семилетней войны наподобие пандур формируется несколько венгерских и хорватских батальонов, которые затем переименовываются в пограничные полки (в том числе и в граничары). А Фридрих Великий по подобию пандуров вводит отряды егерей.
Вооружение пандура состояло из ружья, пары пистолетов, сабли или ятагана. Первоначально они имели коричневые камзолы, а с середины 18 столетия их стали одевать в белое.
Впоследствии пандуры были переориентированы на выполнение полицейских задач и стали исполнять функции органов общественного порядка, сначала в некоторых провинциях, а затем и в стране в целом. Из-за чего пандурами стали называть полицейских. Поэтому это прозвище стало в той же Сербии и Хорватии ругательным. По типу нашего "жандарма" :-)
Российская империя тоже использовала пандуров, правда ограниченное время. У нас этот термин использовался в значении мушкетер.
а. Каждый отряд кроатов насчитывал до 50 человек.

Кроаты.

Кроаты — лёгкая конница Австрии, как и пандуры относилась к иррегулярным войскам[1], существовавшая в эпоху Тридцатилетней войны и комплектовавшаяся главным образом из кроатов (хорватов, откуда и пошло их название), в других источниках указано что комплектовались, главным образом, из венгерцев[2] и были лёгкими (конными и пешими) венгерскими войсками[3].
В 1483 году под Дубицей османские формирования были разбиты Кроатскими войсками, под началом Франжипани[4].
Кроатские полки существовали до введения гусар и постепенно были заменены последними. В состав кроатских отрядов входило немало представителей славянских народов, преимущественно хорваты. Кроаты проявили поразительную храбрость, но их разбойничьи инстинкты и наклонность к грабежу сделали их бичами населения. кавалерии состояло из кроатов. Альбрехт фон Валленштейн отзывался о кроатах как о преданных солдатах. В основном, кроаты служили на границах государства. Каждый отряд кроатов насчитывал до 50 человек.
 Иррегулярные войска // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
; Кроаты // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.
; Кроаты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
; Дубица // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.

Зуав (фр. zouave, от Zw;wa — название племенной группировки кабилов) — изначально название военнослужащего частей лёгкой пехоты (зуавов) французских колониальных войск.
Внешней особенностью зуавов служили короткие куртки, шаровары и головные уборы восточного типа, например, турецкие фески. Впоследствии это название стало популярно в других государствах и странах, особенно в Америке во время гражданской войны.
Слово «зуавы» или Зуазуа происходит от наименования арабских племён Алжира[1] «зауа», а это производное от «зауаф», что по-алжирски означает человека, сражающегося в качестве стрелка[2].
Зуавы
(или Зуазуа) — одно из самых воинственных арабских племен Алжирии, в ущельях Джурджурских гор, в провинции Константине. Впоследствии под этим названием стали известны отряды туземных войск, сформированные французами (по мысли маршала Клозеля) и оказавшие Франции большие услуги при расширении ее владений в Сев. Африке. Боевая репутация этих отрядов стала привлекать в их среду все большее число охотников из французов, так что в 1842 г. маршал Бюжо выделил арабов в отдельные полки тюркосов (см.), а в З. остались одни природные французы. Обмундирование З. покроем своим приближается к алжирским местным костюмам.
КЛЕ;ФТЫ (но¬во¬гре¬че¬ское ;;;;;;;, букв. — во¬ры), бой¬цы греч. от¬ря¬дов, бо¬ров¬ших¬ся про¬тив тур. гос¬под¬ства. Пер¬во¬на¬чаль¬но К. име¬но¬ва¬лись ли¬ца, бе-жав¬шие от пре¬сле¬до¬ва¬ния тур. вла¬стей в го¬ры (Тай¬гет, Пинд, Олимп, Пар¬нас). Бег¬ле¬цы за¬ни¬ма¬лись гра¬бе¬жа¬ми, уст¬раи¬ва¬ли на¬бе¬ги на тур. фео¬да¬лов и греч. зем¬ле¬вла¬дель¬цев-код¬за¬ба¬сов, ко¬то¬рые и да¬ли им про¬зви¬ще «К.». С те¬че¬ни¬ем вре¬ме¬ни из К. на¬ча¬ли фор¬ми¬ро¬вать¬ся от¬ря¬ды бор¬цов за нац. ос¬во¬бо¬ж¬де¬ние. В 17–18 вв. дви¬же¬ние К., не¬смот¬ря на ка¬ра¬тель¬ные ме¬ры тур. вла¬стей, при¬ня-ло зна¬чит. раз¬мах. Стре¬мясь ос¬ла¬бить дви¬же¬ние, тур. пра¬ви¬тель¬ст¬во в кон. 17 в. при¬зна¬ло часть от¬ря¬дов К. воо¬руж. фор¬ми¬ро¬ва¬ния¬ми, по¬ру¬чив им функ-ции внутр. стра¬жи (т. н. ар¬ма¬то¬лы – воо¬ру¬жён¬ные). Ко¬ман¬ди¬ры ар¬ма¬то¬лов – ка¬пи¬та¬ны (к нач. 19 в. эта долж¬ность ста¬ла на¬след¬ст¬вен¬ной) от¬ве¬ча¬ли за безо-пас¬ность тор¬го¬вых пу¬тей во вве¬рен¬ном им рай¬оне. Од¬на¬ко ар¬ма¬то¬лы час¬то пе-ре¬хо¬ди¬ли на сто¬ро¬ну К. Са¬мым боль¬шим ус¬пе¬хом К. был за¬хват тур. ка¬зарм в г. Эпир в 1745. Во вре¬мя Гре¬че¬ской на¬цио¬наль¬но-ос¬во¬бо¬ди¬тель¬ной ре¬во¬лю-ции 1821–29 К. и ар¬ма¬то¬лы ста¬ли осн. ядром пов¬станч. сил. В греч. на¬ро¬де К. име¬ли ре¬пу¬та¬цию за¬щит¬ни¬ков уг¬не¬тён¬ных и обез¬до¬лен¬ных, их под¬ви¬ги вос¬пе-ты в мно¬го¬числ. нар. пес¬нях и бал¬ла¬дах.

АРМАТОЛЫ

Армато;лы (греч. ;;;;;;;;;) — в период османского владычества в Греции представители местного христианского населения (преимущественно греки), имевшие право на ношение оружия. По поручению османских властей арматолы поддерживали правопорядок на местах, преследовали преступников, боролись с отрядами клефтов и гайдуков. Территории, находившиеся под контролем арматолов, получили название арматоликов. Термин происходит от итальянского armato — «вооруженный».
Первые арматолики появились в середине XV века в труднодоступном горном районе Аграфа в Центральном Эпире. Наибольшее распространение арматолы получили в Фессалии и Македонии. Часто в арматолы переходили бывшие гайдуки, получавшие помилование от османских властей. Во главе отрядов арматолов стояли капитаны и протопаликары (лейтенанты). В период Греческой революции начала XIX века арматолы составили основу вооруженных сил восставшей Греции.
Название Habiru и Apiru используются в аккадских клинописных текстах. Соответствующее наименование в египетских текстах (не передававших гласных) выглядит как PR.W, и условно произносится Apiru (W — египетский суффикс множественного числа). В месопотамских текстах им нередко также соответствует шумерская логограмма SA.GAZ, произношение которой неизвестно. Название Habiru также встречается в амарнских документах, включащих названия множества ханаанских народов в записи аккадской клинописью. Письма из Амарны, адресованные египетским фараонам в XVI веке до н. э., описывают время смут в Ханаане, восходящее ко временам до битвы при Кадеше, произошедшей в годы правления Рамсеса II.


Рецензии