Уникальный самолёт Як-52

     Понятно, что изначально самолёт Як-52 создавался как учебный самолёт для ДОСААФ. Как «продолжение» линейки учебных самолётов Яковлева. В нём было собрано и получило дальнейшее развитие всё лучшее, что было в предыдущих яковлевских учебных самолётах. Поскольку весь смысл подготовки лётчиков в ДОСААФ сводился к подготовке резерва лётного состава для военной авиации, то и Як-52 создавался похожим на военный самолёт, на истребитель, - одноместный, однодвигательный. Расположение лётчика, приборов и оборудования в кабине, и сама кабина было ближе к военному самолёту, к истребителю, чем к любому гражданскому самолёту.

     Самолёт получился просто замечательный и уникальный, - простой, надёжный, с мощным двигателем, неприхотливый в обслуживании, с отличной аэродинамикой. Самолёт, сочетающий в себе плохосочетаемое, - и простой учебный, и отличный спортивный. Он прощал многие ошибки начинающим лётчикам и позволял выполнять самые сложные фигуры пилотажа.

     Шасси на самолёте не совсем обычные, - они не убираются в привычном смысле, а поджимаются. При этом сами колёса свободно крутятся. При посадке с невыпущенными шасси, на пробеге самолёт не получает практически никаких повреждений, не считая разлетающегося в щепки винта. По крайней мере я не слышал о серьёзных повреждениях самолёта после посадки без шасси. А в тех случаях, которые происходили при мне, самолёт после замены винта всегда летал дальше без проблем.

     Есть и ещё разные уникальные особенности. Например, двигатель на Як-52 запускается сжатым воздухом, для чего имеется на борту баллон и на двигателе компрессор. И двигатель можно запустить, даже не имея на борту аккумулятора. Электричество на свечи подаёт магнето, как только начинает «вращаться» двигатель от сжатого воздуха. Аккумулятор нужен только для открытия электроклапана подачи воздуха. Этот электроклапан находится впереди на полу кабины и, при определённых навыках, лётчик ногой может открыть этот клапан, что многие и делали, и таким образом запускали двигатель без аккумулятора.

     Управление рулями на Як-52 настолько сбалансированное и лёгкое, что при первоначальном обучении для курсантов ставятся загрузочные пружины, чтобы курсанты чувствовали усилия на рулях и не превышали перегрузку. «Продвинутые» лётчики уже летают на пилотаж без пружин и вот тогда Як-52 показывает все свои великолепные возможности в лёгкости управления самолётом. И лёгкость эта достигается в том числе и тем, что элероны, руль высоты и руль направления не цельнометаллические, а это лёгкий дюралевый каркас, перетянутый специальной «авиационной» тканью, – перкалем.

     Управление Як-52 очень простое и понятное, самолёт послушно и чётко реагирует на отклонение рулей. Поэтому и взлёт, и посадка не представляют сложности при умелом обучении. Учитывая мощный двигатель, взлёт на Як-52 не представляет сложности. Самолёт резво набирает скорость на разбеге и по достижении скорости отрыва послушно взлетает. Только не мешай ему, выдерживай направление и держи управление. На посадке Як-52 послушно и плавно реагирует на отклонение рулей. Заход на посадку, предпосадочное планирование не представляют сложности, действуй только правильно, по инструкции, как инструктор учил. Перед самой посадкой самолёт чутко реагирует на изменение скорости, - при увеличении скорости задирает нос, при уменьшении – «проваливается зад». Это хорошо заметно и позволяет своевременно реагировать.

     Есть ещё одна уникальность Як-52, - полноценное пилотирование самолётом из кабины инструктора. Как выполнение пилотажа, так и выполнение посадки. Вполне достаточный обзор, за исключением, конечно, вперёд.

     Простая подготовка самолёта к вылету, сам лётчик может запросто подготовить к полёту. Залей топливо в баки, проверь масло, осмотри двигатель и самолёт. И можешь лететь.

     За десятки лет своего существования, Як-52 подготовил тысячи пилотов и
     лётчиков.

Слава самолёту Як-52!!!

02.10.2023 – Севастополь.


Рецензии