Графиня де Рон. пьеса в стихах. действие седьмое

                Действие седьмое

В зале уже смолкает шум, все расходятся на ночлег.
Остаётся только Пит с хозяином дома. Пит очень пьян.

Пит (зло):
       Ты думаешь, что помыслы о Боге
       Их привели в леса,
       На склоны без дороги?
       Но нет! Насилье и разбой!
       Желанье крови пролитой!
       На плахе место им!

Хозяин:
       Постой.
       Зачем же горячиться?
       Ведь может так случиться,
       Что грабили одни,
       Другие жили в Боге
       И были к людям и к себе
       Благочестиво строги.

Пит:
       Ты что, заступник, одурел?
       Их выгораживать посмел?
       Признайся - сам псалмы поёшь?

Хозяин:
       Уймись! Ты слишком много пьёшь.

Пит(кричит):
       Единый Бог, единый король,
       Единая вера, единый закон!
       Таков есть Парижа девиз и пароль.
(хватает хозяина)
       А кто не согласен, пусть молится он!

Хозяин:
       Проспись! И перестанешь злиться.

Раскаты молнии и гремит гром.

Хозяин(крестится):
       Ах, Господи, ну что за ночь!

Пит(ухмыляясь):
       Узрела Господа десница!
       Молись, несчастный! Руки прочь!

Пит старается подняться, но падает без чувств. Хозяин укладывает его и тоже ложится спать. Они засыпают.
Снова сверкает молния. Удар грома. Мгновение и пламя охватывает деревянную крышу. Дождь не спасает – слишком слабый. Ветер раздувает пламя ещё сильней.
Крики проснувшихся людей.
К хозяину, ещё спящему, подбегает мужчина, который накануне пел. Его зовут Гаспар.

Гаспар:
       Горим, хозяин! Всё в дыму!

Хозяин:
               Что? Где? Пожар? Я не пойму.

Гаспар:
       Очнись, хозяин, поживей!
       Кто в доме есть? Буди гостей!
       В дом молния попала, слышишь?
       Уж пламенем объята крыша.

Хозяин:
       Что? Молния?! О, Господи, спаси!
       Эй, Пит, вставай! Горим!

Пит(отмахивается):
       Пусти!
       Еретик, прочь! Оставь меня!

Хозяин:
       О, помогите мне!

Люди вытаскивают сонного Пита на улицу, выносят всё, что можно спасти от огня. Другие бегут к колодцу за водой.

Хозяин:(в ужасе)
       Графиня там! Среди огня!

Гаспар:
       Кто? Где?

Хозяин:
       Второй этаж. Постой! –
       От лестницы вторая дверь.

Гаспар:
       Облей меня водой!

Хозяин обливает его водой из вёдер. Гаспар вбегает в горящий дом.

Хозяин:
       О, Боже, что теперь?
       Мой дом! Кормилец мой горит!

Гаспар врывается в горящую комнату, где крепким сном спит графиня.

Гаспар:
       Ужель мертва? Иль просто спит?

Берёт её на руки и выбегает сквозь бушующее пламя, на мгновение вглядываясь в её лицо.

Гаспар:
       Но кто она? Прильнувшая во сне,
       Не замечая пламени и дыма?
       Так беззащитна и открыта мне.
       Знакомое лицо, но видел где?
       Ужель вчера, что проходила мимо?

Графиня вздрагивает и просыпается. Она растерянно смотрит на незнакомца и в ужасе оглядывается.

Графиня:
       Но кто Вы? Что случилось? Что?

Гаспар:
       ...Я думаю – ещё прорвёмся,
       Держитесь крепче за плечо!

Графиня:
       А кто Вы?

Мужчина:
       Позже разберёмся!

Графиня в ужасе закрывает глаза и обнимает Гаспара. Он пробегает сквозь пламя. Выбегает наружу, держа на руках графиню. Его одежда загорается. Но его друзья тут же обливают их водой и смеются.

Гейом:
       Гаспар! Ты наш герой беспечный!

Гаспар:
       Как же я мог бесчеловечно
       Покинуть странницу в беде?
       И в этом долг мужчины вечный –
       Забыть на время о себе...
       В угоду женщине красивой.

Графиня(дрожа):
       Меня от пламени спасли Вы?

Гаспар:
       Я счастлив, что сумел помочь.
       Какая дьявольская ночь!
       И крепкого лишит рассудка
         Такая непогода.

Графиня:
       Жутко...

Графиню укрывают покрывалом, но она продолжает дрожать.

Гаспар:
       Не бойтесь. Ужас позади.
       Прошла гроза. Пожар стихает.

Гейом:
       Гаспар, сюда!

Гаспар кланяется, идёт к своим людям. Графиня оглядывается, взволнованная подходит к хозяину, печально глядящему на свой сгоревший дом.

Графиня:
       Где Пит? Кто знает?
       Пит!

Хозяин:
       Он Вас не слышит.

Графиня:
       Пит!!!

Хозяин(печально):
       Он спит.

Графиня:
       Так разбуди!

Хозяин приводит Пита, который еле держится на ногах.

Графиня (отчаянно):
       Как смел ты, негодяй, напиться?
       Ты должен был меня спасти!

Пит(не понимая):
       О чём Вы?

Графиня:
       Замолчи, тупица!
      
Пит(пожимает плечами)
       Прошу простить...
      
Графиня(хозяину):
         Где лошади мои?
       Они сгорели?

Хозяин:
       О, нет, их вывести успели.
       Конюшня мало обгорела.

Гаспар возвращается к княгине и улыбается ей.

Графиня(смущённо):
       Простите. Как-то не успела
       Вам благодарность изъявить.
       Спасибо Вам, но, может быть,
       Напрасно Вы спасли меня.

Гаспар(улыбаясь):
       Вы вправе обвинять!
       Да я и сам подумал — зря,
       Не стоило спасать...

Графиня(смеясь):
       Вы лицедей! Ведь Вы артист?

Гаспар:
       Я поглупевший эгоист!
       Ведь Вас держу на холоде сыром,
       Забывшись малодушно.
       Пойдёмте. Там тепло.
(указывает на конюшню)

Графиня:
       В конюшню?

Гаспар:
       Но ведь сгорел весь дом.

Графиня:
       Нет, я немного прогуляюсь:
       Вернуть рассудок постараюсь.

Гаспар:
       Не буду ли я в тягость Вам?

Графиня(тихо):
       Нет, сударь.

Гаспар:
       Коли позволите, мадам,
       Свой плащ на плечи Вам накину.

Отбрасывает тонкое покрывало и закутывает её в свой тёплый плащ. Графиня сдержанно вздыхает.

Гаспар:
       Печаль по мужу или сыну?

Графиня:
       По брату!
       Вся жизнь моя – одна утрата.
       Лишь одиночеством богата
       Вполне.

Она внимательно смотрит в лицо Гаспару.

Графиня:
       Скажите, показалось ль мне —
       Вы пели ночью?

Гаспар:
       Случается. В душе
       Несносная тоска скребётся
       И с песнею наружу рвётся
       Вот и пою.
       Но Вам, должно быть, помешал?

Графиня:
       Напротив, нет. Я плохо сплю...

Гаспар(смеясь):
       О, я бы это не сказал!

Графиня(смеясь):
       Вы усыпили музыкой своей!
      
Гаспар:
       Моя вина! Ах, я злодей!
               Ведь Вы чуть было не сгорели!

Графиня:
       Но Вы исправить всё успели.

Гаспар:
       О, если б только не успел,
       Тогда б всю жизнь свою страдал,
       Что с Вами не сгорел!

Графиня:
       Нет, виноват слуга – проспал!
       Приедем – пусть ступает прочь.

Гаспар:
       Быть может, я смогу помочь?

Графиня:
       Нет, сударь, я сама управлюсь.
       Прибудем вскорости домой,
       А там от Пита я избавлюсь.

Гаспар:
       Он — юн, поэтому такой.
       Сейчас — простите. Он поймёт.
       Там поумнеет, возмужает.

Графиня:
       Беспечный, глупый...

Гаспар:
       Он страдает.
       На будущее всё учтёт.

Графиня:
       Ну ладно, не сержусь, Бог с ним.
       Мы с Вами столько говорим,
       Но даже имени не знаю.
       Вы дворянин, я полагаю?

Гаспар:
       Гаспар Дёбье де Гатильон.

Графиня:
       А я по мужу впредь – де Рон.


Продолжение следует...

http://proza.ru/2023/10/04/40


Рецензии