Внешний и внутренний человек

Внешний и внутренний человек

Человек имеет две природы, видимую внешнюю и невидимую внутреннюю. И обе эти природы называются "человеком".

 "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется." (2Кор 4:16).

Эти две природы имеют разное происхождение. Внешний наш человек создан из праха земного, из материи. Земное тело первого человека, Прародителя всех людей на Земле, Адама, Бог создал так:

"И создал Господь Бог человека из праха земного," (Быт 2:7).

 Сперва это было неживое тело, души в нем еще не было. Т.е., душа появилась не из праха земного. А когда же появилась душа и какова ее природа? Тем более, что Бог сказал:

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." (Быт 1:26-27)

А разве Бог подобен праху земному? То лежачее и бездушное тело еще не было подобием Божиим. Подобие Божие было помещено в то земное тело: "и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою." (Быт 2:7).

Как пишет Павел: "Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах" (2Кор 4:7).
Неодушевленный глиняный сосуд был создан из праха земного. А вот сокровище, рожденное от Духа Святого, было помещено внутрь того земного человека.

Потом Бог создал из части плоти Адама Еву. О том, как появилась душа Евы, автор Бытия умолчал. Но я склонен считать, что и в неодушевленное женское тело Бог потом также вдохнул, и появилась еще одна живая душа. А далее Бог заложил в земную природу способность плодиться и размножаться, зачиная и рождая себе подобное по плоти. И люди размножаются точно также, как и животные. И земные тела мы все получаем от родителей, так что и внешне дети часто похожи на своих предков. Но души нам подаются свыше при зачатии земного тела. И эти души рождены от Бога. И души имеют нетленную духовную природу и духовные тела. Когда говорят о духе человеческом, то по умолчанию там надо видеть и душу. Ибо душа не бестелесно, но имеет духовное тело. И именно духовное тело и есть настоящее тело человека. Того человека, который сошел с небес, т.е., родился свыше от Бога.

А теперь обратите внимание на классификацию этих двух природ. Апостол пишет: "Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий." (1Кор 15:45).

Земная природа (внешний человек) сам по себе не животворящий. Но, пока душа в земном теле, внешний человек жив. Как только душа покидает земное тело, так оно сразу же умирает. Именно потому земной человек назван "душею живущею". А вот внутренний наш человек назван "дух животворящий". Потому что именно дух с душой, пока находятся внутри земного тела, животворят это тело. Более того, внутренний человек может жить и без земного тела.

В Послании к евреям написано: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства," (Евр 12:22-23). Обратите внимание, духи праведников пребывают на небесах уже достигшими совершенства. И они там без земных тел. Потому что, как пишет Павел: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." (1Кор 15:50). Земная природа не может войти в небо. И если сказано о тех праведниках, что они обрели совершенство и без земных тел, то значит они уже ни в чем не имеют недостатка, в том числе и в земных телах.
 
В этом внутреннем человеке мы уже имеем себе жилище на небесах. Вот как пишет Апостол:

"Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный." (2Кор 5:1). Мы его УЖЕ ИМЕЕМ, а не получим когда-то. Потому что дух наш животворящий, по образу и подобию Отца Небесного. И как Отец Небесный имел, имеет и всегда будет иметь совершенство без земного тела, так и мы, дети Его, достигнем в своем совершенстве во Христе такого же внутреннего устроения души.

Но, что произошло при грехопадении? Грех вошел в земную природу и по этой природе все человечество умерло для жизни по Богу, став рождаться с влечением ко греху.   Также произошло изменение самоидентификации себя. Греховный мир начал прививать нам самоидентификацию души не с внутренним человеком, а с внешним. Мы и себя, и других стали воспринимать по плоти. И только прозрев и получив откровение свыше Апостол начал мыслить иначе, написав: "Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем." (2Кор 5:16). Мы - это не то, что создано из праха земного, и чей физический образ можем видеть в зеркалах.  Мы даже не мужчины и не женщины, ибо душа беспола. Это земное тело, которое мы получили на временное пользование и его содержание имеет гендерное различие. Но однажды мы покинем его и явимся такими, какие мы есть на самом деле.

Пока же мы пребываем еще в этом смертном земном теле, мы находимся между влечением двух природ, Божьей и греховной. Рожденная свыше небесная природа в нас ре может грешить. А земная природа влечет к самоугождению. Вот как пишет Павел:
"Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию — закону греха." (Рим 7:22).

Этими словами Павел показывает, что настоящий он - это внутренний человек. А внешний его человек - это не он, это человек греха, которого нужно распять. Он получил это греховное тело, с испорченной природой, которое не желает жить по Богу, да и не может. Но душа его хочет и жаждет жить по Богу. Потому в ином месте он пишет: "Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями." (Гал 5:24). Ибо только живущие по духу есть сыны Божие. А живущие по плоти отражают в себе детей диавола.

2023.10.03


Рецензии