Трамвай
Говорят, что технический прогресс и цифровизация испортили людей.
Вот,не стало телефонных будок.
Да.Это обидно.
Ведь раньше, ежели товарищ грубым словом наказать кого хотел через телефон за две копейки, то из телефонной будки этих слов почти и не слышно было тем,кто снаружи.
А нынче будки стали за ненадобностью, телефон нынче у каждого в руках и ругань с этаким делом вся пеной на улицы вышла. Разговаривают все громко по телефону, как в будке. Границ не видят. Иной раз, не видя телефона говорящего из-за спины, его за сумасшедшего принять можно. Так он дергается нервно и кричит! Но это по-началу в 90-х было. Сейчас попривыкли. Сейчас все уже, вроде как, сумасшедшие. Все свои.
И особенно обидно, скажу я вам,за нашу российскую культуру, когда над чистыми московскими улицами чёрным вороньём несётся бранное слово. Затыкайте детям слух!
Нет я не против мата, им ведь иногда и похвалить человека можно.Я против хамства: когда при детях и всё такое...
Нет, раньше тоже ругались,нечего скрывать.Это так! И не такое было. Но в столицах ругани было меньше, чем в провинциях. На то они и столицы.
Но алкаши и маргиналы, каких называли тогда "бродягами" были везде.
Вот случай вспомнил я с таким бродягой. В трамвае дело было. Давно.
Раньше в 60-х, в красных трамваях двери гармошкой раскрывались и пол был деревянными рейками покрыт. Рейки не плотно, через одну прибивались, так что ежели на пол что и упадёт, завсегда обратно пальцем можно выковырять. Стоимость проезда была три копейки и билет откручивался пассажирами самостоятельно. Это было время, когда кондукторов сократили и появлялись они на линиях крайне редко. Совесть и общественный контроль!
В застойных 80-х появились талоны на проезд. Они продавались на остановках. Можно было его в кассу бросить как монетку, оторвать билет. Позже появились компостеры. Талоны были введены не от хорошей жизни. Сознательность народных масс падала. А талон давал какую-то гарантию, что проезд уже оплачен. Его нужно было пробить компостером, находившимся на стене выше голов сидящих пассажиров. Вот анекдот, родившийся в то время:
"Мужик в переполненном трамвае пытается вставить талон в компостер и пробить его. Его толкают со всех сторон, руки его заняты талоном, он его крутит так и сяк, но талон в компостер не лезет. Мужчина в буквальном смысле уже висит на женщине, прижатой к окну и сидению. Она в отчаянии сопротивляется и пытается избавиться от тела:
- Мужчина, вы на мне уже полчаса лежите и никак вставить не можете..
- А я виноват, что он мятый."
Что интересно, этот органично повторяющийся случай.. или сцена в разных вариациях случались повсеместно, и, уже зная этот анекдот, я сам был очевидцем, когда ехал в московском переполненном автобусе маршрутом №39. Женщина у окна, высунув голову из-под тела, лежащего на ней, нервно наблюдала за судорожной борьбой человеческих рук с компостером. Вариация была такая: женщина, пытаясь привлечь внимание справедливой общественности, громко и решительно на весь салон заявляет:
- Может хватит уже тут ёрзать на мне, товарищ, сколько ж можно, вставляйте уже...
- А вы помогите,сами вставьте,видите же, что мне не удобно,.. раз вы такая умная,-нервно отвечает висящий на руке мужчина, не переставая другой рукой бороться с талоном. И весь автобус поворачивает на него головы и взрывается от хохота."
Но это было позже, с талонами, когда красные архаичные трамваи в городах исчезли и появились новые. Тогда сознательность народных масс ещё была как-то, сравнительно, на высоте. И совсем непонятны стали нам, старикам, современные "валидаторы". Виртуальные деньги! Беспредметность! (Надо всегда помнить: всё что не вещественно, то-несущественно.)
Мы же стремительно, ломая грудью "старые деревья, здания и льды", шли к Коммунизму.(Обещали,в 1980-м финиш будет!)
А в трамвае, в общественном транспорте, самосознательность народа тренировалась. В общем, бросил... или передал три копейки, получил билет и сиди себе смотри в окно, любуйся пейзажем с чистой совестью.
Сидения были деревянными и лаком покрыты. Красота. Но комфорту мало. Хотяяя...Сейчас это называют экзотикой, антиквариатом...
Задняя площадка всегда была для маргиналов и лиц, жаждущих свободы. Там и трясло больше. Иной раз, такой хулиган мог запереть ногой дверь и не дать ей открыться или наоборот: встать на подножку и ногой удерживая дверь, выкурить папироску на ходу, вызывая ненависть и раздражение пассажиров, или спрыгнуть на ходу где ему надо. Милиции на всех не хватало. А кондуктора нет.
Заходит, помню, на остановке однажды, такой вот тревожный и нетрезвый фрукт и, открутив бесплатно билет, зыркая красными глазами по недовольным социалистическим лицам, идёт на заднюю площадку.
Там, уважающий только себя халявщик обжился, распластался на оконных поручнях и стал равнодушно рассматривать окружающую среду. Трамвай, между тем, едет.
На следующей остановке двери задней площадки открылись и в этом проёме в лучах весеннего солнца нарисовалась картина Пьера Огюста Ренуара**:на подножку трамвая ступила нога Самой Жанны Самари с молодым человеком. Девушка в летнем платье. Красивая.
Мальчик совсем молодой. В очках, довольно интеллигентного вида. Лет пятнадцать-шестнадцати. Очень внимательный к девушке. Он держит её ручку когда она поднимается на подножку. Неудобно ей, неудобно ему.
Это-первая любовь.Он,видно, впервые ощущает себя кавалером..., мужчиной. Кое-кто из пассажиров замечает это. Бабуля сидящая напротив дверей у кассы расплылась в улыбке.
И только алкаш-бродяга цинично с пренебрежением, а может с завистью, сморщил гримасу из правой части лица. Мальчик достаёт деньги из кармана брюк. Шесть копеек. За двоих. Всё копейками. (Мальчик за всё платит сам и за проезд.. Он же мужчина.) Он делает шаг к кассе, начинает сыпать копейки с ладони в железную кассу... И! Вот досада, трамвай делает поворот, мальчик теряя равновесие, хватается за поручень, одна из копеек не попадает в лузу и падает на пол.На гримасе циника- алкаша,наблюдающего за парой, поднялись брови.
Пять копеек за два билета.. что делать? Мальчик находит единственно правильное решение: он жертвует собой во имя любви и отрывает один билет! (Для неё!) Но где же эта копейка, он шарит глазами по реечному полу, а в голове крутится: "Зайдёт контролёр, .. его уведут в милицию.." Пусть. Лишь бы не её. А ехать всего одну остановку, может пронесёт.. .
А..., вот она,кажется, между реек у грязного ботинка товарища, стоящего у окна. Мальчик, незаметно от девушки, нагибается чтобы поднять злосчастную копейку... (трамвай снова бросает на рельсах), юноша ударяется о стенку бедром и...,о,несчастье, о-о-о, злой рок, о, проклятье.., из мальчика короткой звонкой морзянкой, конкретнее, буквой "П", на белый свет вырывается "нежданчик".......... Стыд. Как же...это??
Он резко разгибается, оглядывается в испуге, так и не дотянувшись до злосчастной копейки, лежащей между рейками у башмака бродяги. Краска позора покрывает лицо очкарика. Но благородная "Жанна Самари" делает вид, что ничего не произошло. Только лёгкий румянец просиял на её щеках. Бабуля, сидящая у кассы с сожалением смотрит на юношу и отворачивается к окну. Бродяга, синим орлом раскинувшись на поручнях задней площадки, закрывает грязным башмаком копейку, ехидная улыбка украшает левую половину его немытой физии...
Трамвай замедляет ход. На лице юноши уже спадает краска, он с вожделением смотрит на дверь, как на спасение.. "когда же она откроется"и тянет руку приглашая девушку. Дверь открывается. Солнечный свет свободы заливает заднюю площадку.Сейчас они выйдут из этого места позора и навсегда его забудут, как страшный сон. Юноша делает шаг вниз первым чтобы подать спутнице руку. Он поворачивается и видит победоносное лицо алкаша. В его прищуренном взгляде читается только одно: "Врешь,не уйдёшь!".И предчувствие беды вновь наполняет краской лицо юноши. Бродяга отодвигает ботинок и его сиплый голос сталью бандитской финки вонзается в спину юноши,
- Вона твоя копейка-то, пердун....
Святая была молодёжь. И в трамваях не ругались. Говорили негромко. Я даже помню:за мат а общественном месте привлекали к административной ответственности, а милиция по этому поводу устраивала плановые рейды.
***
** Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма.
В середине 1880-х годов он фактически порвал с импрессионизмом, вернувшись к линейности классицизма, к «энгризму». Отец знаменитого режиссёра Жана Ренуара. Портрет молодой актрисы театра «Комеди Франсез», написанный Огюстом Ренуаром в 1877 году.
Хранится в Москве, в Пушкинском музее.
Свидетельство о публикации №223100200091