Обычай откладывать крещение на неопределенный срок

Обычай откладывать крещение на неопределенный срок был широко распространенным даже после прекращения гонений в 4 и более поздних веках.
  Даже в благочестивых христианских семьях раннее крещение не было общим правилом. Некоторые церковные учителя, как подсказывал их собственный опыт, рекомендовали креститься после того, как страсти молодости утихнут. Так, например, св. Мартин Турский, став катехуменом в десять лет, крестился только к восемнадцати (24?) годам. Св. Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, св. Василий Великий и Руфин – в 26 лет, св. Григорий Назианзин – в 28, блаж. Павлин Ноланский – около 37 лет. Блаж. Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года. Судя по просторным внешним дворам (atrium), которые пристраивали специально для непосвященных к западным стенам базилик, число катехуменов в храмах IV – начала V века было сравнимо с числом верных.

Катехумены, откладывавшие крещение до предсмертного часа, назывались «клиниками» (clinici), так как они принимали таинство на смертном одре (;;;;;). Мишель Дюжарье связывает откладывание крещения с общим охлаждением пыла катехуменов и падением церковной дисциплины. Но на это обстоятельство можно посмотреть совершенно иначе: именно потому, что церковь ничуть не снижала своих моральных требований, многие симпатизирующие христианству язычники не осмеливались сделать решающий шаг к крещальной купели, так как они глубоко осознавали всю ответственность их будущего положения.

д. Павел Гаврилюк. История катехизации в древней церкви


Рецензии