Плач Н. А. Некрасова
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали —
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарём!*
Это не только плач о своих грехах, но и о своём народе, о всех его поколениях, потому что слово «предстоящих» имеет значение не только стоящих перед алтарём, но и «будущих».
Слова «Тяжеле стонов не слыхали // Ни римский Петр, ни Колизей!», казавшиеся современникам Некрасова преувеличением, оправдались в 20-м веке, когда сотни тысяч христиан за веру были расстреляны и погибли в лагерях. Это гораздо больше чем их погибло не только в римском Колизее, но и во всём древнем Риме.
Далее многим читателям в этой поэме казались неудачной гиперболой слова Некрасова о том, что пыль прибили к земле слёзы солдатских жён и матерей.
Ты, русский путь, знакомый путь!
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей,
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Однако 20-й век показал всю справедливость этой гиперболы, когда погибли десятки миллионов русских в двух мировых войнах и одной гражданской. Ни один народ не потерпел такого страшного урона. Поэтому это художественное преувеличение поэта в историческом контексте вполне уместно. (Крымская война 1853–1856 гг., мировая по своему характеру, в послевоенной тишине, описанной с поэме, становится грозным предвестием будущих бедствий.)
Так что слёзы и рыдания самого Некрасова, описанные им в этой поэме можно было бы назвать "пророческими"**.
Но самое главное в этой поэме Некрасов создал вдохновенный образ Господа, который живёт в душе простого народа:
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарём!
<...>
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
За это мы ему особенно благодарны.
------------
* Алтарь поэт называет «скудным» не в смысле благодати, а в смысле его бедности, не украшенной золотом и драгоценностями. В деревнях того времени они были именно такими, а после того как во время революции и Гражданской войны были изъяты церковные ценности, они стали бедными почти все.
** В художественном понимании этого слова.
Сравните слёзы Н.А. Некрасова со слезами А.С. Пушкина:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
( А.С. Пушкин "Воспоминание", 1828 )
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...
(А.С. Пушкин "Элегия", 1830)
Свидетельство о публикации №223100301001
Ув. Владислав, не только стих Некрасова таковой, но само Ваше эссе, считаю, ещё более пророческое. Спаси Бог и с уважением.
Борис Силуанов 04.10.2023 12:00 Заявить о нарушении
Сердечное спасибо за отзыв. Вы правы, в этой жизни даже у святых не всё просто, не говоря уже о писателях.
С теплом и уважением.
Спаси Господи!
Владислав Плеханов 04.10.2023 13:15 Заявить о нарушении