Символика красного цветка у М. Гаршина
Сюжет рассказа В. М. Гаршина «Красный цветок» прост. Душевно¬больной человек видит в больничном саду два красных цветка, которые кажутся ему воплощением вселенского зла. Он срывает их, несмотря на запреты, носит у себя под рубашкой, чтобы их яд не смог подействовать ни на кого, кроме него самого, потом уничтожает. Но вырастает третий цветок. Больной совершает титанические усилия, чтобы сбежать из-под надзора и уничтожить его. Этот никем не понятый и неоцененный подвиг стоит герою рассказа жизни.
Почему же именно красный цветок стал для безымянного персонажа символом зла? Только ли больное воображение в этом повинно?
Казалось бы, традиционно цветок — символ красоты, счастья, жизни. Но если обратиться к архетипу, выяснится, что это не так. Хтоническое (олицетворяющее дикую природную мощь земли; относящееся к подземному царству) начало, воплощенное в цветах, проявляется в мифологии практически всех индоевропейских народов. Так, по первоначальной версии, древнегреческий бог войны и разрушения Арес был порожден Герой от прикосновения к волшебному цветку. Дочь богини плодородия Персефона была завлечена в подземное царство умерших посредством прекрасного цветка, выращенного специально для этого Геей-Землей. Бог западного ветра Зефир наделялся губительными и животворными функциями, а его изображение всегда включало венок из цветов. Древние римляне украшали могилы умерших цветами в праздник Карны — богини подземного мира. А у восточно-романских народов дрэгайки -— мифологические персонажи, защищающие посевы и виноградники, но способные их и погубить, — всегда представляются в виде прекрасных девушек, украшенных цветами.
Не менее двойственны и функции именно красных цветов. В гре¬ческой мифологии был известен гигант Пиколой, убитый Солнцем-Гелиосом за нарушение закона гостеприимства (один из самых страшных грехов). Из крови Пиколоя выросло растение, цветок которого сияет, как луч Гелиоса, а корень черен, как кровь предателя. А в русской сказке «Аленький цветочек» купец, попавший на чудесный остров и сорвавший алый цветок в подарок дочери, должен был за это отдать свою или ее жизнь неведомому чудовищу.
С другой стороны, цветы — символ любви. В руках у древнеиндийского бога любви Камы — лук со стрелами из цветов. В мифологии многих восточных народов жизнь произошла из цветка (например, у вемале — Восточная Индонезия). Красный же цвет естественно ассоциируется с огнем. А огонь — «посредник между богами и людьми, в котором свет познания неотделим от жара любви» (Л. Бенуа), то есть носитель истинно эзотерического знания и его символ. Так, в дзен-буддизме Кашьяпа считается первым индийским патриархом этой школы, поскольку только он понял смысл бессловесной передачи дхармы (учения о законах высшего морального правопорядка, другими словами – тех же эзотерических знаний), заключенной в жесте учителя, который показал ученикам цветок и улыбнулся. Обряды восточнославянского праздника Купалы и основанного на балтийской мифологии Иванова дня (Лиго) связаны как с кострами, «живым огнем», так и с волшебным цветком, огненным цветом указывающим на клад. А через неопалимую купину пылающий огнем, но несгорающий куст Яхве явился Моисею.
Следовательно, красные цветы символизировали не только гибельную силу, присущую всем хтоническим образам. Они также были призывом к высшему познанию, делающему дух человека истинно высоким, но могущему привести и к гибели. И значит, не лишенным разума, а приблизившимся к высшей истине был герой рассказа Гаршина. Недаром безумцев у очень многих народов считали «божьими людьми». Но эта истина и долг, принятый на себя, были непосильны для неподготовленного человека, что не дало ему возможности существовать в «нормальном» состоянии и привело к его гибели.
2000 г.
Свидетельство о публикации №223100300667