Трамвай

 Вот, говорят, что молодёжь наша испохабилась.
Говорят, что технический прогресс и цифровизация испортили людей.
Вот,не стало телефонных будок.
Да.Это обидно.
 Ведь раньше, ежели товарищ грубым словом наказать кого хотел через телефон за две копейки, то из телефонной будки этих слов почти и не слышно было тем,кто снаружи.
 А нынче будки стали за ненадобностью, телефон нынче у каждого в руках и ругань с этаким делом вся пеной на улицы вышла. Разговаривают все громко по телефону, как в будке. Границ не видят. Иной раз, не видя телефона говорящего из-за спины, его за сумасшедшего принять можно. Так он дергается нервно и кричит! Но это по-началу в 90-х было. Сейчас попривыкли. Сейчас все уже, вроде как, сумасшедшие. Все свои.
 И особенно обидно, скажу я вам,за нашу российскую культуру, когда над чистыми московскими улицами чёрным вороньём несётся бранное слово. Затыкайте детям слух!
 Нет я не против мата, им ведь иногда и похвалить человека можно.Я против хамства: когда при детях и всё такое...
 
 Нет, раньше тоже ругались,нечего скрывать.Это так! И не такое было. Но в столицах ругани было меньше, чем в провинциях. На то они и столицы.
 Но алкаши и маргиналы, каких называли тогда "бродягами" были везде.
 
 Вот случай вспомнил я с таким бродягой. В трамвае дело было. Давно.
 Раньше в 60-х, в красных трамваях двери гармошкой раскрывались и пол был деревянными рейками покрыт. Рейки не плотно, через одну прибивались, так что ежели на пол что и упадёт, завсегда обратно пальцем можно выковырять. Стоимость проезда была три копейки и билет откручивался пассажирами самостоятельно. Это было время, когда кондукторов сократили и появлялись они на линиях крайне редко. Совесть и общественный контроль!

    В застойных 80-х появились талоны на проезд. Они продавались на остановках. Можно было его в кассу бросить как монетку, оторвать билет. Позже появились компостеры. Талоны были введены не от хорошей жизни. Сознательность народных масс падала. А талон давал какую-то гарантию, что проезд уже оплачен. Его нужно было пробить компостером, находившимся на стене выше голов сидящих пассажиров. Вот анекдот, родившийся в то время:
   "Мужик в переполненном трамвае пытается вставить талон в компостер и пробить его. Его толкают со всех сторон, руки его заняты талоном, он его крутит так и сяк, но талон в компостер не лезет. Он в буквальном смысле уже висит на женщине, прижатой к окну и сидению. Она в отчаянии сопротивляется и пытается избавиться от тела:
- Мужчина, вы на мне уже полчаса лежите и никак вставить не можете..
- А я виноват, что он мятый."

Что интересно, этот случай.. или сцена в разных вариациях случались повсеместно, и, уже зная этот анекдот, я сам был очевидцем, когда ехал в московском автобусе маршрутом №39. Женщина  у окна, высунув голову из-под тела, лежащего на ней, нервно наблюдала за судорожной борьбой человеческих рук с компостером. Вариация была такая, женщина, пытаясь привлечь внимание справедливой общественности, громко и решительно на весь салон заявляет:
- Может хватит уже тут ёрзать на мне, товарищ, сколько ж можно, вставляйте уже...
- А вы помогите,сами вставьте,видите же, что мне не удобно,.. раз вы такая умная,-нервно отвечает мужчина, не переставая бороться с талоном. И весь автобус поворачивает на него головы и взрывается от хохота."
  Но это было позже, с талонами, когда красные архаичные трамваи в городах исчезли и появились новые. Тогда сознательность народных масс ещё была как-то, сравнительно, на высоте. И совсем непонятны стали нам, старикам, современные "валидаторы". Виртуальные деньги! Беспредметность! (Надо всегда помнить: всё что не вещественно, то-несущественно.)

  Мы же стремительно, ломая грудью деревья и льды, шли к Коммунизму.(Обещали,в 1980-м финиш будет!)
  А в трамвае, в общественном транспорте, самосознательность народа тренировалась. В общем, бросил... или передал три копейки, получил билет и сиди себе смотри в окно, любуйся пейзажем с чистой совестью.
  Сидения были деревянными и лаком покрыты. Красота. Но комфорту мало. Хотяяя...Сейчас это называют экзотикой, антиквариатом...
  Задняя площадка всегда была для маргиналов и лиц, жаждущих свободы. Там и трясло больше. Иной раз, такой хулиган мог запереть ногой дверь и не дать ей открыться или наоборот: встать на подножку и ногой удерживая дверь, выкурить папироску на ходу, вызывая ненависть и раздражение пассажиров, или спрыгнуть на ходу где ему надо. Милиции на всех не хватало. А кондуктора нет.
  Заходит, помню, на остановке однажды, такой вот тревожный и нетрезвый фрукт и, открутив бесплатно билет, зыркая красными глазами по недовольным социалистическим лицам, идёт на заднюю площадку.
  Там, уважающий только себя халявщик обжился, распластался на оконных поручнях и стал равнодушно рассматривать окружающую среду. Трамвай, между тем, едет.
На следующей остановке двери задней площадки открылись и в этом проёме в лучах весеннего солнца нарисовалась картина Пьера Огюста Ренуара**:на подножку трамвая ступила нога Самой Жанны Самари  с молодым человеком. Девушка в летнем платье. Красивая.
 Мальчик совсем молодой. В очках, довольно интеллигентного вида. Лет пятнадцать-шестнадцати. Очень внимательный к девушке. Он держит её ручку когда она поднимается на подножку. Неудобно ей, неудобно ему.
 Это-первая любовь.Он,видно, впервые ощущает себя кавалером..., мужчиной. Кое-кто из пассажиров замечает это. Бабуля сидящая напротив дверей у кассы расплылась в улыбке.
 И только алкаш-бродяга цинично с пренебрежением, а может с завистью, сморщил гримасу из правой части лица. Мальчик достаёт деньги из кармана брюк. Шесть копеек. За двоих. Всё копейками. (Мальчик за всё платит сам и за проезд.. Он же мужчина.) Он делает шаг к кассе, начинает сыпать копейки с ладони в железную кассу... И! Вот досада, трамвай делает поворот, мальчик теряя равновесие, хватается за поручень, одна из копеек не попадает в лузу и падает на пол.На гримасе циника- алкаша,наблюдающего за парой, поднялись брови.
 Пять копеек за два билета.. что делать? Мальчик находит единственно правильное решение: он жертвует собой во имя любви и отрывает один билет! (Для неё!) Но где же эта копейка, он шарит глазами по реечному полу, а в голове крутится: "Зайдёт контролёр, .. его уведут в милицию.." Пусть. Лишь бы не её. А ехать всего одну остановку, может пронесёт.. . 
 А..., вот она,кажется, между реек у грязного ботинка товарища, стоящего у окна. Мальчик, незаметно от девушки, нагибается чтобы поднять злосчастную копейку... (трамвай снова бросает на рельсах), юноша ударяется о стенку бедром и...,о,несчастье, о-о-о, злой рок, о, проклятье.., из мальчика короткой звонкой морзянкой, конкретнее, буквой "П", на белый свет вырывается "нежданчик".......... Стыд. Как же...это??
 Он резко разгибается, так и не достигнув желанной копейки, лежащей на полу между реек у башмака бродяги. Краска позора покрывает лицо очкарика. Но благородная "Жанна Самари" делает вид, что ничего не произошло. Лёгкий румянец просиял на её щеках. Бабуля, сидящая у кассы с сожалением смотрит на юношу и отворачивается в окно. И только бродяга, синим орлом раскинувшись на поручнях задней площадки, надвинув свой грязный башмак на копейку, скривил ехидную улыбку на левой половине немытой физии...
 Трамвай замедляет ход. На лице юноши уже спадает краска, он с вожделением смотрит на дверь, как на спасение.. "когда же она откроется"и тянет руку к девушке. Дверь открывается. Солнечный свет свободы заливает заднюю площадку.Сейчас они выйдут из этого места позора и забудется всё, как страшный сон. Юноша делает шаг вниз первым чтобы подать спутнице руку. Он поворачивается и видит пугающее торжество победы на наглом лице бродяги-алкаша, В его прищуренном взгляде читается только одно: "Врешь,не уйдёшь!".Вот он кривой нож в спину свободы.И нехорошее предчувствие вновь наполняет краской лицо юноши. Бродяга отодвигает грязный ботинок и хриплым голосом на весь трамвай произносит,
- Вона твоя копейка-то, пердун....

 Святая была молодёжь. И в трамваях не ругались. Говорили негромко. Я даже помню:за мат а общественном месте привлекали к административной ответственности, а милиция по этому поводу устраивала плановые рейды.

                ***

 ** Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.
 В середине 1880-х годов он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к «энгризму». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара. Портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный Огюстом Ренуаром в 1877 году.
Хранится в Москве, в Пушкинском музее. 


Рецензии