Одежда

Простой люд в те времена был одет кто во что горазд. Никаких тканей, "мануфактурки", как говорили в народе, купить было невозможно. Если прознавали заранее, что в каком-то магазине "выбросят  мануфактурку", то с утра уже собиралась огромная очередь. Товару привозили мало, и он быстро заканчивался. Носилось и перешивалось всё, что оставалось со времен НЭПа и даже царских времён.
В семье бабушки в ход пошли и остатки бабушкиного приданого. Дети были одеты во что попало. Одежда старших переходила младшим, даже если она была в очень плачевном состоянии. Никто на это не обращал внимания. Родители радели только о том, чтобы дети были сыты, да не замерзали зимой.
С обувью была полная катастрофа. Моей маме переходила изношенная одежда сестры и ботинки брата. Всё всегда ей было велико и она, и без того очень худенькая, казалась ещё тщедушнее.
Из всего класса маминой школы более-менее приемлемо была одета только Рахилька Бутман. Однажды, придя к ней в гости, мать Рахильки жалостно посмотрела на подругу своей дочери и сказала: "Ёй, такая красивая девочка и так плохо одета!". Девочка не смутилась, ей казалось, что всё так и должно быть.
Только в 14 лет, после окончания семилетки, ей было куплено то артельное пальто, о котором я упоминала выше. Пальто стоило дорого, сшито из рогожеподобного материала, подбито толстым слоем ватина и отделано огромным овчинным воротником. Оно было очень тяжёлым, большого размера. Маленьких размеров в продаже просто не было, не шили. Пальто справили по случаю отъезда на учёбу в Великие Луки. Такое пальто и разорившийся купец третьей гильдии не надел бы.
Для семьи собрать ребёнка в дорогу было делом нелёгким. Бабушка целый год откладывала деньги. Купленное на собранные деньги пальто, мама одевала в любую погоду. Весь период обучения в медучилище она так в нём и проходила, и в нём же пошла на работу в районную больницу города Пустошка. 
Ей казалось, что пальто это с каждым годом становилось всё тяжелее. Как-то она приехала в Витебск к своей тётке по матери. Муж тетки, Моисей Григорьевич, вешая на вешалку пальто, удивленно воскликнул: "Ой-ё-ёй, для барышни-то тяжеленько будет!"   
 Все молодёжные собрания были запрещены, кроме комсомольских. Их охотно посещал мой дядька Пётр, будучи идейным комсомольцем. В городе ещё как-то можно было прожить, а деревня была настоящей "юдолью плача", по ней всей мощью ударила коллективизация и голод.
Дядя по комсомольской путевке был направлен в начале 30-х на работу в милицию, и по долгу службы был включён в выездную комиссию по коллективизации в деревнях. Там он видел страшные сцены и очень за всё это переживал, так как сердце имел доброе и сострадательное. Последней каплей для решения уйти из милиции стал случай, когда в одной из деревень "коллективизаторы" пришли отобрать у крестьянина какое-то сельхозорудие. В почти пустой избе исхудалая женщина громко кричала и плакала, прижимая к себе тощих детей, но имущество всё равно отобрали. Домой дядя вернулся подавленный.
В 1935 или 1936 году мой дядя женился на Нине Шапиро, она была старше его на 6 лет и имела очень болезненного ребёнка от первого брака. Работала она на невельской кондитерской фабрике "Красный конфетчик". Возможно, там они и познакомились. Через год у них родился сын Валерий. Дедушка очень переживал и был не доволен этому браку, но к невестке относился терпимо.
 Дед и бабушка полюбили внука. Этот брак сыграл трагическую роль в жизни стариков. Когда началась война, дядя Петя, их сын, ушёл в армию. Немцы были уже под Невелем.
В доме в ту пору проживал бабушкин любимец – большой серый полосатый кот, чистюля и умница. Однажды он стал громко мяукать, вскакивать ко всем на колени и лизать руки. Все очень удивились такому поведению. На утро его обнаружили мёртвым в печке. По народным приметам это сулило большое несчастье.
Буквально через день невестка в панике прибежала домой с работы и приказала деду и бабушке быстро идти на железнодорожную станцию, оттуда уходил последний эвакуационный поезд. Она стала пугать, что если они опоздают на поезд и не уедут, то немцы всех расстреляют.
Перепуганные старики выбежали из дома буквально в том, в чём были одеты. Бабушка только успела погасить огонь в печи и взять маленький узелок с какими-то тряпками. Она даже не сняла передника с платья. Невестка несла на руках маленького Валеру и какие-то вещи. Своего старшего ребёнка она ещё год назад отправила к родителям в Белоруссию. Во время войны он умер.
На станции у поезда толпились эвакуируемые, в основном это были еврейские семьи. Я до сих пор не понимаю: как могли эти уже старые люди (дедушке шёл уже 81-ый год) перенести столь длительный переезд в общем вагоне, переполненном несчастными беженцами с маленькими детьми. До Чувашии в условиях военного времени был путь очень длинный и опасный, они ехали в неизвестность, даже без надежды на возвращение в родной дом.
Через два месяца после их поселения в чувашской деревне невестка взяла внука и уехала с ним в Москву. Там она сошлась с каким-то офицером, имеющим хороший продуктовый паёк и отписала мужу на фронт, что ушла и никогда к нему не вернётся. Дядя Пётр, по словам мамы, очень любил Нину и маленького сына. Представлю, что делалось в его душе.
Уже в конце войны в одном из боёв он был легко ранен. После лечения в госпитале его признали негодным к строевой службе. К последствиям ранения присоединилась ещё и астма. Он до конца войны служил при штабах, а так как очень хорошо рисовал и имел прекрасный, почти каллиграфический почерк, то был задействован для выпуска стенгазет и боевых листков.
После смерти мужа бабушка жила в чувашской деревне одна. После войны она написала сыну письмо. Дядя Петя приехал за ней и увёз в родной дом. С виду она казалась совсем старенькой. На фотографии тех лет мы видим её сидящей на скамеечке, она улыбается своей доброй, лучистой беззубой улыбкой, из-под платка выбились белые кудряшки.
Мой брат Сергей Павлович ещё застал бабушку нашу при жизни. Как-то, ещё ребенком лет четырёх-пяти, он гостил вместе с мамой в Невеле. Бабушка, как всегда, сидела на лавочке в садике, а мой маленький братик, махая самодельным деревянным пистолетом, говорил ей: "Бабушка, вот придут немцы, я посажу тебя в погреб и закрою, перебью всех немцев, открою погреб и скажу: "Выходи бабушка!" Она очень смеялась и рассказывала всем, какой у неё храбрый внук.
В 1953 году бабушка серьезно заболела воспалением легких. Во время её болезни мама видела яркий сон, что бабушка молодая, в белом платочке сидит на зелёной лужайке, в руках маленький узелок с вещами, к ней приближается дедушка, тоже молодой. Он принимает узелок из её рук, а бабушка, взяв его под руку, пошла вместе с ним вдаль по зелёной лужайке.
Через некоторое время пришло письмо от дяди Пети, что бабушка умерла. Мама не могла приехать на похороны, я была ещё тогда годовалым младенцем и меня не с кем было оставить. Мой брат помнит, как взволновались и засуетились родители, мама по суеверной традиции закрыла все зеркала в квартире наволочками. На глазах у них стояли слёзы. Бабушка была похоронена на невельском городском кладбище у церкви. Её могилу посещают мои двоюродные сестры, приезжающие каждый год в Невель в отчий дом.
Мои любимые дедушка и бабушка в моём представлении так и ушли вместе, как в мамином сне, взявшись за руки. Ушли в наше семейное предание, в вечность. Их чистые души соединились на небе навсегда так же, как они не расставались никогда при жизни.
"Возвесели, Господи, души, житейскими бури истомленныя, да скорби воздыхания земные забвению предадят." (акафист по усопшим)


Рецензии