Пересматривая советские фильмы

Я уже не раз писал в своих заметках, что не люблю смотреть сегодняшние российские фильмы. Мне не нравятся ни сюжеты, высосанные из пальца, ни игра актеров, которые именно играют, а не переживают жизнь своих героев.  Да и актеры, особенно женщины, похожу одна на другую, и я их плохо различаю. И убеждаюсь, что такое мнение в российском кинематографе ни одного у меня.

Я писал как-то, что подсел на иностранные детективы, среди которых сериал «Чисто английские убийства». Именно так, убийства во множественном лице.  И вспомнил, что мне еще в 70-е годы понравился телевизионный фильм  с таким же названием, только убийство  в единственном числе, и мне не составило труда его найти в интернете. Стал смотреть и понял, почему он так мне понравился.  Я не был киноманом, не выстаивал огромные очереди, чтобы купить билет в кинотеатр на какой-нибудь новый советский фильм, о котором все говорят.  И вообще в кинотеатры в те 70-90-е годы практически не ходил. Все новинки смотрел, когда их показывали по телевидению. Поэтому с интересом стал смотреть фильм «Чисто английское убийство» 1974 года, советский двухсерийный телевизионный цветной фильм, снятый Самсоном Самсоновым на киностудии «Мосфильм» в 1974 году по одноимённому роману Сирила Хейра. Я не поленился и нашел этот роман, прочитав его уже после просмотра фильма, но не очень дотошно, лишь сравнивая киношных героев с теми, кто описан в романе.  И сейчас хочу поделиться своими впечатлениями.

Телевизионная премьера фильма состоялась 14 декабря 1974 года по Первой программе ЦТ. В 1976 году фильм был выпущен в прокат.

Действие фильма происходит в Великобритании. Накануне праздника Рождества в фамильный замок лорда Томаса Уорбека в окрестностях Чатема съезжаются родственники и друзья. Лорд Уорбек безнадёжно болен, врачи давали старику время до сочельника, и ему захотелось на Рождество собрать в доме всех тех, кто дорог лично ему, в последний раз насладиться семейной идиллией.

Лорд Уорбек не хочет видеть, что отношения между гостями далеки от идиллических. Некоторые — как, например, единственный сын и наследник старого лорда Роберт Уорбек, лидер экстремистской молодёжной организации, и кузен милорда сэр Джулиус Уорбек, двоюродный дядя Роберта, министр финансов Её Величества, откровенно не терпят друг друга.

Министр приехал с личным охранником. Приглашены также миссис Карстерс, жена ближайшего помощника министра, дочь местного пастора, вхожая в дом Уорбеков с детства, и леди Камилла Прендергаст, практически выросшая рядом с Робертом. Кроме них в замке уже довольно давно живёт доктор Ботвинк, эмигрант из Европы — историк, разбирающий фамильный архив рода Уорбеков. А в задних комнатах Уорбек-холла свои драмы — старый дворецкий Бриггс, служащий в этом доме почти 50 лет, с трудом сдерживает свою дочь Сюзанну, которая всё порывается выйти к гостям и что-то им заявить…

Неожиданно во время рождественского ужина, прямо под бой часов, выпив традиционный бокал шампанского, на глазах гостей умирает Роберт. На следующее утро — сам старый лорд Уорбек, которому кто-то сообщил о смерти сына. И буквально через несколько минут — одна из гостивших в доме дам… Из-за снежных заносов прибыть на место полиция не может; единственный присутствующий сотрудник Лондонского управления полиции — не детектив, а телохранитель, но именно ему придётся до прибытия специалистов взять на себя первые следственные действия.

Расследование очень осложняется тем, что практически все присутствующие оказываются связаны между собой странными, не самыми приятными и иногда очень неожиданными отношениями. Совершенно непонятны ни принципы выбора жертв, ни возможные мотивы преступления. И только доктор Ботвинк — иностранец, «не вполне знакомый с нашими обычаями, установлениями, нашим образом жизни», как справедливо отмечает сэр Джулиус, и именно поэтому способный со стороны, свежим взглядом осмыслить и оценить то, что всем остальным гостям представляется совершенно нормальным, очевидным, самим собой разумеющимся — единственный, кто сможет разобраться в случившемся. Поскольку убийство действительно окажется «чисто английским»…

Книга, по которой был снят фильм,  была написана в 1951 году, через шесть лет после окончания Второй мировой войны. Внутриполитическая и экономическая политика консерваторов перестала устраивать избирателей, и власть в послевоенной Великобритании перешла в руки лейбористов. Великобритания одну за другой теряла свои колонии и влияние в Азии и на Ближнем Востоке. Её статус великой державы оказался под вопросом. Раздел Палестины, находившейся до 1947 года под управлением Великобритании, привёл к созданию государства Израиль.

Фильм был поставлен в 1974 году, в год принятия Соединёнными Штатами Америки поправки Джексона — Вэника. К этому моменту в Советском Союзе усилились антисемитские настроения, и многие евреи выказали желание эмигрировать в Израиль, дипломатические отношения с которым были разорваны Советским Союзом в 1967 году, после начала Шестидневной войны.

В книге доктор исторических наук Венцеслав Ботвинк — это человечек с короткими ножками и пухлыми желтоватыми щеками, бывший подданный Австрии, Чехословакии и Германии, уроженец Венгрии, в котором течёт еврейская и русская кровь. В фильме имя доктора Ботвинка не указывается, при этом рост Алексея Баталова, исполнившего роль доктора Ботвинка, выше среднего.

В книге Роберт Уорбек — лидер фашистской организации «Лига свободы и справедливости», в фильме эта организация всего лишь «экстремистская». В фильме, если прислушаться, можно заметить, что слова «экстремистская организация» озвучены другим голосом. В первоначальной озвучке была фраза "фашистская организация". По книге, Роберт Уорбек — антисемит и антисоциалист.

В книге сержант Роджерс выпытывает у доктора Ботвинка, не находился ли тот в Австрии во время австрофашистской диктатуры Дольфуса. Подтверждая предположение сержанта, доктор Ботвинк одновременно описывает свои политические предпочтения как антифашистские и антиклерикальные, а также говорит, что он покинул Вену, не успев дочитать своих лекций.

В книге, как и в фильме, говорится о коммунистических взглядах доктора Ботвинка, однако в книге при этом Ботвинк замечает, что если бы он оказался в Москве, то скорее всего примкнул бы к антисталинистам. Эта фраза отсутствует и в русском переводе романа.

В книге при разговоре с леди Камиллой Роберт с издёвкой интересуется, не предложил ли ей её «новый еврейский дружок» доктор Ботвинк «вернуться с ним обратно в Палестину».

В книге Бриггс оповещает об ужине звонком китайского гонга. Сэр Джулиус отмечает, что этот гонг был вывезен англичанами из разграбленного ими Зимнего дворца в Пекине на исходе Второй опиумной войны. «Это были замечательные дни», — говорит сэр Джулиус, отпивая вино из бокала, на что миссис Карстерс язвительно замечает: «Сэр Джулиус, следует ли понимать, что Вы считаете расхищение Зимнего дворца достойным эпизодом нашей истории?». Перепалка сэра Джулиуса и миссис Карстерс переключается на другие события английского присутствия в Китае, в частности, на подавление Боксёрского восстания в 1900 году, в котором участвовала и Россия в составе aльянса восьми держав.

В книге сэр Джулиус является канцлером казначейства в «самом передовом социалистическом правительстве Западной Европы». В разговоре с отцом Сюзанна упоминает, что сэр Джулиус сам себя считает социалистом. Сэр Джулиус, предполагая, что жертвой должен был оказаться он, подозревает доктора Ботвинка и объясняет это противостоянием коммунистов и демократических социалистов Западной Европы. В фильме сэр Джулиус в разговоре с Роджерсом ограничивается фразой: «Это очень опасный человек».

Т.е. экранизация в Советском Союзе романа английского писателя сглаживает некоторые острые моменты в романе, и не очень чувствуется антисоветская риторика некоторых героев книги. Но в основном фабула книги сохранения и держит зрителей в напряжении почти до самого конца фильма.

Это был первый телевизионный фильм в СССР, при съёмке которого применялось сразу три камеры одновременно.

Костюмы, автомобили и другие приметы времени соответствуют началу 70-х годов ХХ века, но есть некоторые неточности. Так, все автомобили в фильме леворульные, несмотря на то что в Англии все автомобили праворульные. В первых сценах фильма можно увидеть на стенах Уорбек-холла портреты Анны Болейн и короля Генриха V.

В сцене игры в бридж персонажи фильма, так же как и в книге, ведут подсчёт сумм выигрышей и проигрышей друг друга в традиционной британской системе денежных единиц — в фунтах, шиллингах и пенсах, причём даже сэр Джулиус, являясь министром финансов, путается в подсчётах. Между тем ко времени, в которое перенесено действие фильма, указанная система была заменена в ходе денежной реформы в феврале 1971 года на десятичную, и фунт стерлингов делился на 100 «новых» пенсов без промежуточных денежных единиц.

Чем порадовал фильм, так целым созвездием знаменитых актеров. Перечислю главных героев.
• Алексей Баталов — доктор Ботвинк
• Леонид Оболенский — лорд Томас Уорбек (озвучил Андрей Файт)
• Георгий Тараторкин — Роберт Артур Перкинс Уорбек, сын лорда Уорбека
• Борис Иванов — сэр Джулиус Уорбек, двоюродный брат лорда Уорбека, министр финансов Великобритании
• Иван Переверзев — Бриггс, дворецкий (озвучил Евгений Весник)
• Ирина Муравьёва — Сюзанна Анна Бриггс, дочь Бриггса (озвучила Алла Будницкая)
• Файме Юрно — леди Камилла Прендергаст (озвучила Ирина Карташёва)
• Эугения Плешките — миссис Карстерс, супруга помощника министра финансов
• Эйнари Коппель — сержант Роджерс, Лондонское управление полиции, личная охрана министра финансов

Посмотрел этой двухсерийный телефильм и наткнулся на некоторые комментарии к нему. Ведь я смотрел в интернете, и так к большинству фильмов представляют наиболее интересные комментарии. Я не стал приводить фамилии или ники авторов этих комментариев, о лишь их суть. И убедился, как они похожи на мои мысли, если бы я стал из изображать на бумаге.

Итак, предоставляю слово авторам комментариев, по сути дела, моим соавторам.

- Боже мои! смотрю и не верю своим глазам и ушам! неужели это было??? неужели так феноменально играли актёры? Сравнивая с сегодняшним барахлом я думаю, как же мы были избалованны хорошим вкусом в творчестве ....мы принимали это как должное! Мы не представлял, что может быть халтура! Сегодня я даже телевизор не включаю , настолько всё пошло и отвратительно! Спасибо всем творческим деятелям советской эпохи!

- То, что в детстве казалось скучным и невыносимым, сейчас воспринимается, как подарок судьбы. Как хорошо, что есть возможность пересмотреть все шедевры.

- Как же я люблю эту спокойную атмосферу, эту спокойную манеру игры, это спокойное повествование, это отсутствие истерики в голосах.

- Совершенный шедевр от музыки до движения глаз актеров! Юная Муравьева, умница Баталов, нервный Тараторкин... Просто атмосфера. Старый дворецкий, снег, красивая несчастливая женщина, ненависть, витающая в воздухе. Пересматриваю. Как они это делали?

- Смотрю и понимаю, что уходит целая эпоха художественного кино. Переверзев, Баталов и другие советские актёры внушали доверие и уважение. Идеология советского кино насаждала желание подражать положительным героям, культуру и порядочность. Смотрите со своими детьми и внуками! Может что-то отложиться

- А мне вспоминается... при первых же аккордах этой прекрасной музыки, мои молодые красивые папа и мама... И как мы вместе ждали и смотрели с огромной радостью… Милое прекрасное время… Жаль, что ничего нельзя вернуть...

- Чем больше видишь современных "звезд", тем больше хочется смотреть старые советские фильмы. Музыка Артемьева - шедевр. Как о нем сказал кто-то из великих людей - простой гений. Лучше не скажешь! Фильм один из моих любимых.

- Под фильмом «Мужики» увидела замечательный комментарий: в этом фильме даже собаки лучше играют, чем современные актёры. Советские фильмы - это шедевр. ;

- Старые советские фильмы - это шедевр, хорошо, что есть возможность их пересматривать. Спасибо тем, кто даёт нам такую возможность

- За окном снежный зимний вечер, в печке потрескиваю дрова, кошка свернулась калачиком у меня на коленях, и я включила обожаемый мною детектив, какое наслаждение! Спасибо авторам и превосходным артистам! Какое удовольствие!!!

- Какие актёры!!!! Столько лет фильм держит зрителя! Без сцен насилия, стрельбы и секса, того, чем сегодня богат кинематограф!

- Замечательная постановка! Особенно восхищает Иван Переверзев в роли Бриггса, англичанин не сыграл бы лучше. Вообще, по уровню мастерства советским актерам нет равных. Жаль, что теперь так не снимают...

- Приятно смотреть фильм и читать комментарии, есть ещё люди, которые могут ценить действительно настоящую игру. Таких комментариев не прочтёшь под современными фильмами и сериалами. Спасибо вам, ценители советского кинематографа.

- Сколько раз пересматривала, сколько ещё буду... Люблю атмосферу английских детективов, сыгранную именно советскими актёрами. А какие лица у женщин английской знати! А музыка какая!

- Уважаемые товарищи! Не видать нам шедевров, подобных этому. В России такое снимать некому и не с кем. Будем счастливы, что мы выросли на них и можем пересматривать и получать истинное удовольствие от игры актеров, музыки, сценария и режиссуры.

- У меня в этом фильме тоже есть свои пристрастия - это Баталов и Переверзев. У Переверзева всегда были герои из народа и вдруг английский слуга. Мало эмоционален, вышколен, молчалив, ни одного лишнего слова. Верой и правдой всю жизнь служил своему господину. Внук делает их родственниками. Он растерян. Все сыграно точно. Благодаря герою Баталова происходит детективная развязка. Он весь фильм мало говорит и наблюдает. Анализирует происходящее. Он находит убийцу.

- Смотрю фильм, осень, за окном дождь, дома тепло и уютно. Сегодня суббота и я, когда все домашние дела переделаны, с упоением смотрю этот шикарный фильм. Спасибо огромное. Смотрите люди)))

- В советское время снимали, возможно, не так много фильмов, но зато какие они были: что ни фильм то шедевр! Благодарность и признание всем участвовавшим в создании фильма.

- Когда нет настроения, всегда приятно окунуться в мир чудесных фильмов. Актеры изумительно играют. К сожалению, многих нет в живых. Спасибо за эту  возможность насладиться настоящим кино.

Как вам понравились эти комментарии? Мне очень, как говорится, не в бровь, а в глаз.  Нашему послевоенному поколению повезло, мы имели счастливое детство, может, и не такое сытое. Но научились по-настоящему дружить, и эту дружбу пронесли через всю жизнь.  Получили отличное школьное образование и выросли настоящими патриотами своей Великой Родины. Многие выпускники школ получили высшее образование и у них получилась завидная карьера. Но и у того, у кого этой карьеры не случилось, достойно трудились на благо страны или служили офицерами в армии и на флоте. У большинства из нас выросли дети, продолжающие дело своих отцов и матерей, не кичившихся богатством, шикарными машинами или коттеджами.  Тех, кому доставляет удовольствие смотреть старые советские фильмы, которые немало сделали для воспитания в нашей стране достойных людей.


Рецензии