Увлекательное таро. 10. Козыри. VI. Влюбленные
Сегодня, пока я читал материалы для написания этой главы, я осознал одну поразительную мысль: впервые за многие-многие месяцы изучения карт таро я понял, что иногда глубинный символизм карты и ее многоаспектность могут быть важны. Исходя из того, что Алистер Кроули любил много разнообразных деталей, в основном я буду описывать карту «Влюбленные», основываясь на его видении. Попутно затрону еще некоторые другие колоды, но вскользь.
В этот раз мое дьявольское Вдохновение влечет меня начать с конца и сказать о второстепенном смысле этой карты. В некоторых колодах таро старший аркан «Влюбленные» означает выбор. В пример хочется привести марсельское таро. В этой колоде на VI старшем аркане изображены мужчина и 2 женщины. (Некоторые последующие колоды будут транслировать эту идею. Из того, что у меня имеется, могу предложить для рассмотрения карту из колоды «Черный гримуар. Некрономикон» художника Пэнко Микеле.) Семантическое поле карт должно быть заполнено до конца. Если гадать по полной колоде, то значение выбора, неопределенности можно увидеть в двойке пентаклей колоды Артура Уэйта. Но ведь не все тарологи гадают по полной колоде. Кто-то использует только старшие арканы. Так зачем в разных картах делать одни и те же смыслы, если XI старший аркан «Правосудие» уже имеет значение выбора (на нем как раз виднеются необходимые для сравнения чаши весов в руках богини Фемиды). Возможно, есть в подобном изображении любовного треугольника даже какой-то глубинный эзотерический смысл. Но лично я считаю, что это является лишним и не стоит загружать эту карту таким дополнительным значением.
А теперь давайте поговорим об основном смысле. Думаю, очевидно, что подразумевается любовь (романтическая атмосфера нежности до свадьбы, брак, даже «незаконные» любовные отношения уже женатых/замужних партнеров можно сюда привнести). Но не все так просто и банально. Еще эта карта может означать дружелюбные, радостные, успешные партнерские отношения (ср. со значением 25-й карты «Кольцо» в оракуле Марии Ленорман).
Сейчас предлагаю перейти на более сложный символический уровень и узнать обозначения различных персонажей на карте Кроули. В верхней части карты мы видим римского бога любви Купидона (греческий Эрос). В руках он держит лук со стрелой. Если приглядеться, то на колчане со стрелами можно увидеть греческое слово «телема» (по-русски «воля»). Говоря языком австрийского психотерапевта Зигмунда Фройда (1856 – 1939), можно сказать, что основной движущей силой личности человека является сексуальное влечение. Купидон являет нам активное мужское начало. Он не может не стрелять своими стрелами. Сущность его состоит в том, чтобы распространять на человечество энергию любви. (В первую очередь он ранит мужчин, потому что именно со стороны мужчин в традиционном патриархальном обществе ожидаются первые шаги в сторону женщин.) Его глаза завязаны повязкой. Это означает, что ему абсолютно все равно, кого заражать «любовной болезнью». Самое главное для него – это выплескивать свою эротическую энергию на других и таким образом стимулировать все живые организмы к размножению.
Справа и слева от Купидона находятся Ева и Лилит. Кроули решил сохранить ранний смысл выбора с помощью упоминания гностической истории о том, что первой женой Адама была не Ева (как говорит нам об этом каноническая книга Библии «Бытие»), а Лилит. Ева считается «светлым» (послушным мужу) существом, а Лилит – «темным» (строптивым). Соответственно, обе они являются символами того, что никогда любовные отношения не бывают лишь сладкими, как банан. В нашей жизни всегда найдется место страданию (ссоры, побои, измены, недопонимание, чрезмерный эгоизм и т. п.). В любой сфере жизни (не только в любовных отношениях) есть как Свет, так и Тьма.
В центре карты мы видим темнокожего короля-жениха и светлолицую невесту-королевну. Здесь автор колоды хотел указать на единение противоположностей и сообщить нам о великом делании, великом приеме алхимии: «Растворяй и сгущай» (см. XIV старший аркан «Искусство» в этой же колоде). С одной стороны, мужское начало является активным, солнечным, а женское – пассивным, лунным (ср. с даосским символом Инь-Ян). Но мужчина изображен черным, а женщина – белой (хотя архетипически должно быть наоборот). Здесь мы видим активизацию алхимического процесса. Говоря терминами Юнга, король осознал в себе женскую сторону своей личности (аниму), а королева – мужскую (анимус). Произошел акт индивидуации. Наши персонажи вернулись к изначальному гермафродитизму (андрогинности, двуполости), разделили который верхние мечи над головой благословляющего брачный союз мудреца-«Отшельника» (см. IX старший аркан).
Много чего еще хочется сказать (и про мальчиков, и про животных, и про яйцо со змеей), но слишком уж длинной становится эта глава. Основные моменты и смыслы этой карты я обозначил.
02.10.2023
Изображение: карты «Влюбленные» из колод таро Артура Уэйта, Алистера Кроули,
Пэнко Микеле.
Свидетельство о публикации №223100200972