Плач Н. А. Некрасова

Одна из самых проникновенных книг Священного Писания это «Плач Иеремии». В мировой литературе трудно найти произведение, в котором автор плакал бы с такой же искренней верой в Бога и так же горько, как Иеремия о своём народе, разве что поэма «Тишина» (1856—1857) Николая Алексеевича Некрасова.

    Храм божий на горе мелькнул
    И детски чистым чувством веры
    Внезапно на душу пахнул.
    Нет отрицанья, нет сомненья,
    И шепчет голос неземной:
    Лови минуту умиленья,
    Войди с открытой головой!
    Как ни тепло чужое море,
    Как ни красна чужая даль,
    Не ей поправить наше горе,
    Размыкать русскую печаль!
    Храм воздыханья, храм печали —
    Убогий храм земли твоей:
    Тяжеле стонов не слыхали
    Ни римский Петр, ни Колизей!
    Сюда народ, тобой любимый,
    Своей тоски неодолимой
    Святое бремя приносил —
    И облегченный уходил!
    Войди! Христос наложит руки
    И снимет волею святой
    С души оковы, с сердца муки
    И язвы с совести больной…

    Я внял… я детски умилился…
    И долго я рыдал и бился
    О плиты старые челом,
    Чтобы простил, чтоб заступился,
    Чтоб осенил меня крестом
    Бог угнетенных, бог скорбящих,
    Бог поколений, предстоящих
    Пред этим скудным алтарём!*

Это не только плач о своих грехах, но и о своём народе, о всех его поколениях, потому что слово «предстоящих» имеет значение не только стоящих перед алтарём, но и «будущих».
 
Слова «Тяжеле стонов не слыхали // Ни римский Петр, ни Колизей!», казавшиеся современникам Некрасова преувеличением, оправдались в 20-м веке, когда сотни тысяч христиан за веру были расстреляны и погибли в лагерях. Это гораздо больше чем их погибло не только в римском Колизее, но и во всём древнем Риме.

Далее многим читателям в этой поэме казались неудачной гиперболой слова Некрасова о том, что пыль прибили к земле слёзы солдатских жён и матерей.

    Ты, русский путь, знакомый путь!
    Прибитая к земле слезами
    Рекрутских жен и матерей,
    Пыль не стоит уже столбами
    Над бедной родиной моей.

Однако 20-й век показал всю справедливость этой гиперболы, когда погибли десятки миллионов русских в двух мировых войнах и одной гражданской. Ни один народ не потерпел такого страшного урона. Поэтому это художественное  преувеличение поэта в историческом контексте вполне уместно. (Крымская война 1853–1856 гг., мировая по своему характеру, в послевоенной тишине, описанной с поэме, становится грозным  предвестием будущих бедствий.)

Так что слёзы и рыдания самого Некрасова, описанные им в этой поэме можно было бы назвать "пророческими"**.

Но самое главное в этой поэме Некрасов создал вдохновенный образ Господа, который  живёт в душе простого народа:

    Бог угнетенных, бог скорбящих,
    Бог поколений, предстоящих
    Пред этим скудным алтарём!

              <...>

    Войди! Христос наложит руки
    И снимет волею святой
    С души оковы, с сердца муки
    И язвы с совести больной…


За это мы ему особенно благодарны.
   

------------
* Алтарь поэт называет «скудным» не в смысле благодати, а в смысле его бедности, не украшенной золотом и драгоценностями.  В деревнях того времени они были именно такими, а после того как во время революции и Гражданской войны были изъяты церковные ценности, они стали бедными почти все.

** В художественном понимании этого слова.


Сравните слёзы Н.А. Некрасова со слезами  А.С. Пушкина:


      И с отвращением читая жизнь мою,
         Я трепещу и проклинаю,
     И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
         Но строк печальных не смываю.

                ( А.С. Пушкин "Воспоминание", 1828 )

      Порой опять гармонией упьюсь,
      Над вымыслом слезами обольюсь...

(А.С. Пушкин "Элегия", 1830)


Рецензии
То что пророческий дух присутствует в стихе Некрасова, в этом с Вами согласен. Однако кажется, слёзы здесь не принесли Н. А. облегчения. Образ народа заслоняет даже образ Христа. Образ народа, может быть, даже во многом выдуманный. Кажется, совсем не случайно Некрасов применяет параллель с Пушкинским "Ангелом" - масонский призрак демона стоит за его (Н.А.) плечами, и Н. А. это знает. Кстати, и А. С. Пушкина, кажется, покаяние тоже не совсем облегчает. Интеллигенции 19 века было духовно слишком тяжело. Слёзы и рыдания Некрасова искренние, но всё непросто в этой жизни.
Ув. Владислав, не только стих Некрасова таковой, но само Ваше эссе, считаю, ещё более пророческое. Спаси Бог и с уважением.

Борис Силуанов   04.10.2023 12:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис.

Сердечное спасибо за отзыв. Вы правы, в этой жизни даже у святых не всё просто, не говоря уже о писателях.

С теплом и уважением.
Спаси Господи!

Владислав Плеханов   04.10.2023 13:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.