***

НЕКОТОРЫЕ ДИСКУССИИ О СОБАКАХ И НЕ ТОЛЬКО О НИХ.

В середине восьмидесятых годов собрались легашатники Саратовской области в поле. Целью их было традиционно закончить весенний полевой сезон очередными областными состязаниями по полевой дичи.
Главным экспертом был тогда ныне покойный уже неподкупный А.А.Никифоров, когда-то вырастивший первого чемпиона Всероссийской выставки 1957 года, знаменитого английского сеттера ч.Чингиза.
Ассистентами его были В.В.Васильев и М.Д.Калихман.

Охотники собрались в теперь уже застроеной дачами вездесущих
"новых русских" пойме реки Карамышки, что протекает близ села Рыбушка.
Участников набралось не много. На жеребьёвке присутствовали владельцы одного пойнтера, одного ирландского сеттера, одного английского сеттера, шести курцхааров и двух дратхааров.По положению допускались только собаки, имеющие диплом второй степени по профилирующей дичи.

Вечером у костра каждый из присутствующих нахваливал свою собаку, предрекая ей обязательную победу в предстоящей баталии с перепёлками.
Один довольно опытный собаковод весь вечер учил меня, с его точки зрения, ещё салагу в охотничьем собаководстве, как правильно надо натаскивать собаку. Другой стыдил меня тем, что я в такую жару привёз девятилетнего заслуженного кобеля в поле и этим насилую старую собаку.

Нам с Мартом по жребию выпал последний номер. Утром на поле размером двести на двести метров, стучало одновременно шесть перепелов-петушков и вавакала одна самочка. Уже с самого восхода солнца росы в поле не было, дорогу к полю покрывал толстый слой пыли и тянул едва заметный ветерок.
Температура катастрофически быстро поднималась и собакам становилось работать всё трудней и трудней.

Начались состязания. И тут фатальное невезение у многих, достаточно известных собак.Погода и сушь не давали им раскрыться полностью.
У некоторых просто "сносило крышу".
Первый номер-непроявление чутья,второй-погонка,третий-непроявление чутья. И так до восьмого номера.Хорошо поставленная и прекрасно подготовленная сука дратхаара получает наконец диплом третьей степени. Присутствующие переглянулись и сразу же двое участников заявили о том, что они снимают своих собак с состязаний.

-Пускайте собачку-объявил мне Никифоров.Пущенный в поиск Март тут же убежал к речке, искупался и вернулся обратно. Температура тем временем всё поднималась, а ветерок стал еле заметным. Закуривший Васильев отметил, что дым чуть-чуть относит в сторону. -Пускайте собачку-повторил главный эксперт.
Делать нечего.-Давай дружище, выручай-тихонько прошептал я на ухо кобелю и бодро скомандовал-Ищи!

Март на абсолютно правильном челноке не очень быстрым ходом стал обследовать поле. На второй параллели кобель развернулся на едва заметный ветерок, протянул около восьми метров и твёрдо стал. -Посылайте-крикнули судьи. -Вперёд!-крикнул я. Кобель резво прыгнул вперёд и прямо из-под его прута свечкой поднялся одуревший от пробежавшей по нему собаки, перепел, резво улетевший за речку. Выстрел, после которого сзади раздался дружный хохот экспертов и гром аплодисментов зрителей.

Описав работу, эксперты сказали:-Наводите на бьющего. Ещё метров пятьдесят и снова красивая, дальняя и верная работа по паре перепелов. Затем работа по перемещённым, которых Мартышка отработал каждую птичку в отдельности.
-Всё, достаточно-объявили судьи-Возьмите собаку на поводок.
Долго посовещавшись, эксперты пригласили меня к себе.

-Поздравляем Вас с дипломом второй степени и званием Полевого победителя-вынес свой вердикт Никифоров, крепко пожав мне руку. И добавил-Если бы не жара, он у Вас диплом первой степени мог бы получить.Прекрасная собака.
Потом было награждение, вручение призов. Нам дали новый кожаный ягдташ, с которым я охотился вплоть до двухтысячных годов, пока тот не рассохся, сетка не оборвалась и не оторвались торока.

В автобусе те, кто учил меня вечером у костра, смущённо молчали.
Остальные искренне поздравили нас с Мартом с заслуженной победой.
Тут же откуда-то взялась большая бутылка-"огнетушитель" с каким-то виноградным вином, мужики достали закуску и закрытие полевого сезона прошло, как всегда, традиционно успешно. На тех состязаниях я познакомился и подружился с дратхааристом Лабунским. Много полей после этого мы провели с ним на охоте.
Несколько лет назад, по привычке зайдя к нему в гости, узнал, что Юрия недавно не стало. Никифорова мы тоже похоронили в девяностых годах.
Даже провели состязания его имени. Светлая им память...


Рецензии